Возрастная динамика художественного развития личности при формировании функциональной грамотности школьника на занятиях искусством

 
 

Мельникова Инна Юрьевна,

старший преподаватель

кафедры социально-гуманитарных дисциплин

ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО

 

Возрастная динамика художественного развития личности при формировании функциональной грамотности школьника на занятиях искусством

Вот почему я собрал воспитателей и сказал им:

«Не снабжайте детей готовыми формулами,

формулы – пустота, обогатите их образами

и картинами, на которых видны связующие нити.

Не отягощайте детей мертвым грузом фактов,

обучите их приемам и способам,

которые помогут им постигать.

Любовь к познанию – вот главное мерило».

Антуан де Экзюпери «Цитадель»

Решая задачи обновленного Федерального государственного образовательного стандарта основного образования по предмету «музыка и изобразительное искусство», нужно осознавать, что для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений искусство играет определяющую роль. Это отмечал в своих работах советский и российский лингвист, психолог, доктор психологических наук и доктор филологических наук, действительный член РАО и АПСН Алексей Алексеевич Леонтьев.

Наталья Федоровна Виноградова, советский и российский учёный в области педагогики, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заслуженный деятель науки Российской Федерации, утверждает, что функциональная грамотность связана с формированием мотивов для непрерывного совершенствования знаний, умений и качеств личности, позволяющих успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром. Мы видим, что оба ученых отдают ведущую роль и приоритет искусству в жизни человека.

Сущность понятия функциональной грамотности ученика определена прежде всего системой способностей. Прежде чем рассмотреть возрастную динамику художественного развития личности обратимся к понятию способности.

Способности – это индивидуально-психологические особенности, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, не сводимые к знаниям, навыкам и умениям личности, но объясняющие быстроту и легкость их приобретения.

Выделяют шесть групп способностей:

 специальные способности, формирующиеся на основе общих способностей в процессе профессионального обучения;

– общие сложные способности – общий уровень интеллектуальной организации индивида, формирующийся в процессе общего образования;

– общие элементарные способности – психомоторная и сенсорная организация индивида, осознанная на природных задатках;

– талант как наивысший уровень творческих возможностей в конкретном виде деятельности;

– одаренность как общая предрасположенность к определенным видам деятельности;

– гениальность – способность к эпохальным достижениям.

Неслучайно говорят, что в жизни человека два игрока: гены и опыт, вопрос, кто будет проводником в жизни на пути становления личности? Будет ли Моцарт Моцартом?

Однако развитие способности должно иметь какое‐то «начало», точку отсчета. Это задатки – природная предпосылка способности, анатомо‐физиологические особенности, лежащие в основе развития способностей.

Задаток сам по себе не определен, ни на что не направлен, многозначен. Он получает свою определенность, только будучи включенным в структуру деятельности. Возможно, из какого-то природного задатка у человека разовьются, например, математические способности, художественные, возможно и другие.

Всякая деятельность требует от человека обладания специфическими качествами, определяющими его пригодность к ней и обеспечивающими определённый уровень успешности ее выполнения. В психологии эти индивидуально-психологические особенности называют способностями личности.

Преимущественное развитие отдельных элементарных и сложных способностей создает предпосылку для развития индивидуальных специальных способностей. Они определяются особенностями психомоторной и сенсорной организации личности, индивидуальными особенностями памяти, мышления, воображения и эмоционально-волевой сферы.

Сложные – способность к усвоению новых знаний, наблюдательность, общий уровень интеллектуального развития и т. д.

Элементарныеспособность к психическому отражению действительности, необходимый уровень развития восприятия, памяти, мышления, воли и т.д.

Общие способности, присущие в той или иной мере всем людям, то есть такие свойства людей, которые необходимы для всех видов деятельности: в труде, в познании, общении и т.д.

Способности человека не только совместно определяют успешность деятельности и общения, но и взаимодействуют друг с другом, оказывая друг на друга определенное влияние. В зависимости от наличия и степени развитости отдельных способностей, они приобретают специфический характер.

Способности существуют и развиваются или погибают в личности точно так же, как психологически «исходные» потребности, мотивы деятельности. В личности наблюдается своя динамическая иерархия способностей.

Выводы:

– Проблема в том, что вопреки расхожим и упрощенным бытовым представлениям, в человеческом мозге не существует однозначной и чёткой локализации высших психических функций.

– Из одного и того же физиологического «материала» могут развиться разные психологические способности.

– Это определено направленностью личности и результативностью деятельности.

Рисунок 1. Отражение системного видения способностей

Необходимым условием развития художественных способностей является образовательная среда. Поликультурная среда, созданная в образовательной организации, будет способствовать художественно-эстетическому развитию личности.

Интегрирующая роль искусства в том, что оно дает форму человеческому уровню мышления, культуре. Способность искусства вовлекать в своё «энергетическое поле» даёт основание для осознания процесса общения с искусством как универсальной образовательной технологии, воздействующей на личность ребенка, побуждающей его к изменениям, стимулирующей глубинные преобразования, развитие творческого мышления, воображения, фантазии, толерантности, формирования системы ценностей и убеждений.

Искусство – не есть объект зеркального отражения, оно рассматривается в свете чувств человеческой деятельности, общественной практики и должно быть актуально в связи с этой практикой. В процессе познания искусство выступает как основа и цель познания, как критерий истины и как практический определитель связи предмета с тем, что нужно человеку.

Развитие полифонического воображения и полихудожественного восприятия мира способствует формированию художествено-эстетической составляющей общей культуры человека. Концепция полихудожественного воспитания и развития школьников, прошедшая апробацию в Лаборатории комплексного взаимодействия искусств Института с 1987 года, способствовала раскрытию педагогических условий формирования целостного развития художественного сознания школьников. Савенкова Любовь Григорьевна, советский и российский педагог, член-корреспондент РАО, главный научный сотрудник Института художественного образования и культурологии Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор, расширила видение рамок данной концепции и продолжает эту работу.

Приведенный ниже рисунок отражает суть концепции, раскрытой через две составляющие, эко и экзи системы, а также на основе психофизиологических особенностей школьника рассматривается знание о пяти «слоях», раскрывающих и погружающих в мир искусства обучающихся, ведущих к полифоническому воображению, а средства выразительности, виды и язык искусств имеет свою классификацию.

Рис 2. Модель концепции полихудожественного воспитания и развития личности

Возрастная динамика художественного развития личности как фактор определения критериев оценки индивидуальных достижений школьников с учетом функциональной грамотности можно рассмотреть на каждом возрастном этапе с учетом особенностей восприятия произведений искусства и метапоказателей художественного развития личности.

Исходя из традиционного подхода к возрастным и психофизиологическим особенностям каждой стадии развития ребенка, выстраивается и методика работы с детьми, параметры социального взаимодействия, задачи возраста, новообразования и постановка педагогической задачи, а исходя из этого выделяется функция произведения искусства, подход к его восприятию, краткая характеристика особенностей восприятия и прочтения художественного произведения искусства. На основании этого процесса можно выделить метапоказатели художественного развития личности, где можно рассматривать проявления качеств характера, освоение методов эстетического познания, проявление компетенций через освоение практик художественной деятельности и развития компонентов функциональной деятельности.

Рис 3. Возраст 6-9 лет – дошкольный и младший школьный период

Рис 4. Возраст 10-11 лет – переход от детского к пубертатному периоду

Рис 5. Возраст 12 лет – переход к подростковому периоду

Качественным показателем при учете возрастной динамики художественного развития будет культурная личность:

– способная сохранять здоровье;

– профессионально определившаяся;

– умеющая проектировать собственную жизнедеятельность;

– желающая и умеющая действовать.

Используемая литература:

1. Ананьев Б. Г. и др. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М., 1968

2. Бодина Е.А. Музыкальная педагогика и педагогика искусства. Концепции XXI века: учебник для вузов / Е. А. Бодина. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 333 с.

3. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников: рекомендации к разработке комплексных программ по искусству для школ и внешкольных занятий / Под общей редакцией профессора Г. Г. Шевченко, профессора Б. П. Юсова. – Луганск, 1990.

4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПБ: Союз, 1997.

5. Гаспарович, Елена Диалог в педагогике искусства / Елена Гаспарович. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 144 c.

6. Данилюк А. Я. Теория интеграции образования. – Ростов н/Д, 2000.

7. Новые очерки по психологии искусства Рудольф Арнхейм, 1994, Издательство: Прометей.

8. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. – М.: Юрайт. 2024. 412 с.

9. Педагогика искусства: теория и практика / Л.П. Маслова, Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Новосибирск: Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Издательство 1997.

10. Педагогика искусства [Текст]: видеть, ведать и творить: книга для учителей общеобразовательных организаций: [16+] / Б. М. Неменский. — 2-е изд., перераб. — Москва: Просвещение, 2017.

11. Петрушин В. И. Психология и педагогика художественного творчества. – М.: Юрайт. 2024. 396 с.

12. Психология искусства. Выготский Лев. – 2013 с. 480.

13. Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений Виктор Аллахвердов Основы психологии 0003. Год издания 2001 Издательство: ДНК Серия: Психология и культура.

14. Савенкова Л. Г. Воспитание человека в пространстве мира и культуры: интеграция в педагогике искусства. М.: МАНМУ-РАНХи ГС, 2014.

15. Савенкова Л. Г. Дидактика художественного образования как составляющая часть педагогики искусства: новое знание [Текст]: учебно-методическое пособие для системы общего и высшего профессионального образования279 с.

16. Савенкова, Л. Г. Педагогика искусства: интегрированное полихудожественное образование – условие формирования творческого мышления обучающихся.

17. Юсов Б. П. Современная концепция образовательной области " Искусство " в школе // Из в. Рос.акад. образования. – 2001. – № 4. – С. 64-73.

18. Юсов Б. П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство» // Избранные труды по истории, теории и психологии художественного образования полихудожественного воспитания детей /Институт художественного образования Российская академии образования. М.: Спутник К, 2004.

Количество просмотров: 34  

Добавить комментарий

1. Возрастная динамика художественного развития личности при формировании функциональной грамотности школьника на занятиях искусством ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Индивидуальный человеческий капитал: просто о важном ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Методика формирования универсального умения решать задачи в условиях обновленного ФГОС НОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Задачи методического лидера учителей начальных классов: от методической сессии к заседанию муниципального методического объединения ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Решение методической проблемы развития навыка смыслового чтения на уроках окружающего мира: сценарий заседания руководителей методических предметных кафедр и школьных методических объединений ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
6. Методические особенности организации обратной связи от учителя к ученику ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
7. Дидактические возможности и условия профориентационной деятельности в процессе урока (на примере учебного предмета «Обществознание») ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
8. Мастер-класс для коллег: рекомендации руководителю методического объединения учителей ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
9. Методические кейсы в совершенствовании профессионализма учителя ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
10. Методические рекомендации по проведению урока окружающего мира в начальной школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
11. Методические особенности создания условий для присвоения традиционных духовно-нравственных ценностей русского народа младшими школьниками на уроках ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
12. Современный урок русского языка: методические рекомендации учителю ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
13. Особенности уроков математики на конкурсе «Мой лучший урок – 2024» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
14. Методический анализ учебных занятий в контексте системно-деятельностного подхода ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
15. Неформальное образование учителя: возможности информационно-образовательной среды ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
16. Освоение старшеклассниками национальных духовных ценностей: потенциал интеграции курсов истории России и обществознания ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Трудные темы в обучении младших школьников математике: методические рекомендации на основе анализа результатов ВПР ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
18. Обществознание: углубленный уровень. Интеграция социально-психологического знания в содержание учебного предмета «Обществознание» ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
19. Основные ориентиры современной оценки в условиях реализации обновленных ФГОС ОО ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
20. Объективное и стимулирующее к успеху оценивание качества знаний учащихся ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023

Страницы