Индивидуальный человеческий капитал: просто о важном

 
 

Гуськова Анна Геннадьевна,

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин

ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО

 

Индивидуальный человеческий капитал: просто о важном

Глобальные тенденции развития общества (глобализация финансовых рынков, цифровизация, информатизация общества, роботизация, использование искусственного интеллекта) кардинально изменили требования к человеку, вернее к индивидуальному человеческому капиталу. Этот социально-экономический и социокультурный феномен стал объектом внимания как ученых-теоретиков, так и практиков в различных сферах жизнедеятельности общества. Область педагогики и воспитания не является исключением, и в учебно-воспитательном процессе этот термин появляется все чаще. Давайте максимально просто и ясно попытаемся его раскрыть и наполнить содержанием так, чтобы представленный материал можно было использовать для организации различных учебно-воспитательных мероприятий.

Первоначально под человеческим капиталом понималась лишь совокупность инвестиций в человека, повышающая его способность к труду – образование и профессиональные навыки. Сегодня это понятие стало существенно более емким и широким.

Индивидуальный человеческий капиталэто совокупность врожденных способностей и приобретенных знаний, умений, опыта и мотиваций человека, состояние его здоровья, а также условия жизни и деятельности, эффективное использование которых способствует увеличению его дохода и приобретению благ (Лавренова Е.Б.).

Таким образом, важными составляющими человеческого капитала в современном обществе являются:

1. Способность быстро ориентироваться в большом потоке информации. Это факт. Информационная реальность обязывает нас иметь такой навык.

2. Гибкость в обучении. Вспоминайте, в курсе обществознании речь идет о непрерывности, готовности учиться, когда мы говорим про гибкость, то имеем в виду готовность и способность учиться на собственном опыте и применять полученные знания для достижения лучших результатов в сложных и постоянно изменяющихся условиях.

3. Способность создавать новое, генерировать идеи, креативность. Креативные люди умеют замечать неожиданные связи между явлениями и объектами, выходить за рамки стандартного мышления. Для этого необходимо использовать одновременно логику и воображение – то есть анализировать проблему и нестандартно мыслить.

4. Комплексность и системность мышления, его критичность. Мы живем в мире, в основе которого лежат взаимосвязи одних элементов с другими. Отличие системного мышления от других заключается в том, что это тип мышления, в основе которого лежит способность к объединению различных элементов в одну законченную картину. Ошибочно полагать, что этот вид восприятия нужен лишь большим начальникам и людям творческих профессий. Оно нужно всем.

5. Эмоциональный интеллект – это способность личности осознавать и понимать свои эмоции и чувства других людей и использовать эти навыки во взаимодействии с окружающими.

6. Способность быть самостоятельным, решать задачи, а не выполнять задания. Мы говорим про способность применять инновации, бросать вызов привычному порядку, изменять и расширять границы. Это про делать не на автомате, а исходя из своего нового видения и, возможно, немного рискуя.

7. Умение работать в разных форматах и разных средах одновременно, параллельно. Умение работать онлайн и оффлайн, в команде и индивидуально, выполнять параллельно несколько задач. Это умение также важная составляющая человеческого капитала.

8. Способность руководить разными людьми в разных средах, организовывать между ними коммуникацию:

– Отмечать успехи и поощрять людей, которые их добились.

– Поддерживать друг друга при возникновении неожиданных ситуаций и наступлении неблагоприятных обстоятельств.

– Вдохновлять себя и других на дальнейший рост, учитывая при этом свои успехи и неудачи.

– Поддерживать командное взаимодействие.

– Принимать обоснованные риски и открыто обмениваться мыслями.

9. Финансовая грамотность. Требования к человеческому капиталу меняются в зависимости от социокультурных и социально-экономических условий и особенностей развития общества. Сегодня нужно принимать во внимание факт того, что важнейшей составляющей человеческого капитала является финансовая грамотность. Финансовая грамотность, позволяющая человеку участвовать финансовых отношениях как в роли сберегателя, так и в роли инвестора. Финансовая грамотность является основой, условием, фундаментом, на котором создается возможность для формирования и воспитания одной из ключевых компетенций современного человека. Компетенций, обеспечивающих благополучие самого человека, его семьи и общества в целом – финансовой культуры.

Представленные составляющие индивидуального человеческого капитала позволяют нам озвучить важный вывод – человеческий капитал в современной экономике стал главным генератором инноваций и производительной силой индустрии знаний.

Количество просмотров: 127  

Добавить комментарий

1. Индивидуальный человеческий капитал: просто о важном ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Методика формирования универсального умения решать задачи в условиях обновленного ФГОС НОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Задачи методического лидера учителей начальных классов: от методической сессии к заседанию муниципального методического объединения ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Решение методической проблемы развития навыка смыслового чтения на уроках окружающего мира: сценарий заседания руководителей методических предметных кафедр и школьных методических объединений ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Методические особенности организации обратной связи от учителя к ученику ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
6. Дидактические возможности и условия профориентационной деятельности в процессе урока (на примере учебного предмета «Обществознание») ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
7. Мастер-класс для коллег: рекомендации руководителю методического объединения учителей ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
8. Методические кейсы в совершенствовании профессионализма учителя ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
9. Методические рекомендации по проведению урока окружающего мира в начальной школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
10. Методические особенности создания условий для присвоения традиционных духовно-нравственных ценностей русского народа младшими школьниками на уроках ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
11. Современный урок русского языка: методические рекомендации учителю ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
12. Особенности уроков математики на конкурсе «Мой лучший урок – 2024» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
13. Методический анализ учебных занятий в контексте системно-деятельностного подхода ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
14. Неформальное образование учителя: возможности информационно-образовательной среды ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
15. Освоение старшеклассниками национальных духовных ценностей: потенциал интеграции курсов истории России и обществознания ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Трудные темы в обучении младших школьников математике: методические рекомендации на основе анализа результатов ВПР ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
17. Обществознание: углубленный уровень. Интеграция социально-психологического знания в содержание учебного предмета «Обществознание» ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
18. Основные ориентиры современной оценки в условиях реализации обновленных ФГОС ОО ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
19. Объективное и стимулирующее к успеху оценивание качества знаний учащихся ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
20. Трудные вопросы в обучении младших школьников предмету «Окружающий мир» ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023

Страницы