Индивидуальный человеческий капитал: просто о важном
Глобальные тенденции развития общества (глобализация финансовых рынков, цифровизация, информатизация общества, роботизация, использование искусственного интеллекта) кардинально изменили требования к человеку, вернее к индивидуальному человеческому капиталу. Этот социально-экономический и социокультурный феномен стал объектом внимания как ученых-теоретиков, так и практиков в различных сферах жизнедеятельности общества. Область педагогики и воспитания не является исключением, и в учебно-воспитательном процессе этот термин появляется все чаще. Давайте максимально просто и ясно попытаемся его раскрыть и наполнить содержанием так, чтобы представленный материал можно было использовать для организации различных учебно-воспитательных мероприятий.
Первоначально под человеческим капиталом понималась лишь совокупность инвестиций в человека, повышающая его способность к труду – образование и профессиональные навыки. Сегодня это понятие стало существенно более емким и широким.
Индивидуальный человеческий капитал – это совокупность врожденных способностей и приобретенных знаний, умений, опыта и мотиваций человека, состояние его здоровья, а также условия жизни и деятельности, эффективное использование которых способствует увеличению его дохода и приобретению благ (Лавренова Е.Б.).
Таким образом, важными составляющими человеческого капитала в современном обществе являются:
1. Способность быстро ориентироваться в большом потоке информации. Это факт. Информационная реальность обязывает нас иметь такой навык.
2. Гибкость в обучении. Вспоминайте, в курсе обществознании речь идет о непрерывности, готовности учиться, когда мы говорим про гибкость, то имеем в виду готовность и способность учиться на собственном опыте и применять полученные знания для достижения лучших результатов в сложных и постоянно изменяющихся условиях.
3. Способность создавать новое, генерировать идеи, креативность. Креативные люди умеют замечать неожиданные связи между явлениями и объектами, выходить за рамки стандартного мышления. Для этого необходимо использовать одновременно логику и воображение – то есть анализировать проблему и нестандартно мыслить.
4. Комплексность и системность мышления, его критичность. Мы живем в мире, в основе которого лежат взаимосвязи одних элементов с другими. Отличие системного мышления от других заключается в том, что это тип мышления, в основе которого лежит способность к объединению различных элементов в одну законченную картину. Ошибочно полагать, что этот вид восприятия нужен лишь большим начальникам и людям творческих профессий. Оно нужно всем.
5. Эмоциональный интеллект – это способность личности осознавать и понимать свои эмоции и чувства других людей и использовать эти навыки во взаимодействии с окружающими.
6. Способность быть самостоятельным, решать задачи, а не выполнять задания. Мы говорим про способность применять инновации, бросать вызов привычному порядку, изменять и расширять границы. Это про делать не на автомате, а исходя из своего нового видения и, возможно, немного рискуя.
7. Умение работать в разных форматах и разных средах одновременно, параллельно. Умение работать онлайн и оффлайн, в команде и индивидуально, выполнять параллельно несколько задач. Это умение также важная составляющая человеческого капитала.
8. Способность руководить разными людьми в разных средах, организовывать между ними коммуникацию:
– Отмечать успехи и поощрять людей, которые их добились.
– Поддерживать друг друга при возникновении неожиданных ситуаций и наступлении неблагоприятных обстоятельств.
– Вдохновлять себя и других на дальнейший рост, учитывая при этом свои успехи и неудачи.
– Поддерживать командное взаимодействие.
– Принимать обоснованные риски и открыто обмениваться мыслями.
9. Финансовая грамотность. Требования к человеческому капиталу меняются в зависимости от социокультурных и социально-экономических условий и особенностей развития общества. Сегодня нужно принимать во внимание факт того, что важнейшей составляющей человеческого капитала является финансовая грамотность. Финансовая грамотность, позволяющая человеку участвовать финансовых отношениях как в роли сберегателя, так и в роли инвестора. Финансовая грамотность является основой, условием, фундаментом, на котором создается возможность для формирования и воспитания одной из ключевых компетенций современного человека. Компетенций, обеспечивающих благополучие самого человека, его семьи и общества в целом – финансовой культуры.
Представленные составляющие индивидуального человеческого капитала позволяют нам озвучить важный вывод – человеческий капитал в современной экономике стал главным генератором инноваций и производительной силой индустрии знаний.
Количество просмотров: 156 |
Добавить комментарий