Методические рекомендации по проведению урока окружающего мира в начальной школе

 
 

Понуровская Виктория Владимировна,

методист кафедры начального образования

ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО

 

Методические рекомендации по проведению урока окружающего мира в начальной школе

Начиная с начальной школы, обучающиеся осваивают навыки поиска информации, ее анализа, преобразования, применения, представления и оценки. Современный урок окружающего мира должен быть личностно-ориентированный, деятельностный. Одним из основных компонентов является сотрудничество между учителем и учеником в процессе урока.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, при котором используются разнообразные методы и формы обучения. Проблемно-поисковый метод обучения часто используется при постановке учителем исследовательских задач, который характеризуется тем, что содержание учебного материала усваивается учащимся в процессе разрешения специально создаваемых проблемных ситуаций.

При проектировании современного урока окружающего мира учитель начальных классов должен, во-первых, четко представлять, какие результаты должны быть достигнуты на данном уроке. Во-вторых, он должен правильно спроектировать учебную деятельность учащихся, чтобы все компоненты данной деятельности присутствовали на уроке.

При планировании системы уроков по окружающему миру у учителя возникает вопрос: как организовать уроки окружающего мира таким образом, чтобы они были ценностно наполнены? Как, в свою очередь, ввести ребенка в мир ценностей? Как сделать так, чтобы ценностные ориентации стали значимыми для детей?

Пожалуй, самым необходимым является сформированность положительного отношения и интереса к учебному предмету «Окружающий мир». Это возможно благодаря тому, что между учеником и учителем возникает контакт, взаимопонимание, общение, состояние соучастия и содействия.

Существуют различные пути и методические приемы формирования нравственных ценностей в учебном процессе: через учебное содержание, методы и формы организации учебной деятельности (урок-исследование, урок – творческая мастерская, урок-экскурсия, урок «открытых мыслей» и др.). Целесообразно организовывать работу группами по 4-5 человек, обращая внимание, чтобы у каждого участника группы была своя роль.

Формы организации учебного процесса при реализации курса «Окружающий мир» могут быть разнообразными: дидактические игры, уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах города или поселка и др.; уроки-исследования и уроки экспериментальной проверки каких-то гипотез; уроки-путешествия, уроки – заседания экологического совета, уроки-конференции. В обновлённом варианте ФГОС НОО и Федеральной рабочей программе представлено следующее содержание познавательных универсальных действий:

1) Методы познания окружающего мира (наблюдения, измерения, опыт, работа с моделями).

2) Базовые логические действия (анализ, сравнение, классификация, сериация и др.).

3) Базовые исследовательские действия (постановка гипотезы и её проверка, выявление недостатка информации, установление связей и зависимостей).

4) Работа с информацией (поиск, оценка, интерпретация и др.).

В 1 классе учащиеся наблюдают. Учитель организует деятельность таким образом, что учащимся необходимо наблюдать за явлениями природы, за объектами окружающей среды (за погодой, за сезонными изменениями, которые происходят). Также учащиеся проводят опыты под руководством учителя. Ребенок учится наблюдать за окружающей действительностью. Во 2 классе учащиеся уже проводят опыты и наблюдения с природными объектами. В 3 и 4 классе работа с проведением наблюдений и опытов несколько усложняется. К методам, используемым на уроке окружающего мира, добавляется исследование, используя простейшее лабораторное оборудование, следуя инструкциям и соблюдая правила безопасности труда.

Подводя итоги XVI Областного конкурса профессионального мастерства учителей начальных классов общеобразовательных учреждений, расположенных на территории Новосибирской области, «Мой лучший урок» им. Т.П. Комаровой» в номинации «Окружающий мир», можно сделать вывод, что в конкурсных материалах виден высокий профессионализм учителей, которые владеют современными, инновационными методами, приемами и технологиями обучения.

Один из конкурсных уроков по теме «Организм человека» был представлен с применением технологии смешанного обучения – модель «смена рабочих зон» или «ротация станций». Класс был разделен на 3 рабочие зоны: «Онлайн», «Групповая работа», «Работа с учителем». На работу в каждой зоне выделялось 8-9 минут. Обучающиеся заранее были распределены учителем, каждый находится в своей зоне. После звукового сигнала обучающиеся переходят в следующую зону по маршрутному листу. За урок каждая группа прошла все 3 рабочие зоны.

 

На мотивационно-целевом этапе урока ученики разделены на 3 группы. У каждой группы на столе «черный ящик», каждая группа по очереди выдвигает предположения, что находится в ящике. После каждая группа читает описание и выясняет, что было в их «черном ящике». Ребята выдвигают предположения, о чем может пойти речь на уроке с учетом того, что у всех групп предметы разные.

На содержательном этапе урока ученики группы «Онлайн» читают план на маршрутном листе, смотрят видео, выполняют задания. На локации «Групповая работа» ребята распределяют материалы задания на членов группы, выполняют задания и практическую работу по взвешиванию и измерению роста. В группе «Работа с учителем» обучающиеся задают вопросы, исправляют ошибки в тексте, собирают пищеварительную систему, отделяя лишние органы, проговаривают ее функции. Письменно формулируют понятие «система органов».

На рефлексивно-координирующем этапе обучающиеся вспоминают, что такое «система органов», какие системы рассмотрели за урок и какие функции они выполняют. Оценивают свою работу в разных зонах, выбирают наиболее продуктивную и понравившуюся. Объясняют свой выбор. Оценивание работы на уроке проходит по критериям. В зависимости от задания, предложенного в зоне «Онлайн», после окончания урока учитель оценивает заполненные на маршрутном листе таблицу, схему, результат тестирования. В зоне «Групповой работы» учителем дается оценка продукта, полученного в ходе выполнения задания (на данном уроке это кластер и заполненная таблица с измерением роста и веса). Также учитель проводит оценивание при работе «Работа с учителем». Данная зона хороша тем, что можно обратить внимание на каждого ребенка.

На данном учебном занятии выполняется одно из актуальных требований к современному уроку окружающего мира – формирование у обучающихся функциональной грамотности. Особое внимание уделяется читательской грамотности, учитель акцентирует внимание на анализе текстов, размышления над ними, поиск и выбор необходимой информации. Работая с учителем, дети искали ошибки в тексте, а работая в группе, заполняли кластер «Организм человека», опираясь на данные, представленные в виде текстовой информации.

Еще один конкурсный урок по теме: «Родной край – малая родина». Целью урока обозначено познакомить обучающихся с историей и географией своего района, с разнообразием природного и культурного наследия своего края, используя кейс-технологию.

Для того чтобы урок получился интересным и необычным, учитель предлагает ученикам стать исследователями. Обучающиеся работали по группам. У каждой группы своё исследование, каждая группа искала ответ на свой вопрос.

Первая группа – история района, вторая – география района, третья – как выглядят символы района, четвертая – природное наследие района, пятая – культурное наследие района, шестая – туристический отдых.

В каждой группе велась практическая работа, учитель выполняет роль консультанта. Каждая группа по очереди презентует свои работы и вклеивает листы в книгу. Для того чтобы ученики школы хорошо знали достопримечательности района, книга была передана в школьную библиотеку.

Использование на уроках окружающего мира краеведческого материала создаёт среду для нравственного, патриотического воспитания и развития личности ребенка, в результате которой осуществляется развитие исторического мышления, воспитание любви к малой Родине, национальной культуре.

Интересен урок конкурсанта по теме: «Правила нравственного и безопасного поведения в природе. «Жизнь леса. Охрана леса». На мотивационном этапе урока происходило распределение по командам. Учитель предлагает ребятам распределиться по командам, согласно номеру команды, который они взяли. Команды были разделены следующим образом:

– Кто в лесу живет? Кто в лесу поет? Что в лесу опасно? Что в лесу нужно беречь? Экологи.

 

На этапе актуализации знаний учитель демонстрирует репродукцию картины И.И. Шишкина «Ручей в березовой роще». Обучающиеся рассматривают репродукцию и заполняют тест (прием «Утверждение»). Каждая команда изучает представленный материал, который содержит информацию по проектной задаче. Каждая группа ребят представила свои мини-проекты. В результате групповой работы ребята получили новую информацию, смогли договориться, распределили роли в группе, могли коллективно строить действия по достижению общей цели. При представлении материала об опасности в лесу учитель задаёт экологическую загадку (представление человека в защитном костюме для похода в лес).

Представление гостя в защитном костюме способствовало формированию функциональной грамотности безопасного поведения в природе. Видеофрагмент о деятельности районного Лесхоза расширил знания детей об охране и воспроизведении леса.

На заключительном этапе урока применение метода «Углы» внесло положительный настрой и мотивировало к открытию новых знаний, а также позволило обучающимся сформулировать свою точку зрения к высказыванию, строить свои доказательства.

Список литературы:

1. Виноградова Н. Ф. Методическое сопровождение обновлённого Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования // Начальное образование. 2022. № 1

2. Виноградова Н. Ф. Современная начальная школа: дифференциация обучения // Начальное образование. 2021. № 1  

3. Молокова А.В. Трудные вопросы в обучении младших школьников предмету «Окружающий мир» // Интерактивное образование. – Выпуск 98. Декабрь 2021 г. [Электронный ресурс] – 1 электрон. опт. диск (CD-R). – Систем. требования: PC, Intel 1 ГГц, 512 Мб RAM, 5,7. Мб свобод. диск. пространства; CD-привод; ОС Windows XP и выше, ПО для чтения pdf-файлов. – Загл. с экрана.

Количество просмотров: 470  

Добавить комментарий

1. Индивидуальный человеческий капитал: просто о важном ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Методика формирования универсального умения решать задачи в условиях обновленного ФГОС НОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Задачи методического лидера учителей начальных классов: от методической сессии к заседанию муниципального методического объединения ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Решение методической проблемы развития навыка смыслового чтения на уроках окружающего мира: сценарий заседания руководителей методических предметных кафедр и школьных методических объединений ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Методические особенности организации обратной связи от учителя к ученику ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
6. Дидактические возможности и условия профориентационной деятельности в процессе урока (на примере учебного предмета «Обществознание») ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
7. Мастер-класс для коллег: рекомендации руководителю методического объединения учителей ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
8. Методические кейсы в совершенствовании профессионализма учителя ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
9. Методические рекомендации по проведению урока окружающего мира в начальной школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
10. Методические особенности создания условий для присвоения традиционных духовно-нравственных ценностей русского народа младшими школьниками на уроках ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
11. Современный урок русского языка: методические рекомендации учителю ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
12. Особенности уроков математики на конкурсе «Мой лучший урок – 2024» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
13. Методический анализ учебных занятий в контексте системно-деятельностного подхода ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
14. Неформальное образование учителя: возможности информационно-образовательной среды ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
15. Освоение старшеклассниками национальных духовных ценностей: потенциал интеграции курсов истории России и обществознания ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Трудные темы в обучении младших школьников математике: методические рекомендации на основе анализа результатов ВПР ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
17. Обществознание: углубленный уровень. Интеграция социально-психологического знания в содержание учебного предмета «Обществознание» ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
18. Основные ориентиры современной оценки в условиях реализации обновленных ФГОС ОО ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
19. Объективное и стимулирующее к успеху оценивание качества знаний учащихся ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
20. Трудные вопросы в обучении младших школьников предмету «Окружающий мир» ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023

Страницы