Решение методической проблемы развития навыка смыслового чтения на уроках окружающего мира: сценарий заседания руководителей методических предметных кафедр и школьных методических объединений

 
 

Крамер Елена Александровна,

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры начального образования

ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО

 
 
 

Войнова Анастасия Игоревна,

заместитель директора по УВР,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МКОУ Коченевская средняя общеобразовательная школа № 1

имени Героя Советского Союза Аргунова Н.Ф.

 

Решение методической проблемы развития навыка смыслового чтения на уроках окружающего мира: сценарий заседания руководителей методических предметных кафедр и школьных методических объединений

Значимым показателем сформированности у младшего школьника познавательных УУД в соответствии с ФГОС НОО является достаточный уровень развития умений работать с информацией. Однако результаты ВПР по окружающему миру в Новосибирской области ежегодно демонстрируют низкую решаемость заданий, проверяющих умение вычленять содержащиеся в тексте основные события, сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3 существенных признака, строить высказывания. Данный факт указывает на наличие профессиональных затруднений развития навыка смыслового чтения на уроках окружающего мира у учителей начальных классов.

В этой связи руководителям муниципальных методических объединений учителей начальных классов рекомендуется проанализировать результаты ВПР по окружающему миру за несколько лет в своём муниципалитете, организовать работу с руководителями школьных методических объединений учителей начальных классов (далее – руководители ШМО) и руководителями методических предметных кафедр (далее – руководители МПК).

В качестве примера проведения одного из заседаний предлагаем сценарий мастер-класса, в ходе которого руководителями МПК и ШМО будет создан универсальный конструктор, позволяющий спроектировать работу по устранению любого профессионального дефицита.

1 этап «Знакомство с проблемой». Для того чтобы руководители МПК и ШМО сами определили тему, предложите карточки с небольшими текстами. Опираясь на выделенные в текстах существенные признаки, участники мастер-класса определяют группу объектов живой/неживой природы и объединяются в команды.

Далее предлагаем ответить на несколько вопросов:

– Сколько признаков понадобилось выделить из текста, чтобы определить, к какой группе вы относитесь?

– Почему мастер-класс мы начали с чтения текстов? Актуально ли это?

После того как проблема определена, представляем результаты ВПР по окружающему миру на уровне региона за предыдущие годы, а также требования ФГОС НОО к формированию УУД на уроках окружающего мира.

Таким образом, приходим к совместному выводу о наличии методической проблемы развития навыков смыслового чтения при работе с научно-познавательными, справочными, художественными текстами на уроках окружающего мира и предлагаем обсудить в четвёрках причины её возникновения.

На следующем этапе организуем работу над решением указанной методической проблемы.

2 этап «Решение проблемы». Предлагаем участникам мастер-класса распределиться по трём группам (приём «Углы»).

Руководитель МПК или ШМО должен определиться, какой из предложенных вариантов, на его взгляд, будет самым эффективным при работе с указанным профессиональным дефицитом: работа в творческих группах, создание наставнических пар повышение квалификации

После того, как образовались группы с новым составом, следует в парах обсудить, почему именно в творческой группе, наставнической паре или посредством курсов повышения квалификации будет решена обозначенная проблема и какие шаги необходимо для этого предпринять.

3 этап «Создание конструктора». Команды в новом составе проходят за столы, на которых находятся маркеры и стикеры. Каждая пара озвучивает своё решение. Идёт обсуждение. Выбирают только пять самых важных, интересных пунктов, которые будут включены в конструктор, записывают их на стикерах и крепят на общий ватман.

4 этап «Представление результатов работы команды». На заключительном этапе каждая команда представляет результаты своей работы.

На данном этапе важно подчеркнуть, что в заголовке не прописан конкретный профессиональный дефицит.

Это сделано для того, чтобы продемонстрировать, что данный конструктор можно использовать для работы с любым профессиональным дефицитом. Опираясь на полученные результаты, можно спланировать заседания МПК или ШМО на учебный год.

И в заключение проводим рефлексию (например, «Апельсиновый сок»).

Организуя аналогичным образом работу с учителями, входящими в состав МПК или ШМО, можно получить минимум три варианта работы по устранению одного дефицита. Кроме того, представленный сценарий мастер-класса позволяет создать непринуждённую обстановку, вовлекая в работу каждого, исключая пассивное слушание.

Список источников:

1. Молокова А. В. Трудные вопросы в обучении младших школьников предмету «Окружающий мир» // Интерактивное образование [Электронный ресурс]. URL: https://io.nios.ru/articles2/125/36/trudnye-voprosy-v-obuchenii-mladshih-shkolnikov-predmetu-okruzhayushchiy-mir (дата обращения: 27.09.2024).

2. Окружающий мир. Реализация требований ФГОС начального общего образования: методическое пособие для учителя // [Н. Ф. Виноградова, И. С. Артюхова]; под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», 2023. – 76 с.

3. Приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» // fgosreestr.ru [Электронный ресурс]. URL: https://fgosreestr.ru/educational_standard (дата обращения: 27.09.2024).

Количество просмотров: 49  

Добавить комментарий

Target Image
1. Индивидуальный человеческий капитал: просто о важном ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Задачи методического лидера учителей начальных классов: от методической сессии к заседанию муниципального методического объединения ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Неформальное образование учителя: возможности информационно-образовательной среды ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Решение методической проблемы развития навыка смыслового чтения на уроках окружающего мира: сценарий заседания руководителей методических предметных кафедр и школьных методических объединений ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Методические особенности организации обратной связи от учителя к ученику ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
6. Мастер-класс для коллег: рекомендации руководителю методического объединения учителей ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
7. Методические кейсы в совершенствовании профессионализма учителя ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
8. Методические рекомендации по проведению урока окружающего мира в начальной школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
9. Методические особенности создания условий для присвоения традиционных духовно-нравственных ценностей русского народа младшими школьниками на уроках ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
10. Современный урок русского языка: методические рекомендации учителю ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
11. Особенности уроков математики на конкурсе «Мой лучший урок – 2024» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
12. Методический анализ учебных занятий в контексте системно-деятельностного подхода ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
13. Освоение старшеклассниками национальных духовных ценностей: потенциал интеграции курсов истории России и обществознания ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Трудные темы в обучении младших школьников математике: методические рекомендации на основе анализа результатов ВПР ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
15. Обществознание: углубленный уровень. Интеграция социально-психологического знания в содержание учебного предмета «Обществознание» ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
16. Основные ориентиры современной оценки в условиях реализации обновленных ФГОС ОО ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
17. Объективное и стимулирующее к успеху оценивание качества знаний учащихся ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
18. Трудные вопросы в обучении младших школьников предмету «Окружающий мир» ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
19. Уклады школьной жизни ВЫПУСК №62, ДЕКАБРЬ 2015
20. Профессиональная компетентность педагога – важнейшее условие повышения качества образования ВЫПУСК №62, ДЕКАБРЬ 2015

Страницы