Образовательное право «глазами» выпускника школы

 
 

Гуськова Анна Геннадьевна,

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин

ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО

 

Образовательное право «глазами» выпускника школы

С правовой точки зрения под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) определенных государством образовательных уровней. Образовательное право – совокупность правил поведения, установленных государством для урегулирования образовательных отношений.

В настоящее время правовое поле образовательного права – комплексной отрасли права, достаточно обширное и включает в себя различные векторы образовательных правоотношений: педагогические отношения между учащимися и педагогом; трудовые отношения между образовательной организацией и ее работниками; имущественные отношения образовательной организации; гражданско-правовые отношения в сфере платных образовательных услуг; финансовые отношения по поводу финансирования образовательных организаций и ряд других правоотношений.

В рамках данного разговора мы предлагаем посмотреть на тему «Образовательное право в российской правовой системе» через восприятие, понимание и осознание одного из субъектов образовательных отношений – выпускника школы, сдающего ЕГЭ по обществознанию. Какой уровень требований к предметным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы СОО предъявлен к выпускнику школы в отношении содержания темы «Образовательное право в российской правовой системе. Образовательные правоотношения. Права и обязанности участников образовательного процесса» (тема 5.12 Кодификатора ФИПИ 2025 года)?

Формально правовыми границами всего информационного объема в отношении темы «Образовательное право», который выпускник школы должен интегрировать в свой функциональный багаж, является Федеральный закон «Об образовании в РФ», а именно главы 1 и 2 полностью и ст.33, 34, 43–45. Это четкие законодательные границы, на которые ориентируется ФИПИ в процессе составления КИМ.

Сущностно-содержательный анализ перечисленных статей ФЗ «Об образовании в РФ'» позволяет нам выделить содержательные единицы, которые выпускник, сдающий ЕГЭ должен знать:

– признаки образования;

– уровни и ступени образования;

– структуру образования;

– основные пути получения образования;

– функции образования;

– тенденции в развитии российского и мирового образования;

– принципы образовательной политики;

– источники образовательного права;

– участники (субъекты) образовательных отношений;

– виды образовательных организаций;

– объекты образовательных правоотношений;

– права и обязанности обучающихся;

– права и обязанности родителей (законных представителей);

– права и свободы педагогических работников;

– меры дисциплинарного воздействия на учащихся в школе;

– методы регулирования в образовательном праве.

Представленный перечень предметных знаний весьма обширный и претендует по объему на «добрый» реферат. И это только «знаниевый объем», который выпускнику прежде всего нужно запомнить. Возникает вполне резонный вопрос – при помощи какого методического инструментария названные предметные и, безусловно, метапредметные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования будут проверяться?

Примеры диагностических заданий по теме «Образовательное право» (базовый уровень):

Найдите в приведенном ниже списке суждения об образовании и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Прием на обучение по программам специалитета проводится на основе годовых оценок.

2. По достижении 6,3 лет каждый ребенок имеет право пойти в 1 класс.

3. Потребитель – организация, осуществляющая образовательную деятельность и предоставляющая платные образовательные услуги обучающемуся (физическое лицо, осваивающее образовательную программу).

4. Специалитет – уровень базового высшего образования, получаемого на протяжении пяти лет и имеющего практико-ориентированный характер. По окончании данной программы выпускнику вуза выдается диплом о высшем профессиональном образовании с присвоением степени «специалист».

5. Отношения в сфере образования регулируются Конституцией РФ, ФЗ «Об образовании в РФ», другими нормативно-правовыми актами РФ и ее субъектов.

Примеры диагностических заданий по теме «Образовательное право» (повышенный уровень):

Назовите три уровня (ступени) российского образования и проиллюстрируйте примерами возможности их достижения. (В каждом случае сначала назовите уровень, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развернуто. Примеры не должны быть однотипными и дублировать друг друга по содержанию).

Назовите три тенденции российского образования и проиллюстрируйте примерами их реализацию. (В каждом случае сначала назовите тенденцию, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развернуто. Примеры не должны быть однотипными и дублировать друг друга по содержанию).

Назовите три права обучающихся и проиллюстрируйте примерами их реализацию. (В каждом случае сначала назовите функцию, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развернуто. Примеры не должны быть однотипными и дублировать друг друга по содержанию).

Автор отмечает, что получение дополнительных, в том числе платных образовательных услуг способствует организации качественного процесса образования. Используя обществоведческие знания, приведите два аргумента, подтверждающих мысль автора и один аргумент, опровергающий его позицию. (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространённое предложение).

Автор отмечает, что ускоренный курс обучения, на который имеют право обучающиеся, способствует организации гуманистически ориентированного процесса образования. Используя обществоведческие знания, приведите два аргумента, подтверждающих мысль автора, и один аргумент, опровергающий его позицию. (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространённое предложение).

Примеры диагностических заданий по теме «Образовательное право» (высокий уровень):

Вам необходимо подготовить доклад по теме «Образовательные правоотношения».

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть, по существу, тему «Образовательные правоотношения». Сложный план должен содержать не менее трёх непосредственно раскрывающих тему по существу пунктов, детализированных в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трех, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта).

Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.

Обоснуйте важность соблюдения прав и обязанностей обучающихся. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространенных предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи).

Назовите обязанности обучающихся в РФ? (Назовите любые три обязанности).

Для каждой из указанных в пункте 2 обязанности приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию на практике названной обязанности обучающимися в РФ. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать реализацию трёх различных обязанностей).

Представленные задания являются и индикаторами, и примерами достижения определенных образовательных результатов – когнитивных, мотивационных и инструментальных ресурсов личности, которые определяют ее способность к решению значимых для нее познавательных и практических задач. То, что тема «Образовательное право» является таковой для молодых граждан России, сомнения не вызывает. И тот факт, что данный материал проверяется через контрольно-измерительные материалы единого государственного экзамена, также говорит о его весомом вкладе в формирование функциональной грамотности молодых россиян. И, безусловно, о том, что данная тема – междисциплинарная, глубоко и разносторонне интегрированная в целостный учебно-воспитательный процесс, выходящая далеко за рамки содержания только лишь учебного предмета обществознание.

Количество просмотров: 42  

Добавить комментарий

1. Образовательное право «глазами» выпускника школы ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
2. Возрастная динамика художественного развития личности при формировании функциональной грамотности школьника на занятиях искусством ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Индивидуальный человеческий капитал: просто о важном ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Методика формирования универсального умения решать задачи в условиях обновленного ФГОС НОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Задачи методического лидера учителей начальных классов: от методической сессии к заседанию муниципального методического объединения ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
6. Решение методической проблемы развития навыка смыслового чтения на уроках окружающего мира: сценарий заседания руководителей методических предметных кафедр и школьных методических объединений ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
7. Методические особенности организации обратной связи от учителя к ученику ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
8. Дидактические возможности и условия профориентационной деятельности в процессе урока (на примере учебного предмета «Обществознание») ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
9. Мастер-класс для коллег: рекомендации руководителю методического объединения учителей ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
10. Методические кейсы в совершенствовании профессионализма учителя ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
11. Методические рекомендации по проведению урока окружающего мира в начальной школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
12. Методические особенности создания условий для присвоения традиционных духовно-нравственных ценностей русского народа младшими школьниками на уроках ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
13. Современный урок русского языка: методические рекомендации учителю ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
14. Особенности уроков математики на конкурсе «Мой лучший урок – 2024» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
15. Методический анализ учебных занятий в контексте системно-деятельностного подхода ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
16. Неформальное образование учителя: возможности информационно-образовательной среды ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
17. Освоение старшеклассниками национальных духовных ценностей: потенциал интеграции курсов истории России и обществознания ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Трудные темы в обучении младших школьников математике: методические рекомендации на основе анализа результатов ВПР ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
19. Обществознание: углубленный уровень. Интеграция социально-психологического знания в содержание учебного предмета «Обществознание» ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
20. Основные ориентиры современной оценки в условиях реализации обновленных ФГОС ОО ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023

Страницы