Образовательное право «глазами» выпускника школы
С правовой точки зрения под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) определенных государством образовательных уровней. Образовательное право – совокупность правил поведения, установленных государством для урегулирования образовательных отношений.
В настоящее время правовое поле образовательного права – комплексной отрасли права, достаточно обширное и включает в себя различные векторы образовательных правоотношений: педагогические отношения между учащимися и педагогом; трудовые отношения между образовательной организацией и ее работниками; имущественные отношения образовательной организации; гражданско-правовые отношения в сфере платных образовательных услуг; финансовые отношения по поводу финансирования образовательных организаций и ряд других правоотношений.
В рамках данного разговора мы предлагаем посмотреть на тему «Образовательное право в российской правовой системе» через восприятие, понимание и осознание одного из субъектов образовательных отношений – выпускника школы, сдающего ЕГЭ по обществознанию. Какой уровень требований к предметным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы СОО предъявлен к выпускнику школы в отношении содержания темы «Образовательное право в российской правовой системе. Образовательные правоотношения. Права и обязанности участников образовательного процесса» (тема 5.12 Кодификатора ФИПИ 2025 года)?
Формально правовыми границами всего информационного объема в отношении темы «Образовательное право», который выпускник школы должен интегрировать в свой функциональный багаж, является Федеральный закон «Об образовании в РФ», а именно главы 1 и 2 полностью и ст.33, 34, 43–45. Это четкие законодательные границы, на которые ориентируется ФИПИ в процессе составления КИМ.
Сущностно-содержательный анализ перечисленных статей ФЗ «Об образовании в РФ'» позволяет нам выделить содержательные единицы, которые выпускник, сдающий ЕГЭ должен знать:
– признаки образования;
– уровни и ступени образования;
– структуру образования;
– основные пути получения образования;
– функции образования;
– тенденции в развитии российского и мирового образования;
– принципы образовательной политики;
– источники образовательного права;
– участники (субъекты) образовательных отношений;
– виды образовательных организаций;
– объекты образовательных правоотношений;
– права и обязанности обучающихся;
– права и обязанности родителей (законных представителей);
– права и свободы педагогических работников;
– меры дисциплинарного воздействия на учащихся в школе;
– методы регулирования в образовательном праве.
Представленный перечень предметных знаний весьма обширный и претендует по объему на «добрый» реферат. И это только «знаниевый объем», который выпускнику прежде всего нужно запомнить. Возникает вполне резонный вопрос – при помощи какого методического инструментария названные предметные и, безусловно, метапредметные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования будут проверяться?
Примеры диагностических заданий по теме «Образовательное право» (базовый уровень):
Найдите в приведенном ниже списке суждения об образовании и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Прием на обучение по программам специалитета проводится на основе годовых оценок.
2. По достижении 6,3 лет каждый ребенок имеет право пойти в 1 класс.
3. Потребитель – организация, осуществляющая образовательную деятельность и предоставляющая платные образовательные услуги обучающемуся (физическое лицо, осваивающее образовательную программу).
4. Специалитет – уровень базового высшего образования, получаемого на протяжении пяти лет и имеющего практико-ориентированный характер. По окончании данной программы выпускнику вуза выдается диплом о высшем профессиональном образовании с присвоением степени «специалист».
5. Отношения в сфере образования регулируются Конституцией РФ, ФЗ «Об образовании в РФ», другими нормативно-правовыми актами РФ и ее субъектов.
Примеры диагностических заданий по теме «Образовательное право» (повышенный уровень):
Назовите три уровня (ступени) российского образования и проиллюстрируйте примерами возможности их достижения. (В каждом случае сначала назовите уровень, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развернуто. Примеры не должны быть однотипными и дублировать друг друга по содержанию).
Назовите три тенденции российского образования и проиллюстрируйте примерами их реализацию. (В каждом случае сначала назовите тенденцию, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развернуто. Примеры не должны быть однотипными и дублировать друг друга по содержанию).
Назовите три права обучающихся и проиллюстрируйте примерами их реализацию. (В каждом случае сначала назовите функцию, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развернуто. Примеры не должны быть однотипными и дублировать друг друга по содержанию).
Автор отмечает, что получение дополнительных, в том числе платных образовательных услуг способствует организации качественного процесса образования. Используя обществоведческие знания, приведите два аргумента, подтверждающих мысль автора и один аргумент, опровергающий его позицию. (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространённое предложение).
Автор отмечает, что ускоренный курс обучения, на который имеют право обучающиеся, способствует организации гуманистически ориентированного процесса образования. Используя обществоведческие знания, приведите два аргумента, подтверждающих мысль автора, и один аргумент, опровергающий его позицию. (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространённое предложение).
Примеры диагностических заданий по теме «Образовательное право» (высокий уровень):
Вам необходимо подготовить доклад по теме «Образовательные правоотношения».
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть, по существу, тему «Образовательные правоотношения». Сложный план должен содержать не менее трёх непосредственно раскрывающих тему по существу пунктов, детализированных в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трех, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта).
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
Обоснуйте важность соблюдения прав и обязанностей обучающихся. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространенных предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи).
Назовите обязанности обучающихся в РФ? (Назовите любые три обязанности).
Для каждой из указанных в пункте 2 обязанности приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию на практике названной обязанности обучающимися в РФ. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать реализацию трёх различных обязанностей).
Представленные задания являются и индикаторами, и примерами достижения определенных образовательных результатов – когнитивных, мотивационных и инструментальных ресурсов личности, которые определяют ее способность к решению значимых для нее познавательных и практических задач. То, что тема «Образовательное право» является таковой для молодых граждан России, сомнения не вызывает. И тот факт, что данный материал проверяется через контрольно-измерительные материалы единого государственного экзамена, также говорит о его весомом вкладе в формирование функциональной грамотности молодых россиян. И, безусловно, о том, что данная тема – междисциплинарная, глубоко и разносторонне интегрированная в целостный учебно-воспитательный процесс, выходящая далеко за рамки содержания только лишь учебного предмета обществознание.
Количество просмотров: 42 |
Добавить комментарий