Модель логопедического наставничества в дошкольном образовательном учреждении
В данной статье представлена модель логопедического наставничества, реализуемая в настоящее время в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении г. Новосибирска «Детский сад № 11 «Снегирёк» (далее МБДОУ д/с № 11). Модель логопедического наставничества рассматривается в проекте более широко, чем обычно принято в традиционной системе наставничества.
Продуктивное взаимодействие участников наставничества осуществляется в разных формах и направлениях с использованием элементов интерактивных технологий личностного и профессионального развития. Реализация проектной модели логопедического наставничества в дошкольном образовательном учреждении позволит повысить профессиональные компетенции участников образовательного процесса, улучшить показатели речевого развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Данная модель логопедического наставничества ориентирована на следующую целевую аудиторию:
– учителя-логопеды со стажем коррекционно-развивающей работы от 1 до 3 лет;
– воспитатели комбинированных групп, не имеющие опыта работы с детьми с ОВЗ;
– родители, воспитывающие дошкольников с ОВЗ.
В современном мире предъявляются серьезные требования к профессионализму учителей-логопедов и педагогов, сопровождающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Увеличение количества дошкольников с тяжелой речевой патологией, ее усложнение требуют профессионалов высокого уровня, умеющих применять свои знания в новых реалиях.
В МБДОУ д/с № 11 функционируют 7 комбинированных групп, в списочный состав которых включены 100 воспитанников с ОВЗ с различными нозологиями https://ds11nsk.edusite.ru/sveden/education.html. Сопровождение воспитанников с ОВЗ в этих группах осуществляют как педагоги с большим стажем работы, так и молодые специалисты. Категория воспитанников с ОВЗ неоднородная, требующая особых методов и приемов воспитания, инновационных технологий и практик коррекции нарушенного речевого развития. Педагоги-стажисты, не имеющие опыта воспитательной работы с данной категорией детей, испытывают определенные трудности при выстраивании образовательного процесса. Молодые учителя-логопеды владеют академическими знаниями, но не имеют достаточной практики, чтобы эффективно включиться в коррекционно-развивающий процесс. Профессиональному становлению, развитию и адаптации к квалифицированному исполнению своих должностных обязанностей данной категории педагогов поможет наставничество опытного учителя-логопеда, владеющего богатым методическим и практическим инструментарием.
Цель проекта – повышение профессиональных компетенций в области речевого развития у наставляемых педагогов, сопровождающих дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи проекта:
1. Оказать помощь молодым специалистам в освоении нормативно-правовой (служебной) документации при осуществлении коррекционной работы в ДОУ, учитывая структуру дефекта детей с ОВЗ, возраст и форму организации образовательного процесса.
2. Содействовать в изучении передового педагогического опыта и внедрении в практику наставляемых сотрудников МБДОУ д/с № 11 современных практик в коррекции нарушений речи воспитанников с ОВЗ с различными нозологиями.
3. На основе междисциплинарного взаимодействия формировать навыки работы в команде (диагностика, вариативное планирование работы с детьми с ОВЗ, организация и проведение интегрированных форм занятий, разработка рекомендаций для родителей).
4. Внедрить в устоявшуюся систему наставничества в МБДОУ д/с № 11 новую форму взаимодействия с семьями детей с ОВЗ – логопедические ликбезы.
Планируемые результаты:
1. Сформирована индивидуальная система педагогической деятельности молодых учителей-логопедов, позволяющая стать им конкурентоспособными в профессиональной среде. Преодолены профессиональные дефициты воспитателей комбинированных групп в вопросах организации образовательной деятельности по разделу «Речевое развитие» с дошкольниками с ОВЗ.
2. Современные технологии и практики развития речи и коррекции ее нарушений компетентно используются педагогами в образовательном процессе МБДОУ д/с № 11.
3. Активно практикуются формы командного сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
4. В МБДОУ д/с № 11 создано профессионально-родительское сообщество по вопросам развития и воспитания детей с ОВЗ.
Срок реализации: проект «Модель логопедического наставничества в дошкольном образовательном учреждении» реализуется в МБДОУ д/с № 11 в настоящее время и рассчитан на один учебный год.
Время взаимодействия наставника с наставляемыми сотрудниками МБДОУ д/с № 11 выстраивается индивидуально, в зависимости от объема их первоначальных знаний, умений и навыков. Взаимодействие с родительским сообществом логопедом-наставником осуществляется по разработанному плану, а также по индивидуальным запросам в форме консультирования.
Содержание этапов логопедического наставничества
Реализация модели логопедического наставничества в МБДОУ д/с № 11 проходит в три этапа.
На этапе диагностики проводится анкетирование и мониторинг профессиональных затруднений наставляемых специалистов и воспитателей. Методы сбора и обработки информации: опрос, наблюдение, анализ документации, посещение занятий, анкетирование, тестирование. Результаты мониторинга заносятся в протокол, анализируются и на основе полученных данных составляется персонализированная программа наставничества.
Анкетирование законных представителей дошкольников с ОВЗ проводится в начале учебного года, после комплексной логопедической диагностики состояния речи детей. Опрос родителей помогает выявить запросы на получение интересующей информации, а также практической помощи по вопросам речевого развития детей. Разрабатывается программа логопедических ликбезов.
На практическом этапе реализуются все запланированные мероприятия программ наставничества через совместную работу наставника и наставляемых.
Логопедическое наставничество в МБДОУ д/с № 11 представлено в следующих форматах:
1. «Наставник с большим стажем коррекционной работы – молодые учителя-логопеды».
2. «Наставник с большим стажем коррекционной работы с дошкольниками с ОВЗ – опытные воспитатели, не владеющие навыками коррекционной работы с детьми ОВЗ».
3. «Наставник + воспитатели + специалисты комбинированных групп ДОУ».
4. «Наставник – родители дошкольников с ограниченными возможностями здоровья».
Взаимодействие наставника с наставляемыми педагогами и родителями осуществляется в разных формах:
Форма |
Краткое описание |
Кейс-практикум
|
Метод краткосрочного обучения, направленный на формирование новых качеств и умений у наставляемых педагогов / создание и комплектация специально разработанных учебно-методических материалов в специальный набор (кейс). |
Интенсив
|
Глубокое погружение наставляемых педагогов в определенную тему / освоение определенной информации в короткие сроки и возможность применения ее на практике. |
Мастемайнд
|
Участники мастермайнда совместно обсуждают профессиональные сложности / проблемы, с которыми сталкиваются в деятельности, обмениваются взглядами, идеями, опытом и сообща принимают пути решения проблемы. |
Ликбез |
Обучение неподготовленной аудитории родителей дошкольников с ОВЗ базовым основам логопедической коррекции речи в домашних условиях. |
Шагать в ногу со временем в вопросах организации и содержания образовательной деятельности – задача каждого современного образовательного учреждения. С этой целью в практике логопедического наставничества применяются элементы кейс-технологии, которые позволяют повысить у молодых учителей-логопедов профессиональные компетенции, выйти на творческий уровень профессионального мышления.
В МБДОУ д/с № 11 разработана примерная тематика кейс-практикумов для начинающих специалистов, разработаны рекомендации по созданию кейсов. Примерный план индивидуальной работы с молодыми учителями-логопедами:
№ |
Содержание работы |
Сроки |
Планируемые результаты |
1. |
Изучение локальных документов учреждения, нормативной документации. Изучение программ обучения и воспитания, принятых в учреждении. Актуализация знаний об особенностях дошкольников с ОВЗ различных нозологий. |
Сентябрь, 2023 г. |
Компетентность молодого специалиста в вопросах организации коррекционно-развивающего процесса с детьми с ОВЗ |
2. |
Логопедическая диагностика (особенности проведения, обработка результатов, аналитическая справка). |
Сентябрь, 2023 г., Май, 2024 г. |
Освоен алгоритм проведения диагностических мероприятий |
3. |
Пакет документации учителя-логопеда. |
Октябрь, 2023 г. |
Сформировано умение работать со служебной документацией |
4. |
Разработка перспективного и календарно-тематического планирования (под руководством наставника). |
Октябрь, 2023 г. |
Создан банк методических разработок, картотека речевого, дидактического материала |
5. |
Разработка технологических карт кейса индивидуальных логопедических занятий по коррекции нарушений речи. |
Октябрь, 2023 г. – Май, 2024 г. |
|
6. |
Разработка технологических карт кейса групповых логопедических занятий по лексическим темам. |
Октябрь, 2023 г. – Май, 2024 г. |
|
7. |
Разработка технологической карты кейса индивидуальных занятий с детьми с ЗПР. |
Ноябрь, 2023 г. – Май, 2024 г. |
|
8.
|
Разработка технологической карты кейса индивидуальных занятий с неговорящими детьми, детьми с РАС. |
Ноябрь, 2023 г. – Май, 2024 г. |
Сформирована предметно-развивающая среда для работы с данной категорией детей |
9. |
Взаимодействие с родителями воспитанников с ОВЗ – культура общения, правила взаимодействия, тематика, формы консультаций. |
Декабрь, 2023 г. |
Выстроена модель взаимодействия с родителями |
10. |
Самоанализ организованной образовательной деятельности наставляемого специалиста. |
Май, 2024 г. |
Стратегия развития собственного профессионализма |
11. |
Трансляция опыта практических результатов профессиональной деятельности |
В течение 2024 г. |
Публикация педагогического опыта, участие в конкурсах профессионального мастерства, выступления на педсоветах, семинарах, конференциях. |
К групповым формам логопедического наставничества в учреждении относятся мастермайнды, интенсивы. Данные формы работы позволяют получить наставляемым ответы на узкоспециализированные вопросы, развивают умение работать и решать проблемные ситуации сообща в команде, сплотить сообщество педагогов в МБДОУ д/с № 11.
Примерный план работы с воспитателями без опыта работы с детьми с ОВЗ:
№ |
Содержание работы |
Сроки |
Планируемые результаты |
1. |
Изучение локальных документов учреждения, нормативной документации. Изучение программ обучения и воспитания, принятых в учреждении. Актуализация знаний об особенностях дошкольников с ОВЗ различных нозологий. |
Сентябрь, 2023 г. |
Компетентность в вопросах организации воспитания и обучения детей с ОВЗ |
2. |
Педагогическая диагностика детей с ОВЗ (методы, приемы, технологии обследования). |
Сентябрь, 2023 г.; Май, 2024 г. |
Освоен алгоритм проведения диагностических мероприятий |
3. |
Особенности взаимодействия воспитателя и логопеда в комбинированной группе. |
Октябрь, 2023 г. |
Освоение педагогом новых компетенций, внедрение новых знаний, умений и навыков в свою практику |
4. |
Организация работы по тетради взаимодействия воспитателя и учителя-логопеда. |
Ноябрь, 2023 г. |
|
5. |
Использование нейропсихологического подхода при проведении образовательной деятельности. |
Декабрь, 2023 г. |
|
6. |
Проведение занятий по развитию речи и использованием современных технологий, методов. |
Февраль, 2024 г. |
|
7. |
Воспитанники с расстройством аутистического спектра: как организовать взаимодействие с ребенком при проведении режимных моментов; организация и проведение индивидуальных и групповых занятий. |
Октябрь, 2023 г; Январь, 2024 г; Март, 2024 г. |
Компетентность в вопросах воспитания и обучения детей со сложными нарушениями психического и речевого развития |
8. |
Взаимодействие с родителями воспитанников с ОВЗ – культура общения, правила взаимодействия, тематика/формы консультаций. |
Сентябрь, 2023 г; Апрель, 2024 г. |
Выстроена модель взаимодействия с родителями |
9. |
Самоанализ организованной образовательной деятельности наставляемого специалиста. |
Май, 2024 г. |
Стратегия развития собственного профессионализма |
10. |
Трансляция опыта практических результатов профессиональной деятельности |
В течение 2024 г. |
Публикация педагогического опыта, участие в конкурсах профессионального мастерства, выступления на педсоветах, семинарах, конференциях. |
Примерный план работы в группе «Наставник + воспитатели + специалисты комбинированных групп МБДОУ д/с № 11:
№ |
Содержание работы |
Сроки |
Планируемые результаты |
1. |
Знакомство с участниками группы, уточнение информации об опыте работе с детьми с ОВЗ. |
Сентябрь, 2023 г. |
Выявлены сильные и слабые стороны участников группы |
2. |
Проблемы в проведении диагностических мероприятий; оформление протоколов полученных данных. |
Сентябрь-октябрь, 2023 г. |
|
3. |
Составление индивидуального образовательного маршрута для детей с ТНР, с ЗПР. |
Октябрь, 2023 г. |
Разработаны ИОМы |
4. |
Как замотивировать ребенка с ЗПР на групповом занятии. |
Ноябрь, 2023 г. |
Повышений профессиональных компетенций педагогов ДОУ |
5. |
Долго нет динамики в развитии речи у ребенка с ОВЗ – почему? |
Декабрь, 2023 г. |
|
6. |
Пути преодоления утомляемости гиперактивных детей на занятии. |
Февраль, 2024 г. |
|
7. |
Ребенок с РАС в группе – проблемы, пути выхода. |
Март, 2024 г. |
|
8. |
Проблемные родители – анализ сложившейся ситуации, пути выхода. |
Апрель, 2024 г. |
Чек-лист по работе с родителями |
9.
|
Формы междисциплинарного взаимодействия в ДОУ – проблемы |
Май, 2024 г. |
Стратегия командообразования в ДОУ |
10. |
Трансляция ситуативного наставничества |
В течение 2024 г. |
Имидж образовательного учреждения и команды профессионалов |
Современный педагог, будь то учитель-логопед или воспитатель, который заинтересован в результатах своей работы, понимает, что нельзя развивать, обучать и воспитывать дошкольников с ОВЗ в детском саду без участия родителей. Поэтому его задача – создать для этого необходимые условия и искать эффективные формы взаимодействия с семьями. Наставничество является одной из таких форм.
Наставничество учителя-логопеда с родителями осуществляется в МБДОУ д/с № 11 в форме логопедических ликбезов. Данная форма наставничества позволяет выстроить доверительные отношения с родителями, оказать им помощь в решении их проблем и получить базовые основы коррекции речи детей в домашних условиях.
План логопедических ликбезов для родителей детей с ОВЗ:
№ |
Содержание работы |
Сроки |
1. |
Нарушение речи – классификация, виды, особенности. |
Сентябрь, 2023 г. |
2. |
Артикуляционная гимнастика – правила выполнения. |
Октябрь, 2023 г. |
3. |
Кинезеологическая гимнастика – что это такое? |
Ноябрь, 2023 г. |
4. |
Развиваем фонематическое восприятие. |
Декабрь, 2023 г. |
5. |
Игровые приемы постановки и автоматизации звуков. |
Февраль, 2024 г. |
6. |
Развиваем грамматический строй речи – с чего начать. |
Март, 2024 г. |
7. |
Развиваем связную речь. |
Апрель, 2024 г. |
8. |
Родители – пример для подражания. |
Май, 2024 г. |
Аналитический этап логопедического наставничества в МБДОУ д/с № 11 предполагает подведение итогов, анализ эффективности проведенных методических и практических мероприятий.
Реализация проектной модели логопедического наставничества в дошкольном образовательном учреждении осуществляется через взаимосвязь и трансляцию передового педагогического опыта, что положительно скажется на качестве образования дошкольников с ОВЗ в МБДОУ д/с № 11. Молодые учителя-логопеды закрепятся в профессии, опытные педагоги повысят свои профессиональные компетенции, появится возможность карьерного роста и саморазвития.
Список литературы:
1. Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация работы. М.: ГНОМ и Д, 2008. 160 с.
2. Баранова С. В. Основные положения духовно-нравственного наставничества. Москва: Новая реальность, 2011. 176 c.
3. Вагин И.О. Наставничество. –Москва: Студия АРДИС, 2014. 692 c.
Количество просмотров: 2209 |
Комментарии
Гость опубликовано
Страницы
Добавить комментарий