Я прикасаюсь к будущему. Я учу

 
 

Воронова Елена Ивановна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 78 г. Новосибирска

 

Я прикасаюсь к будущему. Я учу

Прошедший год был для нас особенным, всё-таки Год педагога и наставника! Я стала «Лучшим педагогическим работником Новосибирской области». Но сегодня речь больше не обо мне, а о моём наставнике.

Всё началось и закрутилось в моей педагогической жизни 35 лет назад, когда я окончила с отличием Черепановское педагогическое училище и была распределена в Борковскую среднюю школу Маслянинского района.

Не обременённая большим деревенским хозяйством, я много времени проводила в школе. Готовила наглядные пособия, рисовала картинки вместо пятёрок для первоклассников, сочиняла сценарии праздников, на которые, как правило, собирались все пожилые люди нашего села. После уроков меня, городского жителя, ребята звали в гости посмотреть на родившегося жеребёнка, на новую клетку для кроликов, покататься на санях или с горы. Соглашалась на любые условия, была рада быть с детьми как можно ближе и как можно чаще. Сама могла принести в школу пряники и варенье и устроить волшебное чаепитие. С большой радостью вспоминаю эти счастливые годы своей жизни. Благодаря социальным сетям с удовольствием общаюсь со своими первыми учениками и понимаю, что наша любовь в те годы была взаимная. Приятно сейчас встретить родителей тех учеников и услышать от них слова благодарности. Значит, тем детям я, такая юная, была нужна! Я – важное звено в их жизни!

Яркая, с широко распахнутыми глазами, с хорошим настроением, я и сейчас спешу каждое утро в свою любимую школу. Люблю повторять слова Людмилы Прокофьевны – героини из фильма «Служебный роман»: «Делом нужно заниматься серьёзно или не заниматься им вообще».

А ведь к этому важному целесообразному делу по обучению, воспитанию и развитию детей меня приобщила, приблизила, пристрастила мой классный руководитель в средней школе.

Валентина Георгиевна Неверова появилась в нашей размеренной жизни четвероклассников как ураган. Маленькая и хрупкая учительница истории тут же овладела нашим сознанием и повела в первое воскресенье сентября в поход.

В походе, как оказалось, можно было делать всё: смеяться, бегать, играть в подвижные игры, рассказывать смешные истории. Каждое новое воскресенье мы ждали с нетерпением. В нашем маленьком городе Асбесте Свердловской области (именно там я провела своё детство и юность) мы с особым удовольствием передвигались вдоль реки Пышмы. На одном из участков мы очень любили отдыхать. Место было необыкновенным, оно было засажено маленькими пушистыми ёлочками. Надо сказать, что в поход мы ходили в течение четырёх следующих лет. И всё время останавливались возле этих ёлочек. Саженцы росли, и мы росли вместе с ними. Кастрюли, чайники, железные кружки мы никогда не уносили домой, всё время зарывали в землю. А на следующий год находили. Получается, что жили с чувством, что вернёмся на это потаённое место ещё раз, откопаем свою посуду, разведём костёр, сварим обед. И не будет ничего вкуснее этого обеда, и не будет прекраснее места на земле, где нам всем вместе было так хорошо, уютно и весело!

История стала лучшим предметом для меня и моих одноклассников. Валентина Георгиевна была, конечно же, изумительным рассказчиком. Это были не просто уроки, а мини-спектакли в красках, в лицах и действиях. Сколько энергии тратила она в течение урока, только сейчас я могу это осознавать. А ведь у неё до нас и после нас были другие уроки и новые ребята. Жанна д’Арк – национальная героиня нашей школьной жизни.

Школа-восьмилетка была полностью, включая средние классы, с продлённым днём. Уходили мы домой, когда весь город уже освещался фонарями. Школа была старенькой, но в ней была особая атмосфера. В 1944 году в ней разместился детский дом и просуществовал до 1966 года для детей в возрасте от 7 до 15 лет, эвакуированных из центральных и южных городов и сёл России, блокадного Ленинграда и местных асбестовцев. Валентина Георгиевна добилась, чтобы у входа в школу была памятная доска, которая бы рассказывала о событиях того времени.

Вся воспитательная работа Валентины Георгиевны была пронизана духом патриотизма и гордости за свой народ. Мы знали истории о судьбе каждого пионера-героя наизусть, ветераны войны были постоянными гостями классных часов, я и мои одноклассники всегда стояли в «живом» коридоре в День Великой Победы, приветствуя победителей самой страшной войны ХХ века. Мы постоянно готовились к сборам, концертам, конкурсам патриотической направленности, знали все песни советской эпохи и с большим удовольствием пели их. Благодаря нашему беспокойному классному руководителю в школе всегда были гости из разных стран.

В начале года Валентина Георгиевна контролировала нашу запись во всевозможные кружки. Посещение бассейна, хоровой студии, детской библиотеки были обязательными еженедельными событиями нашего класса. Раз в месяц мы ходили в кинотеатр по абонементу. Однажды к нам в город на встречу со школьниками приезжал Борис Токарев – исполнитель главной роли в фильме «Два капитана». С большим нетерпением мы ждали встречи с этим актёром. «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» – фраза из книги В. Каверина стала девизом жизни многих моих сверстников той советской эпохи.

Мы целый день проводили в родной школе, по вечерам не хотелось уходить. Были бы раскладушки, мы бы оставались ночевать. Недалеко от нашей школы находился Дворец культуры. На Новый год возле него сооружался ледяной городок с большими горками. По два часа мы проводили на улице, передвигаясь от горки к горке. А она, Валентина Георгиевна, стояла рядом, ёжась от холода, но не показывала нам своё состояние, радовалась вместе с нами. Родители по три раза за зимний период подшивали мне валенки! То вела нас на кирпичную горку в лес, в едином порыве мы скатывались с горы на санках паровозиком, крепко держась друг за друга. А ещё был старый стадион, куда мы ходили кататься на коньках. На прогулке во время продлёнки накатаемся, после продлёнки снова торопимся на этот каток и там – до позднего вечера. А потом уставшие, голодные и безумно счастливые плелись домой, в новые микрорайоны. И почему у нас в школе не было раскладушек?

Валентина Георгиевна была с нами всегда и везде. Вместе с нами была и её маленькая дочь. Нашу классную маму уважали родители, относились к ней с особым чувством. Моя мама до сих пор говорит: «Благодаря Валентине Георгиевне вы стали настоящими людьми». Именно она нас научила любить историю, хранить память о войне, помогать близким, сострадать и сопереживать, воспитала в нас чуткость и отзывчивость.

Уже десятый год я работаю в новосибирской средней школе, но постоянно вспоминаю о своём наставнике, удивительном человеке. Как она там, жива ли, пережила ли она события страшной мировой болезни?

В один из февральских вечеров 2023 года я заглянула на свою страничку в «Одноклассниках», а там – свежий сюжет асбестовского телевидения. Глава городского округа и начальник управления образования в музее моего города детства открывали Год педагога и наставника. Среди них я увидела хрупкую женщину. Валентина Георгиевна в полном порядке! Она в строю среди учащихся школ, собранная, в любую минуту готовая дать совет, поделиться опытом, провести урок истории, помочь всем, кто нуждается! А если надо, и отправиться в поход вдоль Пышмы. Спасибо Вам, мой учитель-наставник, что вы были, есть и будете в моём сердце!

Много лет назад, когда я только начинала работать учителем, я решила, что буду выстраивать свою деятельность таким образом, чтобы дети запомнили свои школьные годы, буду насыщать их яркими красками и памятными событиями, как это постоянно делала моя учительница.

Л. Н. Толстой, русский писателей, мыслитель и педагог, которому в этом году исполнилось 195 лет, сказал однажды, что хорошему учителю достаточно иметь только два качества – большие знания и большое сердце. Стараюсь учить детей так, «чтобы не было больно» мне за них в пятом классе и будущей жизни вообще. Не двигаюсь по теме дальше, если вижу в глазах и действиях непонимание пройденного материала. При этом всегда стараюсь дать знаний больше, чем даётся в школьных учебниках. Сама много учусь. В век информационно-коммуникационных технологий стыдно быть неумехой! Для меня важно, чтобы знания мои ученики не только получали, но и применяли. Поэтому привлекаю детей к участию в конкурсах на разных уровнях. Мои ученики – победители и призёры многих интеллектуальных и творческих состязаний!

Как я люблю детскую классическую литературу! Сказки Пушкина и Волкова, повести Линдгрен и Успенского, «Три толстяка» Юрия Олеши, «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо, «Маленькая принцесса» Бёрнетт Фрэнсис Элизы. Американский писатель Генри Дэвид Торо призывал: «Читайте в первую очередь классические произведения, иначе вы не успеете это сделать!» При составлении плана воспитательной работы я продумываю, каким детским авторам или книгам мы уделим внимание в этом учебном году. Мои ребята читают много, участвуют в викторинах, делают иллюстрации и поделки, инсценируют отрывки.

Четвероклассник – выпускник начальной школы. В этот период дети активно размышляют по поводу своих действий, начинают быть самостоятельными, впервые происходит осознание потребности в саморазвитии и ценностных ориентаций. Уроки православной культуры по предмету «ОРКСЭ» способствуют развитию этих качеств. На этих уроках знакомлю ребят с основными духовно-нравственными понятиями: добро, благо, милость, совесть, заповедь, долг, честь, добродетель; формирую навыки почтительного отношения к родителям, учителям, старшим, младшим; воспитываю дружелюбное отношение к одноклассникам, всем учащимся в школе и окружающим людям; формирую благожелательное отношение к носителям иных религиозных культур, другого мировоззрения.

Отношусь к этому предмету очень серьёзно. Ребята с удовольствием читают статьи из учебника, любят обсуждать ситуации, размышлять, высказываться на определённые темы, представлять свой опыт из жизни. На моих уроках ОРКСЭ всегда тихо, спокойно, уютно.

Найти церковь Вонифатия Тарсийского не местным в нашем микрорайоне среди многоэтажных коробок не так-то просто. А мои ребята знают этот храм, заходят, как в родной дом, без боязни, на встречу с батюшкой. 

8 января ребята стали гостями рождественского концерта, в День празднования православной книги четвероклассники узнали об истоках письменности в России и появлении книгопечатания, увидели редкие старинные книги. В заключении попробовали свои силы в написании и украшении буквиц. В праздник 40 Севастийских мучеников ученики познакомились с историей праздника, испекли «жаворонков» для себя и своих родных. В страстную субботу перед Пасхой настоятель храма рассказал ребятам о событиях Великой субботы, о пасхальных символах, о последних днях жизненного пути Иисуса Христа, о его чудесном воскресении, о пасхальной трапезе и составе её блюд. Затем дети перешли к практическому занятию по изготовлению и выпечке пасхального кулича. Каждый ученик унёс свой кулич домой.

Духовные ценности помогают человеку занимать активную творческую жизненную позицию, ведут его к самоотдаче и ответственности, позволяют ему сохранить истинную красоту души и индивидуальность независимо от обстоятельств и событий.

Матшон Дхливайо, современный канадский философ и писатель, полагает: «Если бы Бог хотел, чтобы в лесу было тихо, Он не дал бы птицам петь песни». Я очень люблю петь! К любимому делу приобщаю своих учеников. У каждого ученика есть «Песенник» с иллюстрациями, такой уже потрёпанный за 4 года. С ребятами учим и поём разные песни: народные, военные, детские, эпохи СССР и современные. Дети поют вдохновенно, совершенно не задумываясь о качестве своего исполнения. Еще дети очень любят играть на самодельных музыкальных инструментах. Музыка приносит человеку радость, учит расслабляться, помогает тоньше чувствовать этот мир, стать добрее, лучше. Учёные-педагоги давно выявили связь между музыкальными занятиями и полноценным, всесторонним развитием маленькой личности. Наши родители любят получать музыкальные открытки с нашими новыми песнями.

На уроках технологии ребята занимаются созидательной деятельностью, знакомятся с различными видами техник. Выбираю всегда сложные изделия, для выполнения которых требуются такие важные качества, как трудолюбие, аккуратность, экономность, терпение, изобретательность, фантазия. В классе царит атмосфера осмысленного труда. Одна родительница поделилась, что комната её ребёнка – это выставка поделок с уроков труда. Детские изделия родители и близкие принимают в качестве подарков, а самые сложные рукотворные продукты становятся экспонатами всевозможных выставок.

Каждую четверть, несмотря на занятость, организуем с ребятами большие коллективные творческие дела. У детей появляется возможность побыть вместе, порадовать себя и других, примерить на себя разные роли, приобрести умения и навыки и обязательно получить удовольствие, которое потом отложится в памяти на всю жизнь.

«Нашёптывание – величайший метод доверительного общения с ребенком», – считает педагог Шалва Амонашвили. Как важно построить учителю доверительную цепочку с каждым учеником! Поддержать его в нужной ситуации, пожалеть и даже посадить к себе на колени, поделиться с ним самыми сокровенными мыслями, дать понять ему, что именно он для тебя – самый главный человек в эту минуту, погладить по голове, поболтать с ним на пустяковые темы, воодушевить его, вдохновить, поставить со своих коленок крепко на ноги и нашептать напоследок тихо в ушко по-симоновски: «Пусть ничто тебя в жизни не сможет вышибить из седла!»

Перелистываю школьный альбом с фотографиями, со снимков на меня смотрят маленькие первоклассники и совсем взрослые четвероклассники. Сейчас первым моим ученикам по 45 лет. Очень хочется верить, что все мои выпускники приобрели интересную профессию, создали дружную семью, живут насыщенной жизнью, воспитывают своих детей. Трудолюбивые, честные, активные, мудрые, творческие, позитивные мои ребятки уверенно и смело идут по этой Жизни. Ежегодно 1 сентября они обязательно вспоминают свои школьные годы, неугомонную учительницу начальных классов с советами, правилами, наставлениями, заботами, праздниками, музеями, театрами, напутственными словами из книги Н. Островского «Как закалялась сталь», сказанными на выпускном утреннике: «Самое дорогое у человека – это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы».

Количество просмотров: 2041  

Добавить комментарий

1. Роль движения «Абилимпикс» в социализации и профессиональном становлении старшеклассников с ОВЗ и инвалидностью
2. Развитие навыков работы с информацией на уроках физики
3. Литературные гостиные как форма работы над творческим саморазвитием личности: культурно безбарьерная среда
4. Особенности обучения физике в условиях вечерней школы при исправительном учреждении
5. Использование инфографики на занятиях истории как способ формирования современных компетенций
6. Универсальные методы мотивации на уроках иностранного языка
7. Развитие физических качеств с помощью игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС
8. Использование сингапурской технологии в логопедической практике
9. Я прикасаюсь к будущему. Я учу
10. День открытых дверей для родителей
11. Формирование критического мышления школьников на занятиях в центре «Точка роста» МКОУ «Устьянцевская СОШ» Барабинского района
12. Как научить ребёнка мыслить нестандартно
13. Особенности УМК «Английский в фокусе», способствующие реализации воспитательного компонента на уроках английского языка в начальной школе
14. Опыт организации обучения населения города Новосибирска и Новосибирской области навыкам оказания первой помощи в ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж»
15. Развитие креативного мышления на уроках музыки через инструментальное музицирование
16. Семейное чтение для детей начального школьного возраста
17. Формирование мотивации к выбору профессиональной деятельности в медицинской отрасли через предпрофильное и профильное обучение
18. Формирование функциональной грамотности у детей с РАС в начальной школе в условиях общеобразовательной школы
19. Обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка
20. Инновации и эксперимент в образовании
1. Взаимодействие школы и родителей в формировании учебной деятельности младшего школьника с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Формирование познавательных УУД в урочное и внеурочное время через использование парной и групповой работы в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Использование проектной деятельности на уроках изобразительного искусства с целью повышения интереса к предмету ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Развитие физических качеств обучающихся с помощью методики повышения физической и функциональной подготовленности во внеурочной деятельности «Футбол в школе» в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Формирование навыков устного счёта через систематическое использование карточек и компьютерных технологий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
6. Проектирование современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
7. Современный урок: принципы проектирования и методы использования современных технологий у детей с нарушением слуха на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
8. Формирование функциональной грамотности обучающихся через развитие диалогической речи на уроках английского языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
9. Семья и школа: от диалога к партнёрству ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
10. Использование образовательных технологий деятельностного типа для повышения мотивации учащихся и качества обучения на уроках физической культуры в соответствии с ФГОС ООО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
11. Домашняя работа БЕЗ родителя, НО под присмотром ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
12. Использование метода проектов на уроках химии для повышения уровня функциональной грамотности ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
13. Проектирование учебных игр для уроков английского языка в 5 классе при изучении лексико-грамматического материала по теме «Fun with Food» c использованием Present Simple Tense ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
14. Поем вместе: разносторонние аспекты хорового пения ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. Эффективные приёмы планирования современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
16. Развитие двигательной активности школьников посредством игры в футбол на уроках физической культуры ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Формирование учебной мотивации обучающихся на уроках в младшей школе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Организация мотивационной среды на уроке иностранного языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Проектирование современного урока в начальной школе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Урок-текст: формирование картины мира ребёнка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы