Семинар-практикум «Учимся писать» для родителей учеников начальной школы

 
 

Марейчева Анастасия Вячеславовна,

учитель-логопед первой квалификационной категории

МАОУ ЦО «Развитие» г. Новосибирска

 
 
 

Савельева Оксана Анатольевна,

учитель-логопед первой квалификационной категории

МАОУ ЦО «Развитие» г. Новосибирска

 

Семинар-практикум «Учимся писать» для родителей учеников начальной школы

В последние годы мы отмечаем значительный рост количества детей с различными трудностями обучения в начальной школе. У многих детей затруднено освоение навыка письма в силу различных физиологических причин. На освоение навыка письма влияет и повсеместное использование компьютерных технологий. Использование смартфона, компьютера оказывает негативное влияние на качество письма школьников, так как они стали меньше писать от руки. Но обучение в школе всё ещё построено на использовании письменной речи. В свою очередь письменную речь не освоить в полной мере без освоения навыка письма.

Очень важно помнить, что любые трудности в процессе обучения письму необходимо выявить как можно раньше и постараться их скорректировать. Формирование навыка письма происходит не только в урочное время, но и дома. Многие родители не знают, как правильно помочь ребёнку, если у него возникают трудности с освоением письма. Именно поэтому возникла необходимость познакомить родителей с тем, как правильно в домашних условиях формировать этот важный навык.

14 марта 2024 года в МАОУ ЦО «Развитие» состоялся день открытых дверей «Семья и школа: мы вместе!» В рамках данного мероприятия мы успешно провели семинар-практикум «Учимся писать» для родителей учеников начальной школы.

Форма мероприятия: практико-теоретический.

Теория совмещается с обучением родителей практическим приёмам при работе с детьми в период освоения письма. Родители сами пробуют на практике все приёмы, с которыми знакомятся в ходе семинара (играют, пишут). В конце мероприятия родителям предлагается памятка на тему семинара. Материалы семинара размещаются на сайте школы в разделе страничка учителя-логопеда.

Цель: создание условий для формирования представлений родителей об этапах освоения навыка письма младшими школьниками, а также о возможных трудностях, возникающих у учеников в этот период.

Задачи:

– сформировать у родителей представления о процессе письма;

– предоставить родителям практические рекомендации для помощи при работе с детьми дома по освоению навыка письма;

– формировать положительное отношение родительского сообщества к совместным мероприятиям «Школа – семья».

Материально-техническое обеспечение. В образовательной организации МАОУ ЦО «Развитие» имеются все условия для реализации семинара «Учимся писать».

Данный семинар проводится для группы родителей не более 10 человек. Помещение для проведения должно быть оборудовано проектором, партами (столами). Это может быть обычный учебный класс.

Для проведения семинара необходимы следующие материалы:

– распечатки бланков прописей;

– листы в линейку;

– канцелярские принадлежности (ручки, простые карандаши);

– презентация;

– мячи небольшого размера (5 штук);

– массажные мячики (Су-джок, эспандер);

– образцы тренажеров по исправлению почерка;

– памятка для родителей.

Мы готовы к реализации семинара!

Семинар-практикум может быть использован в работе учителями-логопедами, учителями начальных классов и педагогами дошкольных учреждений.

Сценарий семинара-практикума для родителей «Учимся писать»

1. Приветственное слово

Учитель-логопед: Добрый день, уважаемые родители! Я рада, что вы отложили свои дела и нашли время заглянуть к нам, чтобы чему-то научиться у нас, чем-то поделиться с нами. Конечно, нас с вами волнует один и тот же вопрос, как обеспечить полноценное обучение ребёнка, как правильно помочь освоить ему школьные навыки.

2. Теоретическая часть

Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое письмо и какими навыками должен обладать ребенок, чтобы красиво и правильно писать! Письмо – это сложный для ребенка навык, который требует выполнения тонко-координированных движений, слаженной работы мелких мышц кисти руки, способности к сосредоточению, способности управлять своей деятельностью.

Процесс письма имеет сложную психофизиологическую организацию. В ней можно выделить два основных уровня: 1) сенсомоторный, или анализаторный, психофизиологический, который обеспечивает технику письма; 2) психолингвистический (письмо как речевая деятельность).

В процессе письма принимают участие различные анализаторы: слуховой (акустический, рече-слуховой), зрительный (оптический), двигательный и рече-двигательный.

Предлагаем вашему вниманию небольшой материал по теме нашей встречи (просмотр презентации с комментариями учителя-логопеда).

3. Практическая часть

Учитель-логопед: Уважаемые родители, сейчас мы с вами на практике попробуем использовать приёмы, с которыми познакомились.

Перед тем как ребёнок будет выполнять упражнения по освоению навыка письма, необходимо подготовить для работы крупную и мелкую моторику. Предлагаем провести разминку.

Упражнение «Разминка»

Включает себя следующий комплекс упражнений:

– перекидывание мяча в парах;

– отбивание и ловля мяча в парах;

– пальчиковая гимнастика, самомассаж кистей и пальцев рук.

– упражнения с эспандером для рук и мягким мячиком «антистресс».

Учитель-логопед: После того как мы с Вами сделали разминку, необходимо занять правильную позу за рабочим столом и правильно выполнить захват ручки (карандаша). Предлагаем Вам выполнить задание в прописи, соблюдая все необходимые условия. Через 5 минут работы у нас будет динамическая пауза. Потом вы продолжите данное задание.

Упражнение «Пишем красиво»

Правильная посадка за парту (стол);

Проверка правильного хвата ручки или карандаша;

Выполнение упражнений в прописи (1 часть) – 5 минут;

Динамическая пауза (кинезиологические упражнения и малоподвижная игра «Повтори за мной»);

Выполнение упражнений в прописи (2 часть) – 5 минут.

4. Рефлексия

Учитель-логопед: Уважаемые родители! Всем огромное спасибо. Посмотрите, как у вас получилось выполнить задание. Все довольны результатом? (ответы родителей)

Вот и у ваших детей всё получится, если соблюдать основные правила, условия о которых мы сегодня говорили. Предлагаем закрепить то, что сегодня узнали. Для этого будем использовать приём «Фишбоун» («Рыбья кость»).

Всем спасибо за обратную связь!

5. Заключительное слово

Учитель-логопед: Дорогие родители! На этом наша встреча подходит к концу, и мы надеемся, что вы не зря провели время и получили новые знания. Пускай наши совместные усилия помогут достичь ученикам желаемого результата в процессе освоения навыка письма.

Список литературы:

1. Садовникова И.Н. Логопедическая работа по преодолению нарушений письма в системе начального обучения учащихся / И.Н. Садовникова: Автореферат дисс… канд. пед. наук. – М., 1979. – 20 с.

2. Безруких М.М. Психофизиологические механизмы трудностей обучения письму на начальном этапе формирования навыка / М.М. Безруких // Новые исследования. Альманах. – М.: Вердана, 2003 – № 1 (4). – С. 138-142.

3. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения / С.Е. Большакова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 132 с.

4. Визель Т.Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста: учеб.-метод.пособие / Т.Г. Визель. – М.: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. – 127 с.

Количество просмотров: 2287  

Добавить комментарий

1. Декада начальной школы в центре «Развитие»
2. Сценарий внеурочного занятия для обучающихся 2-3 классов по теме «Что такое семья?»
3. Исследовательский проект «Доброта внутри нас» в комбинированной группе для детей 6-7 лет
4. Семинар-практикум «Учимся писать» для родителей учеников начальной школы
5. Развитие связной речи у детей с умственной отсталостью посредством использования игровых технологий во внеурочное время
6. Проект «Сила воды»
7. Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей средней логопедической группы по теме «Мебель»
8. Сочиняем сказки сами!
9. Сценарий развлечения для детей средней группы на тему «Вредные и полезные продукты питания»
10. Познавательно-творческий проект для детей раннего дошкольного возраста «Этот загадочный космос»
11. Логоритмика в работе учителя-логопеда
1. «Поэзия первой половины ХХ века»: технологическая карта урока ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
2. «Это чудо – сказочная гжель» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
3. Формирование патриотических чувств у детей через непосредственно образовательную деятельность в ДОУ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
4. Конспект НОД по развитию речи дошкольников с использованием мультипликации на тему «Дикие животные» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
5. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Белая береза под моим окном» с использованием мнемотаблиц ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
6. Дружба между детьми как средство выражения заботы и внимания ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
7. Битва за Берлин. Дни воинской славы России. Материалы для уроков, внеклассных занятий ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
8. Детские презентации как форма познавательно-речевого развития у старших дошкольников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
9. Разработка урока по теме «Начало Реформации в Европе» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
10. Краткосрочный проект для дошкольников старшего возраста «Имя у тебя одно!» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
11. Использование игровых технологий по развитию речи в работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
12. Использование знаков артикуляции гласных звуков в системе коррекционной работы с детьми 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
13. Конспект открытого занятия в подготовительной группе по ОО «Познавательное развитие» «Путешествие в страну здорового питания» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
14. Консультация для воспитателей «Что такое социализация дошкольника, важность игры в социализации детей» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
15. Компьютерная игра для детей дошкольного возраста «Эти замечательные животные» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
16. Сценарий развлечения педагога с детьми «Осень на шляпах к нам пришла» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
17. Дидактические пособия как средство сенсорного, творческого, познавательного и речевого развития детей в период адаптации в детском саду ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
18. Воспитатель как ключевая фигура в развитии ребёнка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
19. «Салат из сказок» с использованием smart-стола и кубиков как метод развития связной речи у детей 4-5 лет с ТНР ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. «Лаборатория историй»: из опыта работы учителя-логопеда ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы