Экспертная деятельность как актуальная форма непрерывного повышения профессионального мастерства педагога

 
 

Вяткина Ольга Николаевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад № 238 комбинированного вида» г. Новосибирска

 

Экспертная деятельность как актуальная форма непрерывного повышения профессионального мастерства педагога

В условиях реализации стратегического направления развития российского образования – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования – актуализируется внимание к качеству профессиональной деятельности педагогических кадров и профессионализму педагога.

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» каждый уровень системы образования предполагает введение образовательного стандарта. Поэтому был разработан и 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). В Стандарте определены необходимые компетенции педагогическому работнику, работающему в дошкольном образовании. Это обеспечение эмоционального благополучия детей, поддержка индивидуальности и инициативы детей, установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях, построение образования, развивающего и ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника, взаимодействие с родителями. В связи с выходом на стратегический курс создания единого федерального образовательного пространства с 1 сентября 2023 года обязательным документом для всех дошкольных образовательных организаций стала Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО). ФОП ДО предъявляет высокие требования к подготовке воспитателя дошкольной организации. Не только к его личностным и профессиональным качествам, но и к его социальной позиции. При этом важным профессиональным качеством, которым педагог должен обладать, становится умение учиться, быть готовым к переменам, обладать мобильностью, способностью к нестандартным профессиональным действиям, ответственностью и самостоятельностью в принятии решений.

Профессиональной стандарт педагога представляет социальный заказ общества педагогическому сообществу через требования в трех направлениях: профессиональные (знания, умения, навыки по направлению педагогической деятельности), коммуникативные (освоение методов и приемов тренировки коммуникативно-дискуссионных навыков), ИКТ (качественное владение информационными технологиями и презентация своей деятельности на интернет-платформах). А квалификация педагогических работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих в разделе «Квалификационные характеристики должностей педагогических работников образования».

Поэтому, на наш взгляд, профессиональная деятельность воспитателя требует постоянного обновления и совершенствования мастерства, развития имеющегося опыта и повышения уровня компетентности. Одним из важнейших способов решения этой задачи мы видим в аттестации педагога.

В рамках аттестационной комиссии экспертное заключение на соответствие уровня профессиональной деятельности педагога в должности воспитателя осуществляется по следующим критериям: вклад аттестуемого в повышение качества проектирования и реализации образовательного процесса, результаты образовательной деятельности, непрерывный профессиональный рост. В соответствии с показателями в оценке непрерывного профессионального роста предусматривается такое новое понятие, как «экспертная деятельность».

В связи с новыми изменениями прохождения аттестации воспитатель дошкольного образования озадачен поиском участия в экспертной деятельности. Как правило, на муниципальном и региональном уровнях в состав экспертов привлекают научных работников, которые обладают необходимыми знаниями и способны осуществлять экспертные функции. Также для проведения мероприятий оценочного характера в качестве экспертов привлекают педагогических работников, зарекомендовавших себя как высококвалифицированных или уважающих специалистов среди педагогической аудитории методического объединения, победителей профессиональных конкурсов, профессиональных коллег из другого образовательного учреждения.

И что делать тогда другим воспитателям? Надо сказать, что молодые педагоги и стажисты сталкиваются с проблемой отсутствия профессионального владения технологией педагогической экспертизы. Впоследствии можно получить неадекватную оценку, а в итоге – принятие решений нереализуемых и неэффективных. Во-вторых, недостаточное количество мероприятий для увеличенного количества педагогов, которые желают включиться в экспертную деятельность.

Особую значимость в поддержке педагогических работников играют сетевые сообщества как профессиональные объединения. Сегодня образовательные порталы для воспитателей и педагогических работников дошкольного образования в сети Интернет зарекомендовали себя в оказании образовательных услуг большого спектра. Потребности в экспертах на образовательных порталах резко возросли. Это объясняется большим количеством участников ежемесячных конкурсов и транслирования опыта педагогами. Поэтому организаторы образовательных порталов приглашают активных и талантливых педагогов-профессионалов принять участие в оценивании конкурсных работ или продукта творчества, стать сертифицированным экспертом и участником экспертного сообщества. Полагаем, что работа в качестве эксперта дает возможность современному воспитателю сформировать необходимые компетенции, предъявляемые ФГОС ДО, ФОП ДО и Стандартом педагога. Такие, как умение исследовать, анализировать, прогнозировать и оценивать. Более того, участие в экспертной деятельности стало одним из способов проверки уровня квалификации и непрерывного повышения профессионального роста педагога.

Ведь кто такой эксперт в традиционном понимании? Как правило, это опытный специалист, привлекаемый к экспертизе и оценке какого-либо продукта или деятельности. Бесспорно, он обладает необходимыми знаниями и опытом в области профессиональной деятельности, включен в процесс принятия решения. Он высказывает суждения по поставленному перед ним вопросу, обладает правами, обязанностями и принимает на себя ответственность за сделанные им экспертные заключения.

Как это все выглядит на практике? Участие в экспертной деятельности проводится в целях изучения и оценки объекта. Понятно, что объектом экспертной деятельности могут выступать педагогические процессы или определенные виды педагогической деятельности.

Рассмотрим опыт участия воспитателя ДОУ в качестве эксперта и представим направления экспертной деятельности, к которым он привлекается.

На уровне дошкольной образовательной организации:

– эксперт, включенный в рабочую группу ДОУ по оцениванию детских продуктов творчества, тематических выставок, проводимых в ДОУ;

– эксперт в составе жюри детских творческих конкурсов ДОУ;

– эксперт, входящий в состав жюри ДОУ по оцениванию конкурсного материала на уровне ДОУ для муниципального этапа городского или регионального тематического конкурса;

– эксперт, входящий в состав жюри конкурса профессионального мастерства на уровне ДОУ;

– эксперт, привлекаемый аттестационной комиссией ДОУ для осуществления анализа профессиональной деятельности педагогических работников с целью соответствия занимаемой должности.

На уровне сетевого взаимодействия с образовательными порталами для педагогических работников:

– эксперт в составе жюри всероссийских и международных детских творческих конкурсов по оцениванию конкурсного материала в рамках образовательного портала;

– эксперт в составе жюри всероссийских и международных конкурсов профессионального мастерства педагогов по оцениванию конкурсного материала в рамках образовательного портала;

– эксперт в составе экспертной группы или совета по оцениванию методических материалов предметного содержания (учебных программ, учебных пособий, проектов, статей и т.д.) в рамках образовательного портала.

Работа воспитателя-эксперта начинается задолго до начала мероприятия: последовательно и поэтапно.

Подготовительный этап – включенность педагога в экспертную деятельность. Целью этапа является мотивирование педагога к экспертной деятельности, самооценка качеств личностных и профессиональных компетентностей.

Первоначальная подготовка воспитателя к экспертной деятельности начинается с анализа современных постулатов технологии педагогической экспертизы.

1. Эксперт должен быть компетентным для качественного выполнения исследовательской, оценочной, прогностической функции:

Иметь профессиональную компетентность:

– высокая профессиональная квалификация по теме профессиональной деятельности, в рамках которой будет проводиться экспертная деятельность;

– мировоззренческий уровень рефлексии;

– знание достижений мировой науки, понимание современных проблем и перспектив развития;

– коммуникативная гибкость и конструктивность.

Иметь экспертную методологическую и методическую компетентность:

– знание принципов организации и проведения экспертизы, методов получения, анализа и обработки экспертной информации, анализа результатов экспертизы;

– понимание методов оценки и умение пользоваться различными типами оценивающих шкал.

2. Эксперт должен обладать личностными качествами:

– личностная и нравственная зрелость, порядочность;

– коммуникабельность, деликатность, тактичность;

– креативность, эвристичность, способность к видению ситуации с разных точек зрения, интуиция;

– объективность, независимость, ответственность.

Таким образом, качества и компетентности, необходимые эксперту, раскрываются через основные функции и задачи, которые приходится решать в экспертной работе.

Затем обязательным является самообразование по вопросу технологии педагогической экспертизы. С этой целью приоритетным становится изучение литературы и анализ технологии педагогической экспертизы. И, как вариант, обучение в свободное время через участие в онлайн-семинаре, который обеспечивает теоретическую и практическую подготовку воспитателя-эксперта. В результате обучения на семинаре педагог получает возможность изучить нормативно-правовые документы, регулирующие экспертную деятельность и технологию анализа деятельности педагога, основные методы изучения практической деятельности. Более того, освоит необходимые компетенции для анализа деятельности педагогов и конкурсных материалов; овладеет умением составлять заключения по результатам всестороннего анализа деятельности. Конечно, мы не отказываемся от второго варианта – это обучение экспертов на курсах повышения квалификации с итоговым тестированием, что позволяет зарекомендовать себя для включения в состав экспертов.

В дальнейшем воспитатель включается в рефлексию «Какой я эксперт». Полагаем, что успешность работы будущего эксперта будет зависеть от качества рефлексии своих личностных и профессиональных качеств, способностей и возможностей. В соответствии с необходимостью гибкого подхода к «портрету эксперта» для педагога важно определить соответствие своей компетентности, а также осознавать свой предстоящий имидж «хороший эксперт», чтобы грамотно презентовать себя. Тогда ключевым моментом является поиск воспитателем участия в экспертной деятельности.

Первой этап формирование экспертного сообщества (экспертной группы или экспертного совета). Целью этапа является выявление педагогов, способных осуществлять экспертно-аналитическую деятельность, формирование рабочих групп и знакомство с условиями экспертной деятельности.

1. На уровне дошкольной образовательной организации основанием для включения в состав экспертной группы является приказ заведующего ДОУ. Персональный подбор экспертов осуществляется председателем экспертной комиссии и формируется из лиц, отвечающих следующим требованиям:

– наличие высшего образования;

– соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах;

– наличие опыта работы в образовательной организации не менее трех лет;

– прохождение курсов повышения квалификации по теме профессиональной деятельности.

2. В сети Интернет на уровне сетевого взаимодействия с образовательными порталами для педагогических работников привлекаются к участию в экспертной деятельности педагоги активные и творческие. Чтобы стать экспертом, педагогу предлагается подать заявку в режиме онлайн с указанием сведений (о педагогическом образовании, квалификации, стаже работы, профессиональных достижениях). В электронной форме провести экспертную оценку методических материалов или конкурсных работ в количестве не менее 10-20. В приоритете выбор портала, лицензированного и зарекомендовавшего себя в педагогическом сообществе.

Воспитатель, решившийся стать экспертом, рассматривает и принимает условия реализации экспертной деятельности.

1. Знакомится с нормативными документами, регламентирующие деятельность экспертов:

– локальные документы ДОУ об утверждении положения и состава экспертных рабочих групп, жюри ДОУ;

– нормативные документы образовательных порталов, представленные на сайте.

2. Определяет особенности экспертной деятельности (цели и задачи педагогической экспертизы, форма оценивания, установление сроков проведения и предоставления экспертного заключения).

3. Заполняет соответствующие документы, отражающие права и обязанности эксперта. Здесь главную роль играет осознание педагогом готовности нести ответственность за оценочную деятельность.

4. Проходит предварительный инструктаж по проведению экспертизы и заполнению экспертного заключения.

Второй этап – проведение экспертной деятельности. Цель: анализ полученной информации и сопоставление его результатов с некими эталонами данного вида деятельности.

В процессе проведения экспертной деятельности воспитатель-эксперт четко следует существующим нормативам процедуры экспертной деятельности. Его деятельность связана с изучением содержания экспертируемого объекта, проведением исследовательской работы, анализом имеющегося материала и прогнозированием. Оценка осуществляется в соответствии со специально разработанными критериями, которые он принимает. Добавляется в рамках работы экспертной группы совместное обсуждение экспертируемого объекта и коллективная оценка.

Завершающий этап – принятие экспертного заключения. Цель: оказание помощи автору в самовыражении и становлении собственного уникального опыта.

На данном этапе работа воспитателя-эксперта включает в себя повторный просмотр и фиксацию фактов экспертируемого объекта, а также его соответствие предъявляемым критериям. Затем осуществляется принятие экспертного заключения и оформление документа экспертной оценки или опрос экспертов.

И независимо, будь то индивидуальная или коллективная экспертная деятельность, работа воспитателя-эксперта направлена не на оценку, а на обогащение и развитие экспертируемого объекта до уровня внедрения и распространения.

На наш взгляд, результатом участия воспитателя в экспертной деятельности можно считать следующее.

1. Стремление соответствовать статусу «хороший эксперт» мотивирует воспитателя непрерывно работать над собой, совершенствуя не только профессиональные компетентности, но и личностные качества. Роль их велика в позиции «осознания и обоснования».

2. В процессе изучения экспертируемого объекта развивается способность быстроты понимания целеполагания деятельности, глубокое вхождение в точку зрения автора и осознание раскрытия темы чужого замысла, выделение перспективы развития.

3. Открывается возможность иметь представление о научных открытиях в образовании и инновационных методических продуктах, что позволяет аходиться в режиме непрерывного развития.

4. Взаимодействие воспитателя в экспертном сообществе расширяет круг общения в профессиональной среде и взаимообогащает опыт транслирования экспертной деятельности, что ведет к непрерывному развитию коммуникативной и информационной культуры.

Сказанное выше позволяет сделать вывод, что участие в экспертной деятельности рассматривается как инновационная форма непрерывного повышения профессионального мастерства воспитателя. Взращивание себя как компетентного эксперта-профессионала стимулирует воспитателя активно осуществлять профессиональное самообразование и профессиональное саморазвитие, обеспечивая тем самым непрерывный профессиональный рост и повышение квалификации.

Список литературы

1. Алексеев Н. Г. Принципы и критерии экспертизы программ развития образования // Вопросы методологии. – 1994. № 1-2. 59-68 с.

2. Аникеева Н. П., Киселева Е. В. Особенности экспертной деятельности

в воспитании // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 1. 179-185 с.

3. Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г. Экспертные оценки. – М.: Наука, 1973. 103 с.

4. Иванов Д. А. Экспертиза в образовании: краткое содержание основных понятий, терминов, подходов. – М., 2003. 136 с.

5. Иванов Д. А. Экспертиза в образовании: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений /Д.А. Иванов. – М.: Академия, 2008. 329 с.

6. Игнатьева Г. А. Экспертная деятельность в образовании. – Н. Новгород: Нижегородской гуманитарный центр, 2003. 75 с.

7. Савченков А. В. Экспертные технологии в управлении образовательными системами: учебное пособие / А.В. Савченков, В.В. Жданов. – Челябинск: Золотой Феникс, 2018. 48 с.

Количество просмотров: 2755  

Добавить комментарий

1. Формирование навыков XXI века в процессе обучения и воспитания
2. Фестиваль «Театральный калейдоскоп»
3. Дружба начинается с рожденья
4. Технология проектной деятельности в работе с детьми младшего дошкольного возраста
5. Формирование основ финансовой грамотности как актуальное направление в работе дошкольной организации
6. Обучение старших дошкольников творческому рассказыванию на основе сказочного сюжета
7. По дорожкам Cuboro к навыкам XXI века
8. Развитие речи дошкольников с использованием нетрадиционных техник рисования
9. Формирование навыков XXI века в процессе сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста посредством знакомства с предметами из разных материалов
10. Финансово-экономическое воспитание в детском саду, или Мечта каждого родителя: поход в магазин без навязчивых просьб ребенка – это возможно!
11. Развитие интонационной выразительности речи у детей с особыми образовательными потребностями старшего дошкольного возраста через реализацию кружка «Речевичок»
12. Экспертная деятельность как актуальная форма непрерывного повышения профессионального мастерства педагога
13. Воспитательная среда, направленная на формирование речевой культуры, в рамках реализации программы «Сказки – добрые друзья»
14. Формирование базиса читательской грамотности в процессе реализации парциальных программ в ДОУ
15. Повышение уровня профессионального развития педагогических работников через освоение кейс-технологии
16. Активные формы работы с семьей по ознакомлению с родным краем
17. Современные формы работы учителя-логопеда с родителями в ДОУ
18. Формирование основ финансовой грамотности дошкольников посредством игровой деятельности
19. Ранняя профориентация как инструмент формирования базовых категорий «мира взрослых»
20. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральной образовательной программой
1. Опытно-экспериментальная деятельность со звуками в семье и группе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Формирование положительного эмоционального отклика детей средствами речетворческой деятельности ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Совместная театрализованная деятельность как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников средствами интерактивных цифровых технологий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Реализация творческих идей посредством потенциала семей воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Проект «Мандарин – новогодний фрукт» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Особенности взаимодействия дошкольного коллектива с семьями обучающихся ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Детско-родительский клуб «Семейный театр “Маленькая страна”» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Литературная гостиная как форма взаимодействия всех участников образовательных отношений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Взаимодействие педагогов и родителей в создании психологически комфортной среды в ДОУ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Взаимодействие семьи и детского сада в развитии позитивной социализации у старших дошкольников через техническое творчество ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия в детском саду ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Использование потенциала социальных партнеров для формирования ценностных ориентиров семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. «Круги Эйлера» как инструмент развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Взаимодействие с социумом как ресурс реализации задач дошкольного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Использование дыхательных упражнений для развития голосового аппарата детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Нетрадиционное рисование ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Взаимодействие семьи и ДОУ с помощью компьютерных технологий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Эффективные формы взаимодействия ДОО и семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Работа с родителями по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы