Развитие интонационной выразительности речи у детей с особыми образовательными потребностями старшего дошкольного возраста через реализацию кружка «Речевичок»

 
 

Васильева Алена Александровна,

учитель-логопед высшей квалификационной категории

МБДОУ д/с № 163 г. Новосибирска

 

Развитие интонационной выразительности речи у детей с особыми образовательными потребностями старшего дошкольного возраста через реализацию кружка «Речевичок»

Выразительность речи – умение внятно, убедительно и в тоже время

по возможности сжато выражать свои мысли и чувства, умение

владеть интонацией, выбором слов, построением предложений,

подбором фактов, примеров действовать на слушателя и читателя.

Н. С. Рождественский

У каждого человека есть свои сильные и слабые стороны, но обязательно у каждого человека есть свои таланты и не стоит их прятать. Тем, что умеешь сам, хочется поделиться с другими, мы – педагоги, и наше предназначение отдавать все лучшее. Красиво, интонационно верно, эмоционально окрашено передать свои мысли, чувства очень важно для общения. Работаю по своей программе для детей старшего возраста. Наш кружок называется «Речевичок». По словам Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной, «среди детей, относящихся к категории дошкольников с недоразвитием речи или нарушением речи различной этологии и степени выраженности, особую группу детском саду представляют так называемые двуязычные дети». В нашем саду есть ребята разной национальности, в частности в моих группах: кыргыз, таджики, татары, казахи. Для того чтобы облегчить погружение в русскоязычную среду, обучить общению на русском языке, в разделы своего кружка и в целом в работу по коррекции всех сторон речи включаю обучение интонационным навыкам русской речи, одним словом развиваю у ребят выразительную речь, что поможет успешно социализироваться в обществе.

Выразительная речь имеет огромное значение в жизни каждого человека. Эмоционально окрашенные слова являются важным инструментом коммуникации. При реализации образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО учитывается развитие личности ребенка, его мотивация и способность развиваться в различных видах деятельности. Речевое развитие включает в себя владение речью как средством общения и культуры, расширение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, интонационной и звуковой культуры речи, а также развитие фонематического слуха.

Важно научить детей понимать свои эмоциональные состояния, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты и интонацию. Проблемы с речевым ритмом могут негативно сказываться на адаптации детей в обществе. Поэтому очень важно помочь детям в дошкольном возрасте научиться правильно оформлять свою речь с точки зрения интонации. Учитывая эту проблему, возникла необходимость разработки данной рабочей программы для детей подготовительной группы.

Рабочая программа охватывает два учебных года, с 1 сентября по 31 мая, и направлена на развитие интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. Включает в себя следующие задачи:

1. Обучение интонационной выразительности речи через использование мелодики, темпа, ритма, тембра и логического ударения.

2. Воспитание интереса к родному языку.

3. Развитие эмоциональной сферы ребенка.

4. Применение выразительных средств театра, таких как мимика, жесты, позы и движение.

5. Развитие творческих способностей, артистизма и коммуникативных навыков у детей.

Программа построена поэтапно, от простого к сложному, и учитывает коммуникативно-ориентированный подход, закрепление фонетических единиц и правил их использования в естественных ситуациях общения, данные о становлении интонационной системы в онтогенезе и зону ближайшего развития ребенка.

Планируемые результаты реализации программы включают:

1. Увеличение интереса детей к интонационной выразительности речи.

2. Использование различных средств выразительности речи в повседневном общении.

3. Развитие коммуникативных способностей и творческой активности детей.

4. Формирование положительного отношения к окружающему миру.

5. Приобретение навыков образной и эмоциональной речи, начиная с дошкольного возраста и закрепление этих навыков на более старших ступенях образования. Эти навыки помогут детям умело выражать свои мысли перед окружающими людьми и достичь успеха в обществе.

Для диагностики и коррекции выразительной речи детей используется инструментарий, предложенный О. И. Лазаренко в книге «Диагностика и коррекция выразительной речи детей» (М; ТЦ Сфера, 2009).

№ п./п

Ф.И.

ребенка

Диагностика выразительности речи у дошкольников

Рекомендации

Ритм

Высота, сила голоса

Ударение

Интонация

Этапы работы:

1. Подготовительный этап.

Цель: формирование психофизиологических механизмов овладения интонационными средствами, используемыми для внешнего оформления высказывания в процессе его создания.

2. Основной этап.

Цель: формирование представлений об интонационной выразительности импрессивной речи и развитие интонационной выразительности экспрессивной речи.

Направления работы:

– Развитие речевого слуха (восприятие изменений силы, высоты, тембра и темпа речи).

– Развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур и речевого ритма.

– Развитие речевого дыхания (фонации).

– Развитие мимики и выразительности движений.

– Развитие способности понимать и переживать эмоции.

– Развитие силы голоса и расширение высотного диапазона голоса.

– Развитие восприятия и воспроизведения ударения.

– Совершенствование темпо ритмической организации высказываний.

– Формирование восприятия и воспроизведения мелодики повествовательных, вопросительных и восклицательных высказываний.

Разработан перспективный план и тематический план, учитывающие цели и задачи работы, с принципом «от простого к сложному».

Материально-технические средства обучения

1. Различные виды театра (пальчиковый, кукольный)

2. Набор масок.

3. Фланелеграф.

4. Набор «Эмоции», для «Развития голоса», для сюжетно-ролевых игр.

5. Карточки-символы для определения сила, высота и темпа речи.

6. Игры для речевого дыхания.

7. Звучащие предметы.

8. Костюмы и атрибуты.

9. Книги.

10. Диски с записью музыки, сказок.

Взаимодействие с родителями воспитанников

Мы активно взаимодействуем с родителями воспитанников всех национальностей и стремимся сотрудничать с ними в новых инновационных формах. В начале года мы провели анкетирование родителей, чтобы узнать, что они ожидают от кружка «Речевичок», как они хотели бы сотрудничать с логопедом, насколько они мотивированы участвовать в коррекционном процессе и какие задачи они считают наиболее важными.

Для родителей полезными и необходимыми являются семинары-практикумы, которые помогают им освоить определенные методы и приемы преодоления речевых нарушений у ребенка, а также помогают им организовать домашние занятия для закрепления полученных знаний и навыков. Мы также проводим «круглые столы», чтобы вести конструктивный диалог с родителями на тему «Выразительная речь детей дошкольного возраста». Родители с удовольствием участвуют в детско-родительских проектах, праздниках и конкурсах, а также помогают нам пополнить уголок ряженья и изготовить костюмы и реквизиты. Например, «Яблоки настроения» были сделаны руками родителей.

Наша коррекционно-логопедическая работа направлена на развитие интонационной выразительности речи у дошкольников. Мы учитываем возрастные особенности, физиологические возможности и интересы детей и поэтапно развиваем их способности. Материалы, которые мы используем в кружке, выбираем с учетом потребностей и понимания детей. Вначале года мы знакомим их с литературными произведениями народов мира, а затем развиваем средства выразительности речи на произведениях русских, киргизских и казахских поэтов. В будущем мы планируем провести театрализацию интересных произведений писателей и поэтов.

Например, в начале года мы изучаем тему: «Для чего нужна речь?» в течение первых двух недель октября. Задачи включают в себя отработку четкого произношения звуков, развитие интонационной выразительности, коррекцию нарушения дыхания и голоса, развитие эмоциональной отзывчивости, мимики и выразительности движений.

В феврале дети совершенствуют навыки логического ударения с распространенными предложениями и разучивают басню В. Жбановой «Соблазн» в течение третьей недели месяца. Задачи включают в себя развитие речевого дыхания, закрепление умения выполнять спокойный вдох и длительный выдох с речевым сопровождением, развитие выразительности движений, способности выражать свои эмоции, слухомоторных дифференцировок, умения воспринимать и понимать связь изменений тембральной окраски голоса со смыслом высказывания, восприятия и понимания темпа речи, понимания логического ударения в пословицах, поговорках, стихах и баснях.

Интонационная выразительность представляет собой сложный комплекс всех выразительных средств речи, включая мелодику, темп, ритм, ударение и тембр. В период перехода из одной возрастной группы в другую особое внимание уделяется играм на коммуникацию, таким как «Накорми Хрюшу» и «Игры-Мерилки».

Мелодика включает в себя повышение и понижение голоса при произнесении фразы, придании речи различных оттенков, избегании монотонности. Темп речи может быть ускоренным или замедленным в зависимости от содержания высказывания, с учетом пауз между речевыми отрезками. Важную роль играют игры, такие как «Лабиринт», «Парашюты» и «Покатились с горки вниз», которые помогают развивать выразительность речи. В среднем возрасте особое внимание уделяется попевкам и песенкам, которые активно используются на всех этапах формирования выразительности речи. (Картинки, изображающие коня (быстрый темп), черепаху (медленный темп)).

Узбекское стихотворение

МУЗЫКАНТЫ ЗАИГРАЛИ.

Музыканты заиграли,

Ялла! Ялла! Ялла!*

Туфельки пыль поднимали,

Ялла! Ялла! Ялла!

Я с подружками плясала,

Ялла! Ялла! Ялла!

Тюбетейку потеряла,

Ялла! Ялла! Ялла!

Никогда ещё со мной

Такого не бывало.

Мы учимся произносить предложения с разной интонацией. Иногда делимся на команды, которые задают вопросы или выражают восклицание, и проигрываем разные ситуации. Нам помогают фразовое и логическое ударение, которые выделяются паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения группы слов или отдельных слов в зависимости от смысла высказывания. Обучающиеся также учатся следовать ритму, который предполагает равномерное чередование ударных и безударных слогов. Мы используем ритмические карточки для тренировки, учимся менять тембр голоса, чтобы передать разные эмоциональные оттенки. Для этого используем пиктограммы и картинки, которые помогают нам выразить наше эмоциональное состояние.

Развитие речевого и диафрагмального дыхания

Задачи этого направления включают в себя закрепление диафрагмального типа дыхания, развитие речевого дыхания и умения выполнять спокойный вдох и плавный длительный выдох без и с речевым сопровождением. Также важным аспектом является постепенное удлинение речевого выдоха при произнесении слов и фраз. Для достижения этих целей проводятся специальные голосовые упражнения, направленные на развитие основных акустических характеристик голоса, таких как сила, высота и тембр, а также формирование мягкой атаки голоса.

Речевой материал, используемый в работе с дошкольниками разного возраста, подбирается в соответствии с программными требованиями, с учетом возрастных физиологических особенностей и интересов детей. Работа начинается с развития речевого дыхания, удлинения постепенного, продолжительного и плавного выдоха. Необходимость обучения активным движениям диафрагмы, нижних ребер, носовому дыханию обусловлена тем, что дошкольники с речевой патологией в большинстве случаев преимущественно используют в процессе речи верхнереберное или грудное дыхание, сопровождающееся сильным подъемом плечевого пояса, грудной клетки, напряжением шейной мускулатуры, в результате чего дыхание становится шумным и напряженным. Формирование диафрагмального типа физиологического дыхания основано на приведении ребенка в состояние покоя. Большое внимание уделяется созданию положительного эмоционального настроя, спокойной и доброжелательной обстановки (Упражнение «Надуваем шар», «Насос»).

Развитие интонационных средств языка происходит на различном художественном материале: сказках, стихах, потешках, скороговорках, на произведениях авторов народов мира. Почувствовать себя актером и актрисой по очереди на одном занятии могут практически все ребята. Присутствует атмосфера радости, у детей появляется интерес и огромное желание побыть в роли того или иного героя и сразу же получать положительную оценку своих достижений.

У детей повысился интерес к интонационной выразительности речи. Они используют в повседневном общении различные средства выразительности речи. У ребят сформированы коммуникативные способности, положительное отношение к окружающему миру, дети стали творчески активными.

Сформированные навыки образной и эмоциональной речи помогут детям умело донести свои мысли окружающим людям, а в дальнейшем – быть успешными в обществе.

Используемая литература:

1. Акишина А.А. Русский язык в играх. Учебное пособие. – М., 2011.

2. Большакова С.Е. Формируем слоговую структуру. М. ТЦ-СФЕРА, 2006.

3. Вартапетова Г.М. Левый мозг, правый мозг и школьная дезадаптация, методическое пособие. НИПКиПРО, 1997.

4. Лазаренко О.И. Диагностика и коррекция выразительности речи детей. М. ТЦ-СФЕРА, 2009.

5. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. С. Петербург: Образование, 1994.

6. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Ярославль: Гринго, 1995.

7. Попевки Новиковой-Иванцовой.

8. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. М.: ДРОФА, 2009.

9. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекция нарушения речи. М. Просвещение, 2010.

Количество просмотров: 3307  

Добавить комментарий

1. Формирование навыков XXI века в процессе обучения и воспитания
2. Фестиваль «Театральный калейдоскоп»
3. Дружба начинается с рожденья
4. Технология проектной деятельности в работе с детьми младшего дошкольного возраста
5. Формирование основ финансовой грамотности как актуальное направление в работе дошкольной организации
6. Обучение старших дошкольников творческому рассказыванию на основе сказочного сюжета
7. По дорожкам Cuboro к навыкам XXI века
8. Развитие речи дошкольников с использованием нетрадиционных техник рисования
9. Формирование навыков XXI века в процессе сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста посредством знакомства с предметами из разных материалов
10. Финансово-экономическое воспитание в детском саду, или Мечта каждого родителя: поход в магазин без навязчивых просьб ребенка – это возможно!
11. Развитие интонационной выразительности речи у детей с особыми образовательными потребностями старшего дошкольного возраста через реализацию кружка «Речевичок»
12. Экспертная деятельность как актуальная форма непрерывного повышения профессионального мастерства педагога
13. Воспитательная среда, направленная на формирование речевой культуры, в рамках реализации программы «Сказки – добрые друзья»
14. Формирование базиса читательской грамотности в процессе реализации парциальных программ в ДОУ
15. Повышение уровня профессионального развития педагогических работников через освоение кейс-технологии
16. Активные формы работы с семьей по ознакомлению с родным краем
17. Современные формы работы учителя-логопеда с родителями в ДОУ
18. Формирование основ финансовой грамотности дошкольников посредством игровой деятельности
19. Ранняя профориентация как инструмент формирования базовых категорий «мира взрослых»
20. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральной образовательной программой
1. Значение речевой игры в формировании предпосылок функциональной грамотности ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
2. Создание инклюзивного образовательного пространства в ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
3. Народные игры в системе развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на музыкальных занятиях ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
4. Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи при дизартрии средствами логопедических сказок ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
5. «Умный пол» как элемент РППС в период адаптации детей раннего возраста ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
6. Слушать, слышать и воспринимать… ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
7. Личностно-ориентированный подход в детском саду: творчество без границ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
8. Нетрадиционное творчество в младшем дошкольном возрасте ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
9. Формирование культуры правильного питания у дошкольников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
10. Искусство оригами как средство формирования математических представлений у старших дошкольников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
11. Литературный квест как средство социокультурного развития дошкольников в процессе приобщения к художественной литературе ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
12. Создание речи: инновационный подход к развитию речи у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
13. Семейная культура как основа речевого благополучия ребенка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
14. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
15. Дети в семьях мигрантов: проблемы и пути их решения ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
16. Дошкольное образование будущего: как технологии меняют обучение? ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
17. Субъектность как важное условие формирования успешной личности ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
18. Использование метода проектов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
19. Педагогические методики: из детского сада в семью. Современные формы просвещения родителей ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. Исследование психологического микроклимата в педагогическом коллективе ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы