Формирование навыков XXI века в процессе обучения и воспитания
В настоящее время возникает необходимость формирования актуальных навыков и качеств у детей дошкольного возраста, которые позволят им эффективно функционировать в современном обществе.
В процессе обучения и воспитания важно заложить у детей дошкольного возраста такие навыки, как:
– навыки культурного поведения;
– навыки безопасности;
– навыки информационной компетентности;
– коммуникативные навыки;
– навыки взаимодействия;
– способности к эмпатии;
– развитое воображение;
– навык саморазвития.
Педагоги и родители прикладывают немало усилий для того, чтобы обеспечить ребенку вхождение во взрослую социальную жизнь. Большая роль в этом процессе отводится дошкольным образовательным организациям, которые осуществляют целенаправленное развитие и формирование необходимых навыков. Однако это не уменьшает ответственность родителей за воспитание и развитие будущего гражданина.
Среди важных навыков, которые будут особенно востребованы в XXI веке, необходимо выделить навыки культурного поведения. В дошкольном возрасте важно заложить основные моральные нормы и нравственные качества у детей. Ведь эти качества будут определять всю дальнейшую судьбу человека, а в совокупности обеспечат направление развития всей нации.
Среди других важных качеств, которые следует заложить в детях, – навыки безопасности и навыки информационной компетентности. XXI век – это век информационных технологий, которые будут развиваться еще стремительнее. И если сейчас не освоить навыки пользования смартфоном, планшетом, компьютером и другими устройствами, то потом это уже будет сделать сложнее, потому что на смену им придет еще более усовершенствованная техника. В связи с обилием цифровых устройств возникает и проблема информационной безопасности. Современных детей надо учить пользоваться гаджетами, не сообщая о себе личных данных, не передавая пароли. Важно учить отличать правдивую информацию от рекламы, хотя это сделать довольно сложно даже взрослому человеку. Ребенок должен знать об угрозах его безопасности и выбирать модель безопасного поведения на улице, дома, при встрече с незнакомыми людьми и т.д.
Среди важных навыков, необходимых в будущем – это навык коммуникативного поведения и взаимодействия с другими людьми. Не секрет, что с обилием информационных устройств количество контактов людей в реальном мире может быть значительного ограничено. В связи с этим у многих детей может наблюдаться недостаточное развитие коммуникативных способностей, неумение вступать в контакт, начинать общение, дружбу, страх перед незнакомыми обществами людей, например, при поступлении в первый класс.
Дошкольные образовательные учреждения проводят огромную работу по развитию речевых навыков и навыков общения у дошкольников. Да и сам детский коллектив способствует развитию этих навыков. Но в обществе есть много часто болеющих детей, детей с ограниченными возможностями здоровья, которые не посещают детский сад. Их контакты со сверстниками резко ограничены. Поэтому задача развития навыков взаимодействия у детей ложится на их родителей. Среди способов развития коммуникативных навыков этих детей можно рекомендовать проведение праздников, дней рождений, приглашение других детей в дом к ребенку, у которого ограничены контакты со сверстниками. Можно посещать кружки и учреждения дополнительного образования, регулярно гулять во дворе, обеспечив знакомство ребенка с соседскими детьми.
Важно развивать у детей способность к эмпатии, умение откликаться на чужую боль, умение проявить сочувствие и сострадание. Эти навыки в большинстве случаев дети перенимают от отца и матери. Поэтому взрослым необходимо почаще проявлять свои положительные качества: заботиться о престарелых родственниках, проявлять понимание и уважение в разговорах со своими родителями, меньше ссориться и конфликтовать, оказывать помощь бездомным животным, заботиться о птицах зимой.
В XXI веке востребованным будет такой навык, как воображение и творческие способности. Получат развитие такие профессии, как веб-дизайнер, маркетолог, программист, флорист, мультипликатор, режиссер-блогер. В будущем необходимы будут такие способности, как способность нестандартно мыслить, принимать креативные решения, находить выход.
Важнейшим навыком XXI века считаем способность к саморазвитию. Важно в течение жизни поддерживать уровень своего интеллектуального, познавательного, культурного, творческого развития. Родители, которые получают самообразование, ходят в библиотеку, просматривают познавательные программы, сами что-то изобретают, конструируют, интересуются культурными программами, посещают музеи, театры, приобщают детей к посещению достопримечательностей, являются для детей проводниками в будущее. Важная задача детского сада в этом вопросе – информирование и просвещение родителей. Через интересные формы, мастер-классы, досуги мы знакомим родителей с разными формами познавательного развития их детей: знакомим с познавательными опытами и экспериментами по выращиванию кристаллов, по очистке воды, учим выполнять поделки из соленого теста, бисера, картона, проводим интерактивные игры-путешествия в местный заповедник.
Каждый ребенок должен с детских лет усвоить, что образование, которое он получает, важно не только для него, но и для процветания всего общества. И придя в школу, дети не будут задаваться вопросом: «А зачем мне математика? Я ведь не собираюсь стать математиком?» Они твердо будут знать, что все знания, которые получат в школе, необходимы для того, чтобы сделать жизнь лучше.
Таким образом, XXI век предъявляет новые требования к развитию у детей важных навыков и способностей. Педагоги в сотрудничестве с родителями способствуют развитию у детей дошкольного возраста таких навыков, как навыки культурного поведения, безопасности, информационной компетентности, коммуникативные навыки, навыки взаимодействия, способности к эмпатии, развитое воображение, навык саморазвития. Эти и другие навыки помогут детям стать успешными в будущем, эффективно взаимодействовать и развиваться.
Список литературы
1. Акинина Т. М. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста / Т.М. Акинина, Г.В. Степанова, Н.П. Терентьева. – М.: Перспектива, 2012. – 248 c.
2. Суханов И.В. Обычай, традиции и преемственность поколений/ И. В. Суханов. – М.: Просвещение, 2008. – 173 с.
Количество просмотров: 3310 |
Добавить комментарий