Поем вместе: разносторонние аспекты хорового пения

 
 

Пермякова Инна Алексеевна,

учитель музыки

МАОУ Лицея № 22 «Надежда Сибири»

 

Поем вместе: разносторонние аспекты хорового пения

Хор – это прообраз идеального общества,

основанного на едином устремлении и слаженном дыхании,

общества, в котором важно услышать другого, прислушаться

друг к другу, общества, в котором индивидуальность

не подавляется, но раскрывается в полной мере.

Г. А. Струве

 

Как гимнастика выпрямляет тело,

так музыка выпрямляет душу человека.

В. А. Сухомлинский

На уроках музыки мы решаем важную духовно-нравственную задачу – воспитание души ребенка средствами искусства, воздействуем на процесс становления его нравственных идеалов и качеств. Как отмечал Л. Выготский, музыка способна разбудить дремлющие нравственные силы, возбуждая человеческие эмоции. Переживая содержание музыки, человек становится более отзывчивым на различные эмоции-смыслы, и это позволяет ему тоньше чувствовать чужую боль и проблемы.

Активная форма музыкальной деятельности – хоровое пение, в него включены все важнейшие психофизиологические системы, что определяет огромные возможности этого вида искусства в процессе становления личностных качеств человека. Хоровая деятельность решает задачу художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения, а также развивает творческие способности учеников, объединяет и создает чувство общности, устраняет проблемы логопедии, оздоравливает и служит эффективным способом профилактики заболеваний дыхательных путей. Но в рамках учебной программы не всегда есть возможность уделять достаточное внимание этому виду работы, вследствие чего в МАОУ Лицее № 22 «Надежда Сибири» была организована внеурочная хоровая деятельность младших школьников и разработана программа на основе ФРП.

Пение – тот самый инструмент, который позволяет не только найти радость жизни, но и значительно улучшить свое здоровье. По образному выражению ученых, гортань – второе сердце человека. Голос оздоравливаясь в процессе вокальной тренировки, оздоравливает весь организм. Полезно не только слушать музыку, но и петь самим, так как во время пения звуковые частоты активизируют развитие ребенка, влияя на его головной мозг. Ученые обнаружили, что в мозге во время пения вырабатываются эндорфины – вещества, благодаря которым человек ощущает радость, умиротворение, прекрасное настроение и повышенный жизненный тонус, что благотворно способствует эмоциональной стабильности, избавлению от стрессов. Поющий человек всегда находится в позитиве, и если у него даже произошло горе, то во время пения он испытывает значительное облегчение. Таким образом, с помощью пения можно вызвать и выразить те или иные чувства, улучшить кровообращение и цвет лица, улучшить дикцию и постановку разговорной речи, даже исправить такой дефект, как заикание. Невозможно переоценить влияние пения на здоровье ребенка: работая с голосовым аппаратом детей, преподаватель действует на укрепление здоровья своего ученика.

Неслучайно в нашей стране так много детских хоровых коллективов. Практически в каждой школе стараются организовать хор, так как коллективное пение – это и польза для здоровья, и формирование дружеских отношений. Ведь голос в России – это основной музыкальный инструмент, поэтому такое музыкальное воспитание доступно всем и каждому. Дети, занимающиеся пением, отличаются от своих сверстников положительной эмоциональностью, самодостаточностью. Удовлетворение занимающегося интересным делом ребенка активизирует его хорошее настроение.

Искусство пения – это прежде всего искусство правильного дыхания, которое является важнейшим фактором нашего здоровья: тренируется вдох и последующая задержка на вдохе, происходит воздействие на симпатический отдел нервной системы, отвечающий за активизацию внутренних органов. Ведь во время пения человек вдыхает воздух быстро, а выдыхает медленно, в результате в крови снижается содержание кислорода и соответственно увеличивается доза углекислого газа. Таким образом, пение является отличной профилактикой простудных заболеваний.

Пение в хоре – важная часть здорового образа жизни, ведь это культурный досуг, эстетическое развитие, раскрытие творческих способностей в любой области жизни, которая формирует способность сотрудничества в творческой команде. Сформированность таких качеств в дальнейшем пригодится в любой жизненной области каждому. Неслучайно, многие успешные люди в детстве пели в хоре.

Пение объединяет людей, даёт им душевный подъём и чувство братского согласия. Когда голоса сливаются в унисоне или сложных гармонических аккордах, человек чувствует, что он не одинок, что родство со всей вселенной – не пустые слова. Кроме того, в хоре голоса людей сливаются, как инструменты, рождая чувство согласия в главном, растворяя мелкие несогласия, которые возникают в жизни. Хору под силу выразить еле слышное эхо человеческих переживаний: печаль и горе, радость и надежду, веру и счастье, ликование победы или величие бессмертной человеческой души.

В нашем лицее программа «Хоровой студии» начала реализовываться с учащимися с 2023-2024 учебного года. За этот год работы хор «Сибирские нотки» добился хороших результатов: принял участие в большом количестве концертов и в городском конкурсе «Калейдоскоп талантов». Финальным мероприятием года стала подготовка коллектива к масштабному концерту лицея «Мы все талантливы».

В новом учебном году учащиеся хоровой студии уже делятся на три отдельных коллектива: хор первоклассников, основной состав хора и ансамбль старших ребят. В течение года каждая группа занимается отдельно, а для больших концертных выступлений все объединяются в совместный хор. Все коллективы студии продолжают заниматься по программе «Хоровая студия».

Хоровые занятия наполнены разными формами работы:

– это артикуляционная гимнастика;

– скороговорки, которые мы нередко преобразуем в канон;

– дыхательные упражнения;

– знакомство с нотной грамотой в форме попевок;

– ритмические игры;

– распевки;

– знакомство с детским репертуаром.

О некоторых формах работы я расскажу подробнее. Наряду с основными формами музыкальной работы с детьми мы используем узкоспециализированные технологии, такие как фонопедический метод Емельянова В. В., дыхательную гимнастику Стрельниковой А. Н. и систему немецкого композитора Карла Орфа.

В начале года мы проводили анкетирование родителей, в ходе которого было выявлено желание детей заниматься дополнительной музыкальной вокально-хоровой деятельностью, но из анкет также стало ясно, что часть воспитанников скованны в выражении эмоций, недостаточно социализированы. Вследствие этого в целях психофизического раскрепощения детей, снятия нервного напряжения и раскрытия индивидуально-творческих сил мной были подобраны развивающие игры комплексной системы Карла Орфа, активизирующие творческое самовыражение и развитие коммуникативных способностей. Эта система строится на интеграции движения, пения и игры. Она замечательно стимулирует мотивацию учебно-познавательной деятельности школьников, благодаря игровым приемам развивает чувство ритма, активизирует творческое самовыражение детей.

Также большинство родителей выразили свои ожидания от хоровых занятий детей в плане снижения уровня простудных заболеваний. В целях профилактики я подобрала и включила в свою работу некоторые дыхательные упражнения педагога-вокалиста Александры Николаевны Стрельниковой. Эта лечебная гимнастика восстанавливает дыхание, голос певцам и чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом, что заметно улучшило картину заболеваемости.

Учащиеся Лицей № 22 «Надежда Сибири» ориентированы на освоение серьезных современных профессий. Большинство детей занимаются робототехникой, инженерными направлениями. Убеждена, что таким ребятам также необходимо развивать свои творческие способности в сфере искусства. Поэтому считаю, что процесс освоения певческих навыков должен быть интересным, приносить удовольствие и эмоциональную разрядку. В начальном школьном возрасте самыми естественными и легкими являются игровые методы. Из многолетнего опыта работы знаю, что наиболее апробированным является фонопедический метод развития голоса фониатра и педагога В. В. Емельянова. Данный метод хорош тем, что имеет лечебно-развивающее воздействие. В процессе его применения наиболее естественно проходит процесс освоения всех певческих навыков. Каждое занятие начинается с вокально-хоровых упражнений, включающих в себя игровые интонационно-фонетические упражнения, артикуляционную гимнастику, которые активизируют фонационный выдох и помогают преодолеть дефекты речи, выровнять гласные и согласные звуки. Такие упражнения дают возможность осознать все режимы работы гортани в их естественном звучание. Эта система способствует скорому развитию фальцетного регистра даже у «гудошников». За первый год стабильных занятий все ребята, даже первого года обучения, начинают интонировать в верхнем (фальцетном) регистре.

Для продуктивности вокально-хоровой деятельности мы преследуем идею преемственности взрослых и детей. Некоторая часть родителей в начале занятий не проявляет особой заинтересованности в певческой деятельности своих детей. Мы разрабатываем план мероприятий и с участием родителей певцов хора: открытые занятия, концерты как в лицее, так и в камерной семейной обстановке, выездные мероприятия, семейный развлекательный караоке-клуб. Также для решения организационных вопросов создан родительский чат.

На данный момент в результате планомерной работы могу отметить, что и у детей, и у родителей появился более устойчивый интерес к музыкально-хоровой деятельности. Дети стали с удовольствием принимать участие в выступлениях и конкурсах, не испытывая излишнего напряжения. За последний учебный год в ходе работы зафиксированы ощутимые результаты в постепенной включенности, активности и отзывчивости большинства родительского коллектива. В течение года было несколько выездных концертных мероприятий хора, на которых родители всегда предлагали свою помощь в сопровождении детей. Даже на вручение диплома городского конкурса родители организовали совместную поездку в отдаленный район города, чтоб поддержать своих детей. На выступлениях детского коллектива всегда оказывают всестороннюю поддержку, организуют в раздевалке перекус для детей. Во время подготовки к выступлению на линейке 1 сентября было заметно серьезное отношение всех участников нашего хорового коллектива к этому процессу: ребята в конце летнего периода в течение недели ежедневно приезжали на интенсивные репетиции творческого номера. На мой взгляд, это хороший показатель достаточно активной позиции родителей, очень благотворно влияющей на формирование ценности музыкально-творческой деятельности детей.

Также хочу отметить, что во время исполнения музыкальных произведений дети стали более раскрепощенно двигаться и выражать свои эмоции, о чем свидетельствуют восторженные отзывы зрителей и самих ребят. Учащиеся стали дружны, более отзывчивы, нередко слышу их слова поддержки по отношению друг к другу. Родители отмечают, что дети с большим интересом ходят на хор, эти занятия приносят им удовольствие и эмоциональную разрядку.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений /Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. – М.: Изд. Центр «Академия», 2001. – 198 с.

2. Добровольская Н. Н. Вокальные упражнения в школьном хоре. Вып. 1: 1-4 классы. – М., 1964.

3. Добровольская Н. Н. Орлова Н. Д. Что надо знать учителю о детском голосе. – М., 1972.

4. Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг. – СПб., 1997.

5. Осеннева М. С., Самарин В. А., Уколова Л. И. Методика работы с детским вокальным коллективом: Учебное пособие для студентов муз.-пед. отд. и фак. средних и высших учеб. Заведений. – М.: Академия, 1999. – 224 с.

6. Покровский Б. В. Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой. – М., 2006. – 64 с.

7. Струве Г.А. Школьный хор. –М., 1981.

Количество просмотров: 483  

Добавить комментарий

1. Современный урок: следование алгоритму или акт творчества?
2. Урок-текст: формирование картины мира ребёнка
3. Проектирование современного урока в начальной школе
4. Организация мотивационной среды на уроке иностранного языка
5. Формирование учебной мотивации обучающихся на уроках в младшей школе
6. Развитие двигательной активности школьников посредством игры в футбол на уроках физической культуры
7. Эффективные приёмы планирования современного урока
8. Поем вместе: разносторонние аспекты хорового пения
9. Проектирование учебных игр для уроков английского языка в 5 классе при изучении лексико-грамматического материала по теме «Fun with Food» c использованием Present Simple Tense
10. Использование метода проектов на уроках химии для повышения уровня функциональной грамотности
11. Домашняя работа БЕЗ родителя, НО под присмотром
12. Использование образовательных технологий деятельностного типа для повышения мотивации учащихся и качества обучения на уроках физической культуры в соответствии с ФГОС ООО
13. Семья и школа: от диалога к партнёрству
14. Формирование функциональной грамотности обучающихся через развитие диалогической речи на уроках английского языка
15. Современный урок: принципы проектирования и методы использования современных технологий у детей с нарушением слуха на уроках
16. Проектирование современного урока
17. Формирование навыков устного счёта через систематическое использование карточек и компьютерных технологий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО
18. Развитие физических качеств обучающихся с помощью методики повышения физической и функциональной подготовленности во внеурочной деятельности «Футбол в школе» в условиях реализации ФГОС
1. Развитие физических качеств обучающихся с помощью методики повышения физической и функциональной подготовленности во внеурочной деятельности «Футбол в школе» в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Формирование навыков устного счёта через систематическое использование карточек и компьютерных технологий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Проектирование современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Современный урок: принципы проектирования и методы использования современных технологий у детей с нарушением слуха на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Формирование функциональной грамотности обучающихся через развитие диалогической речи на уроках английского языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
6. Семья и школа: от диалога к партнёрству ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
7. Использование образовательных технологий деятельностного типа для повышения мотивации учащихся и качества обучения на уроках физической культуры в соответствии с ФГОС ООО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
8. Домашняя работа БЕЗ родителя, НО под присмотром ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
9. Использование метода проектов на уроках химии для повышения уровня функциональной грамотности ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
10. Проектирование учебных игр для уроков английского языка в 5 классе при изучении лексико-грамматического материала по теме «Fun with Food» c использованием Present Simple Tense ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
11. Поем вместе: разносторонние аспекты хорового пения ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
12. Эффективные приёмы планирования современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
13. Развитие двигательной активности школьников посредством игры в футбол на уроках физической культуры ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
14. Формирование учебной мотивации обучающихся на уроках в младшей школе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. Организация мотивационной среды на уроке иностранного языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
16. Проектирование современного урока в начальной школе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Урок-текст: формирование картины мира ребёнка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Современный урок: следование алгоритму или акт творчества? ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Реализация вариативных модулей программы воспитания: от традиции к инновациям ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
20. Формирование функциональной грамотности на уроке математики в 1 классе при изучении темы «Величины» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024

Страницы