Формирование учебной мотивации обучающихся на уроках в младшей школе

 
 

Градова Юлия Александровна,

тьютор ЧОУ «Школа будущего НСК»

 
 
 

Орешкова Валентина Николаевна,

тьютор ЧОУ «Школа будущего НСК»

 

Формирование учебной мотивации обучающихся на уроках в младшей школе

Исследования современных ученых показывают, что учебная мотивация младших школьников, их учебно-познавательные мотивы формируются в ходе активного освоения учебной деятельности. Как показывает практика, для мотивации ребенка к обучающему процессу необходимо вызвать в нем интерес к тому, что он уже умеет делать, и к тому, чему ещё предстоит научиться. Поэтому нам, как тьюторам начальных классов, совместно с учителями-предметниками важно использовать продуктивные приемы для проектирования уроков в младшей школе.

Известный советский психолог Н. Г. Морозова в своей работе «Учителю о познавательном интересе» говорит о том, что интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуется тремя обязательными моментами:

1) положительной эмоцией по отношению к деятельности;

2) наличием познавательной стороны этой эмоции, т. е. тем, что мы называем радостью познания;

3) наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т. е. деятельность сама по себе привлекает и побуждает заниматься ею независимо от других мотивов (побуждений). Другие мотивы (долга, необходимости, послушания и т. д.) могут помочь возникновению и укреплению интереса, но сами по себе не определяют его сущности» [1].

Эти три аспекта играют ключевую роль в формировании интереса, в том числе к учёбе. Если у ребёнка не развита познавательная потребность, то изучение нового не будет приносить ему удовольствия. А без удовольствия не возникнет и интереса. Об устойчивости интереса говорит способность преодолевать трудности в деятельности, которая сама по себе не вызывает интереса, но является условием для выполнения интересующей деятельности.

Чтобы заинтересовать младших школьников, на наш взгляд, необходимо несколько факторов:

– личность учителя-предметника. Часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, усваивается лучше.

– содержание учебного материала. Когда ребёнку просто нравится предмет.

– методы и приёмы обучения.

Первые два пункта не всегда зависят от нас, но третий – это поле для творчества любого преподавателя. Для того чтобы повысить мотивацию учащихся, необходимо, в первую очередь, чередовать различные методы и приемы, так как при использовании лишь одного ученик быстро теряет интерес, вследствие чего перестает воспринимать информацию, которую преподносит ему учитель, теряет желание слушать дальше и начинает отвлекаться на любые посторонние действия. К примеру, не стоит использовать лишь пассивный метод по включенности учащихся в процесс, поскольку при пассивном слушании учебного материала внимание быстро рассеивается и теряется вовлеченность в учебный процесс. Необходимо давать учащимся теоретический материал лишь частями, чтобы в перерывах использовать активный метод, в котором ученики бы испытывали свои силы и проверяли свои личные, ранее усвоенные познания, с целью привлечь внимание и вызвать заинтересованность предметом.

Для развития учебной мотивации младших школьников мы используем разнообразные методы.

Метод «Ситуация успеха» – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики.

Метод «Соревнование». Особым акцентом является динамика роста ученика по сравнению с самим с собой. Этот прием используется активно среди ребят.

Метод «Дидактические игры». Специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход. Главное назначение данного метода – стимулировать познавательный процесс.

Метод создания проблемной ситуации. Сущность его в том, чтобы не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести учащихся к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска. Создание проблемной ситуации возможно через формулирование проблемных вопросов, задач, заданий поискового характера.

Чтобы стимулировать учащихся к обучению, необходимо также научить их самостоятельно определять свои цели. На уроках, анализируя новый материал и проверяя домашние задания, важно сначала помочь ребёнку понять цели учителя, а затем научить его самостоятельно ставить цели, которые имеют для него значение.

Необходимо последовательно развивать способность ставить различные цели – близкие, перспективные, простые, сложные и т. д. Важно, чтобы цели были реалистичными и достижимыми.

При планировании взаимодействия необходимо не только прогнозировать возможные ситуации, но и разрабатывать специальные задания, которые отражают компоненты учебной деятельности. Изучение новой темы лучше начинать в необычной форме.

Мотивация младших школьников к обучению формируется не только учителем-предметником. В нашей школе для этой задачи применяются специальные инструменты.

В арсенале тьютора полный комплект необходимых ресурсов для формирования учебной мотивации. Тьютор помогает ребенку попасть в зону ближайшего развития, создаёт ситуации, которые способствуют развитию ребенка. Тьютор помогает создать новый опыт на основе деятельностного подхода. Инструменты тьютора: рефлексивные практики, практики мечтания, желания, конкретизации и анализа.

Тьютор работает с запросом на изменение с помощью инструментов наблюдения и исследования, создания ситуаций успеха, ведь ребёнок научается только в ситуации преодоления посильной сложности, которая разрешается удачей и радостью от проделанного пути.

Утренние тьюториалы – особая форма сонастройки, создания комфортного эмоционального фона и настроя на учебный день.

Тьютор участвует в составлении расписания для младших школьников с ориентиром на экологичную учебную нагрузку в течение дня, чередование сложных когнитивных нагрузок с физическими, творческими. Отдельно планируются уроки самоподготовки, индивидуальные и групповые тьюториалы.

Важную роль имеют тьюториалы с семьями. Основная задача таких тьюториалов – познакомиться с новыми учениками в момент появления в классе нового ученика, зафиксировать ожидания бывалых. Итогом встреч является грамотно зафиксированная обратная связь для родителей. Тьютор создает таблицы, тексты с презентацией роста ребенка.

Только грамотный выбор методов и приемов, их обоснованное сочетание, учет методических особенностей использования смогут способствовать формированию учебной мотивации учащихся.

Процесс повышения учебной мотивации у младших школьников будет эффективнее, если педагоги и тьюторы в своей работе будут использовать разнообразные формы, приёмы и методы и будут учитывать индивидуальные особенности обучающихся.

Список литературы.

1. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе. Серия: Новое в жизни, науке, технике / Издательство: Знание, 1979.

Количество просмотров: 1890  

Добавить комментарий

1. Современный урок: следование алгоритму или акт творчества?
2. Урок-текст: формирование картины мира ребёнка
3. Проектирование современного урока в начальной школе
4. Организация мотивационной среды на уроке иностранного языка
5. Формирование учебной мотивации обучающихся на уроках в младшей школе
6. Развитие двигательной активности школьников посредством игры в футбол на уроках физической культуры
7. Эффективные приёмы планирования современного урока
8. Поем вместе: разносторонние аспекты хорового пения
9. Проектирование учебных игр для уроков английского языка в 5 классе при изучении лексико-грамматического материала по теме «Fun with Food» c использованием Present Simple Tense
10. Использование метода проектов на уроках химии для повышения уровня функциональной грамотности
11. Домашняя работа БЕЗ родителя, НО под присмотром
12. Использование образовательных технологий деятельностного типа для повышения мотивации учащихся и качества обучения на уроках физической культуры в соответствии с ФГОС ООО
13. Семья и школа: от диалога к партнёрству
14. Формирование функциональной грамотности обучающихся через развитие диалогической речи на уроках английского языка
15. Современный урок: принципы проектирования и методы использования современных технологий у детей с нарушением слуха на уроках
16. Проектирование современного урока
17. Формирование навыков устного счёта через систематическое использование карточек и компьютерных технологий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО
18. Развитие физических качеств обучающихся с помощью методики повышения физической и функциональной подготовленности во внеурочной деятельности «Футбол в школе» в условиях реализации ФГОС
1. Активизация самостоятельной учебной деятельности на уроках биологии в 7 классе: приёмы и методы ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
2. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий учащихся при обучении биологии ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
3. Читательская грамотность – ключ к формированию функциональной грамотности ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
4. Подходы и методы в обучении иностранным языкам в моей педагогической практике ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
5. Интерактивные методы обучения истории: применение и эффективность ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
6. Повышение качества образования: эффективные практики на уроках литературы ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
7. Формирование основ естественно-научной грамотности обучающихся начальной школы в процессе проведения экскурсий на уроках окружающего мира ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
8. Театральная деятельность как мотив к изучению иностранного языка и снятию языковых барьеров ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
9. Дидактическая игра как способ активизации познавательной деятельности младших школьников с интеллектуальными нарушениями на уроках математики ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. Флорбол: путь к здоровью, дружбе и победам ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Повышение качества обучения английскому языку средствами аутентичных видеоматериалов ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Тестовая технология – эффективный способ контроля знаний ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
13. Стратегии и алгоритмы выполнения заданий ЕГЭ по английскому языку ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
14. Формирование читательской грамотности с применением приёмов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы у обучающихся 5-11 классов ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
15. Повышение качества образования в начальной школе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
16. Физическая подготовка обучающихся как подготовка к профессиональной деятельности ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
17. Поколение Альфа. Возможности интерактивной библиотеки для повышения мотивации современных детей к изучению иностранного языка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
18. Психолого-педагогические аспекты обучения современного студента ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
19. Развитие функциональной грамотности и нестандартного мышления учащихся на занятиях математического кружка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. Как эффективно организовать профориентацию на уроке ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы