Формирование учебной мотивации обучающихся на уроках в младшей школе

 
 

Градова Юлия Александровна,

тьютор ЧОУ «Школа будущего НСК»

 
 
 

Орешкова Валентина Николаевна,

тьютор ЧОУ «Школа будущего НСК»

 

Формирование учебной мотивации обучающихся на уроках в младшей школе

Исследования современных ученых показывают, что учебная мотивация младших школьников, их учебно-познавательные мотивы формируются в ходе активного освоения учебной деятельности. Как показывает практика, для мотивации ребенка к обучающему процессу необходимо вызвать в нем интерес к тому, что он уже умеет делать, и к тому, чему ещё предстоит научиться. Поэтому нам, как тьюторам начальных классов, совместно с учителями-предметниками важно использовать продуктивные приемы для проектирования уроков в младшей школе.

Известный советский психолог Н. Г. Морозова в своей работе «Учителю о познавательном интересе» говорит о том, что интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуется тремя обязательными моментами:

1) положительной эмоцией по отношению к деятельности;

2) наличием познавательной стороны этой эмоции, т. е. тем, что мы называем радостью познания;

3) наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т. е. деятельность сама по себе привлекает и побуждает заниматься ею независимо от других мотивов (побуждений). Другие мотивы (долга, необходимости, послушания и т. д.) могут помочь возникновению и укреплению интереса, но сами по себе не определяют его сущности» [1].

Эти три аспекта играют ключевую роль в формировании интереса, в том числе к учёбе. Если у ребёнка не развита познавательная потребность, то изучение нового не будет приносить ему удовольствия. А без удовольствия не возникнет и интереса. Об устойчивости интереса говорит способность преодолевать трудности в деятельности, которая сама по себе не вызывает интереса, но является условием для выполнения интересующей деятельности.

Чтобы заинтересовать младших школьников, на наш взгляд, необходимо несколько факторов:

– личность учителя-предметника. Часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, усваивается лучше.

– содержание учебного материала. Когда ребёнку просто нравится предмет.

– методы и приёмы обучения.

Первые два пункта не всегда зависят от нас, но третий – это поле для творчества любого преподавателя. Для того чтобы повысить мотивацию учащихся, необходимо, в первую очередь, чередовать различные методы и приемы, так как при использовании лишь одного ученик быстро теряет интерес, вследствие чего перестает воспринимать информацию, которую преподносит ему учитель, теряет желание слушать дальше и начинает отвлекаться на любые посторонние действия. К примеру, не стоит использовать лишь пассивный метод по включенности учащихся в процесс, поскольку при пассивном слушании учебного материала внимание быстро рассеивается и теряется вовлеченность в учебный процесс. Необходимо давать учащимся теоретический материал лишь частями, чтобы в перерывах использовать активный метод, в котором ученики бы испытывали свои силы и проверяли свои личные, ранее усвоенные познания, с целью привлечь внимание и вызвать заинтересованность предметом.

Для развития учебной мотивации младших школьников мы используем разнообразные методы.

Метод «Ситуация успеха» – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики.

Метод «Соревнование». Особым акцентом является динамика роста ученика по сравнению с самим с собой. Этот прием используется активно среди ребят.

Метод «Дидактические игры». Специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход. Главное назначение данного метода – стимулировать познавательный процесс.

Метод создания проблемной ситуации. Сущность его в том, чтобы не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести учащихся к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска. Создание проблемной ситуации возможно через формулирование проблемных вопросов, задач, заданий поискового характера.

Чтобы стимулировать учащихся к обучению, необходимо также научить их самостоятельно определять свои цели. На уроках, анализируя новый материал и проверяя домашние задания, важно сначала помочь ребёнку понять цели учителя, а затем научить его самостоятельно ставить цели, которые имеют для него значение.

Необходимо последовательно развивать способность ставить различные цели – близкие, перспективные, простые, сложные и т. д. Важно, чтобы цели были реалистичными и достижимыми.

При планировании взаимодействия необходимо не только прогнозировать возможные ситуации, но и разрабатывать специальные задания, которые отражают компоненты учебной деятельности. Изучение новой темы лучше начинать в необычной форме.

Мотивация младших школьников к обучению формируется не только учителем-предметником. В нашей школе для этой задачи применяются специальные инструменты.

В арсенале тьютора полный комплект необходимых ресурсов для формирования учебной мотивации. Тьютор помогает ребенку попасть в зону ближайшего развития, создаёт ситуации, которые способствуют развитию ребенка. Тьютор помогает создать новый опыт на основе деятельностного подхода. Инструменты тьютора: рефлексивные практики, практики мечтания, желания, конкретизации и анализа.

Тьютор работает с запросом на изменение с помощью инструментов наблюдения и исследования, создания ситуаций успеха, ведь ребёнок научается только в ситуации преодоления посильной сложности, которая разрешается удачей и радостью от проделанного пути.

Утренние тьюториалы – особая форма сонастройки, создания комфортного эмоционального фона и настроя на учебный день.

Тьютор участвует в составлении расписания для младших школьников с ориентиром на экологичную учебную нагрузку в течение дня, чередование сложных когнитивных нагрузок с физическими, творческими. Отдельно планируются уроки самоподготовки, индивидуальные и групповые тьюториалы.

Важную роль имеют тьюториалы с семьями. Основная задача таких тьюториалов – познакомиться с новыми учениками в момент появления в классе нового ученика, зафиксировать ожидания бывалых. Итогом встреч является грамотно зафиксированная обратная связь для родителей. Тьютор создает таблицы, тексты с презентацией роста ребенка.

Только грамотный выбор методов и приемов, их обоснованное сочетание, учет методических особенностей использования смогут способствовать формированию учебной мотивации учащихся.

Процесс повышения учебной мотивации у младших школьников будет эффективнее, если педагоги и тьюторы в своей работе будут использовать разнообразные формы, приёмы и методы и будут учитывать индивидуальные особенности обучающихся.

Список литературы.

1. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе. Серия: Новое в жизни, науке, технике / Издательство: Знание, 1979.

Количество просмотров: 648  

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки
1. Современный урок: следование алгоритму или акт творчества?
2. Урок-текст: формирование картины мира ребёнка
3. Проектирование современного урока в начальной школе
4. Организация мотивационной среды на уроке иностранного языка
5. Формирование учебной мотивации обучающихся на уроках в младшей школе
6. Развитие двигательной активности школьников посредством игры в футбол на уроках физической культуры
7. Эффективные приёмы планирования современного урока
8. Поем вместе: разносторонние аспекты хорового пения
9. Проектирование учебных игр для уроков английского языка в 5 классе при изучении лексико-грамматического материала по теме «Fun with Food» c использованием Present Simple Tense
10. Использование метода проектов на уроках химии для повышения уровня функциональной грамотности
11. Домашняя работа БЕЗ родителя, НО под присмотром
12. Использование образовательных технологий деятельностного типа для повышения мотивации учащихся и качества обучения на уроках физической культуры в соответствии с ФГОС ООО
13. Семья и школа: от диалога к партнёрству
14. Формирование функциональной грамотности обучающихся через развитие диалогической речи на уроках английского языка
15. Современный урок: принципы проектирования и методы использования современных технологий у детей с нарушением слуха на уроках
16. Проектирование современного урока
17. Формирование навыков устного счёта через систематическое использование карточек и компьютерных технологий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО
18. Развитие физических качеств обучающихся с помощью методики повышения физической и функциональной подготовленности во внеурочной деятельности «Футбол в школе» в условиях реализации ФГОС
1. Развитие физических качеств обучающихся с помощью методики повышения физической и функциональной подготовленности во внеурочной деятельности «Футбол в школе» в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Формирование навыков устного счёта через систематическое использование карточек и компьютерных технологий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Проектирование современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Современный урок: принципы проектирования и методы использования современных технологий у детей с нарушением слуха на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Формирование функциональной грамотности обучающихся через развитие диалогической речи на уроках английского языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
6. Семья и школа: от диалога к партнёрству ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
7. Использование образовательных технологий деятельностного типа для повышения мотивации учащихся и качества обучения на уроках физической культуры в соответствии с ФГОС ООО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
8. Домашняя работа БЕЗ родителя, НО под присмотром ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
9. Использование метода проектов на уроках химии для повышения уровня функциональной грамотности ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
10. Проектирование учебных игр для уроков английского языка в 5 классе при изучении лексико-грамматического материала по теме «Fun with Food» c использованием Present Simple Tense ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
11. Поем вместе: разносторонние аспекты хорового пения ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
12. Эффективные приёмы планирования современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
13. Развитие двигательной активности школьников посредством игры в футбол на уроках физической культуры ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
14. Формирование учебной мотивации обучающихся на уроках в младшей школе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. Организация мотивационной среды на уроке иностранного языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
16. Проектирование современного урока в начальной школе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Урок-текст: формирование картины мира ребёнка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Современный урок: следование алгоритму или акт творчества? ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Реализация вариативных модулей программы воспитания: от традиции к инновациям ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
20. Формирование функциональной грамотности на уроке математики в 1 классе при изучении темы «Величины» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024

Страницы