Семья и школа: от диалога к партнёрству

 
 

Щербакова Елена Яковлевна,

педагог-организатор

Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»

МБОУ «Большереченская СОШ» Омской области

 

Семья и школа: от диалога к партнёрству

Современная школа сегодня – это открытая социально-педагогическая система, включающая в себя взаимодействие педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров, которые стремятся к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родительская общественность станут союзниками. Партнерство семьи и школы является важнейшим условием в реализации воспитательных задач в контексте введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

За последние годы в МБОУ «Большереченская СОШ» накоплен опыт взаимодействия с семьей, разработан и реализуется проект «Семья и школа: от диалога к партнёрству». В рамках данного проекта сложилась целая система совместной деятельности с родителями обучающихся. Активное вовлечение родителей в жизнедеятельность школы происходит через познавательные, творческие, спортивные мероприятия. В образовательной организации созданы и работают родительские комитеты классов, Совет школы.

Для повышения эффективности деятельности ОУ необходимо тесное сотрудничество с семьей, а это возможно только при партнерской позиции педагогов и родителей. В основе взаимодействия лежит проектный метод. Он позволяет родителям, обучающимся и педагогам не только принимать участие в совместной деятельности, но и увидеть результат собственного труда – выставки, общешкольные мероприятия, утренники в классе, спортивные состязания. Процесс совместной деятельности способствует эмоциональному сближению детей, педагогов, родителей. Родители не просто видят, чем занимаются и как живут их дети в ОУ, они проживают вместе с ними успехи, неудачи, начинают осознавать собственную значимость в личностном развитии ребенка. В ОУ разрабатываются и внедряются различные проекты совместной деятельности с родителями.

В рамках охраны жизни и здоровья – «Мама, папа, я – здоровая семья».

В рамках социально-правового воспитания – «Дни права в ОУ».

В рамках патриотического – «Весенняя Неделя добра», «Вахта Памяти».

В рамках художественно-эстетического воспитания – «Школьный дворик» и др.

Проектный метод, на наш взгляд, наиболее эффективен в организации единого образовательного пространства ОУ и семьи. Совместными проектами с родителями для нас сегодня являются проведение массовых праздников и каникул, походов выходного дня и экскурсий, поездки в бассейны и театры, подготовка ОУ и классных комнат к новому учебному году.

Кроме проектного метода используются и другие формы работы. Целенаправленно ведется работа с родителями будущих первоклассников. Важную роль в улучшении семейного воспитания играет система педагогического всеобуча родителей, который начинается задолго до поступления ребенка в школу. Суть работы заключается в оказании родителям помощи по подготовке ребенка к школе.

– Психолого-педагогическая диагностика уровня готовности ребенка к школе.

– Консультации для родителей по итогам диагностики.

– Индивидуальные собеседования родителей с администрацией ОУ, психологом, учителями начальных классов, логопедом, врачами-педиатрами, неврологом, педагогами дополнительного образования, а также педагогами детской школы искусств.

– Анкетирование родителей.

– Вручение родителям памяток «Что должен уметь первоклассник».

– Школа для родителей будущих первоклассников «Учимся быть родителями».

В целях психолого-педагогического просвещения родителей в нашей школе организован и проводится «Родительский час». Это специализированная система лекционных и практических занятий, где родители не только получают информацию, но постепенно сами становятся полноправными участниками образовательного процесса. На родительских лекториях знакомятся с методами развития и воспитания детей, методикой бесконфликтного общения, психологией семейных отношений, правовым взаимодействием детей, родителей и школы. Мы считаем, что школа должна помочь родительской общественности, став для них центром психолого-педагогического просвещения и консультирования. В работу «Родительского часа» вовлекаем не только педагогов школы, но и специалистов социальных, психологических и медицинских служб, представителей общественности, сотрудников РОВД и ГИБДД. Приглашение специалистов различных служб и ведомств повышает родительскую заинтересованность в таких встречах.

Важным условием успеха родительских часов – лекториев является их систематический характер.

С большим успехом проходит «День открытых дверей в ОУ» в мае. В этот день родители активно посещают открытые уроки и мероприятия, выставки семейного и детского творчества, общешкольное итоговое родительское собрание, концертную программу-поздравление родителей с участием детей. Эта форма работы пользуется среди родителей наибольшей популярностью, так как позволяет увидеть реальные достижения своего ребёнка. С целью стимулирования наиболее активных родителей по итогам года на общешкольном родительском собрании (в этот день) вручаются благодарственные письма от администрации ОУ.

Стали традиционными:

– спортивные праздники с родителями «Мама, папа, я – спортивная семья». Повысилась личная заинтересованность родителей в занятиях физкультурой вместе с детьми, у нас появились целые спортивные семьи – на соревнования и спортивные праздники приходят не только родители, но и бабушки, дедушки;

– «Всей семьей на старт» – соревнования по лыжным гонкам;

– «Мама, папа, я – ГТО сдает семья!» – районный спортивный фестиваль;

– «Безопасность – дело семейное»;

– семейные гостиные; классные часы «Моя родословная»;

– фестивали семейного творчества; линейки-награждения победителей конкурсов;

– «Семейные национальные блюда» (мастер-классы готовим с мамой и бабушкой) в рамках Всероссийского семейного конкурса национальных традиций;

– Дни матери и отца;

– фотоконкурсы и фотопанорамы «Семейный альбом», «Профессии моей семьи», «Вместе с папой»;

– экологические семейные акции – «Посади дерево», «Большой реке –большую заботу», «Сохраним кедровую рощу»;

– игровые программы «От мечты к профессии»;

– шахматный турнир «Мама, папа, брат, сестра и я – шахматная семья» и другие.

В течение многих лет большое внимание уделяется вопросу подготовки выпускников школы к ЕГЭ и знакомству родителей с нормативными документами о ходе проведения ЕГЭ на информационных консультациях и родительских собраниях.

Позитивные изменения, отвечающие интересам детей, их воспитанию и личностному развитию, происходят лишь там, где педагогические коллективы объединяют свои профессиональные усилия с усилиями родительской общественности, помогают семьям в их культурном и духовном развитии, содействуют укреплению взаимопонимания родителей и детей.

Активное участие родителей в жизни ОУ оказывает непосредственное влияние на повышение эффективности деятельности школы, способствует повышению её конкурентоспособности. Наше ОУ не останавливается на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями.

Мы, педагоги, вместе с родителями строим единое школьное сообщество единомышленников, социальных партнёров, способных дать образование ребёнку, воспитать его счастливым человеком и успешным.

Семья и школа. Каждый по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Современный подход к работе с родителями МБОУ «Большереченская СОШ»


Список источников

1. Бетин О. Школа и семья – величины равноответственные и равнозаинтересованные / О. Бетин, Н. Астафьева // Социальная педагогика. – 2007. – № 4. – С. 11-16.

2. Блейдз Д. Школа – это семья семей: [взаимодействие школы и родителей] // Директор школы. – 2009. – № 5. – С. 88-94.

3. Брюхова В. М. Школа и семья: от диалога к партнёрству // Классный руководитель – 2007. – № 6. С. 126-139; № 7. С. 113-129; № 8. С.82-102; 2008. № 4. С. 108-124.

4. Григорьев Д. Школа и родители: социальное партнёрство // Воспитательная работа в школе. – 2009. № 1. С. 47-51.

5. Малинин В. А. Программа «Семья и школа – социальные партнёры» / В.А. Малинин и др. // Практика административной работы в школе. – 2008. № 6. С. 66-73.

6. Михин С. Ю. Взаимодействие с родителями и семьями обучающихся как залог успешности воспитательной работы коллектива школы // Образование в современной школе. – 2008. № 1. С. 55-56.

7. Неупокоева Н. Семья и школа: открытая диалоговая форма общения // Социальная педагогика. – 2008. № 1. С. 29-40.

8. Панфилова Л. Взаимодействие семьи и школы: общие проблемы и совместные действия // Директор школы. – 2006. № 6. С. 86-92.

9. Хоменко И. Школа и родители: этапы развития социального партнёрства // Директор школы. – 2007. № 4. С. 83-88.

Количество просмотров: 1499  

Добавить комментарий

1. Современный урок: следование алгоритму или акт творчества?
2. Урок-текст: формирование картины мира ребёнка
3. Проектирование современного урока в начальной школе
4. Организация мотивационной среды на уроке иностранного языка
5. Формирование учебной мотивации обучающихся на уроках в младшей школе
6. Развитие двигательной активности школьников посредством игры в футбол на уроках физической культуры
7. Эффективные приёмы планирования современного урока
8. Поем вместе: разносторонние аспекты хорового пения
9. Проектирование учебных игр для уроков английского языка в 5 классе при изучении лексико-грамматического материала по теме «Fun with Food» c использованием Present Simple Tense
10. Использование метода проектов на уроках химии для повышения уровня функциональной грамотности
11. Домашняя работа БЕЗ родителя, НО под присмотром
12. Использование образовательных технологий деятельностного типа для повышения мотивации учащихся и качества обучения на уроках физической культуры в соответствии с ФГОС ООО
13. Семья и школа: от диалога к партнёрству
14. Формирование функциональной грамотности обучающихся через развитие диалогической речи на уроках английского языка
15. Современный урок: принципы проектирования и методы использования современных технологий у детей с нарушением слуха на уроках
16. Проектирование современного урока
17. Формирование навыков устного счёта через систематическое использование карточек и компьютерных технологий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО
18. Развитие физических качеств обучающихся с помощью методики повышения физической и функциональной подготовленности во внеурочной деятельности «Футбол в школе» в условиях реализации ФГОС
1. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся начальных классов средствами технологии сотрудничества в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Концерты Новосибирской филармонии в школе как средство приобщения учеников к музыкальной культуре ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Практико-ориентированные задачи как средство развития математической грамотности в 5-6 классах ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Работа с исторической картой на уроках истории в 5 классе как способ формирования пространственных представлений и функционального чтения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Взаимодействие педагога и родителей как залог успешного воспитания подрастающего поколения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Семья и школа в физическом воспитании детей с нарушениями зрения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Функциональная грамотность: ключ к эффективному взаимодействию семьи и образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Реализация проекта «Семья и школа» в лицее № 13 п. Краснообска ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Современный подход к работе с родителями учителя индивидуального обучения на дому ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Формирование ключевых компетенций на уроках физической культуры с использованием компетентностного подхода, проектных и игровых технологий в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Роль семьи в организации образовательного процесса у детей с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Взаимодействие школы и родителей в формировании учебной деятельности младшего школьника с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Формирование познавательных УУД в урочное и внеурочное время через использование парной и групповой работы в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Использование проектной деятельности на уроках изобразительного искусства с целью повышения интереса к предмету ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Развитие физических качеств обучающихся с помощью методики повышения физической и функциональной подготовленности во внеурочной деятельности «Футбол в школе» в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Формирование навыков устного счёта через систематическое использование карточек и компьютерных технологий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Проектирование современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Современный урок: принципы проектирования и методы использования современных технологий у детей с нарушением слуха на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Формирование функциональной грамотности обучающихся через развитие диалогической речи на уроках английского языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы