Развитие познавательного интереса обучающихся на уроках информатики с использованием интерактивных технологий в условиях реализации ФГОС ООО и ФГОС СОО

 
 

Сидорова Юлия Павловна,

учитель информатики

МБОУ СОШ № 129 г. Новосибирска

 

Развитие познавательного интереса обучающихся на уроках информатики с использованием интерактивных технологий в условиях реализации ФГОС ООО и ФГОС СОО

Повышение познавательного интереса у школьников – одна из ключевых задач современного образования, актуальность которой обусловлена несколькими важными факторами:

1. Развитие критического мышления

Познавательный интерес способствует развитию аналитических способностей и критического мышления. Когда школьники активно вовлечены в учебный процесс, они учатся задавать вопросы, анализировать информацию и делать выводы. Это помогает им лучше понимать окружающий мир и принимать обоснованные решения.

2. Увеличение мотивации к обучению

Школьники, которые проявляют интерес к учебе, обычно более мотивированы и стремятся достичь лучших результатов. Повышенный интерес ведет к улучшению успеваемости и снижению уровня стресса, связанного с учебой.

3. Подготовка к будущему

В современном мире информация обновляется очень быстро, и умение учиться становится одним из важнейших навыков. Познавательные интересы помогают школьникам развивать способность к самообразованию, что будет полезно им в будущем, независимо от выбранной профессии.

4. Формирование личностных качеств

Интерес к познанию развивает любознательность, настойчивость и уверенность в себе. Эти качества важны не только для успешной учебы, но и для развития личности в целом.

5. Адаптация к изменениям

Мир стремительно меняется, и школьники должны уметь адаптироваться к новым условиям. Развитие познавательных интересов помогает им быть гибкими и открытыми к новому опыту.

6. Социальная адаптация

Обучающиеся, которые активно участвуют в учебном процессе, легче находят общий язык со своими сверстниками и учителями. Это способствует созданию благоприятной социальной среды в классе и школе.

Проблемы, которые удалось выявить за время работы в школе в рамках предмета «Информатика»: снижение интереса к теоретической информатике (особенно заметно при освоении таких тем, как «Теория информации», «Основы логики», «Системы счисления»); иллюзорное предположение учеников, что они уже знают информатику и им нечему научиться на уроке, основывается на успешном выполнении игровых программ.

Благодаря диагностикам и наблюдению получилось отметить, как работает каждый обучающийся, насколько он активен и как реагирует на просьбы учителя.

1. Нулевой уровень – обучающийся пассивен, слабо реагирует на требования учителя, не проявляет желания к самостоятельной работе, предпочитает режим давления со стороны педагога.

2. Низкий уровень – воспроизводящая активность. Характеризуется стремлением обучающегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом их применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием интереса к углублению знаний, отсутствием вопросов типа: «Почему».

3. Средний уровень – интерпретирующая активность. Характеризуется стремлением обучающегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что обучающийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

4. Высокий уровень (творческий) – характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. Характерная особенность – проявление высоких волевых качеств обучающегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы.

В виде компьютерных тестов (с использованием интерактивных технологий) на протяжении 2022-2023, 2023-2024 учебного года и первого полугодия 2024-2025 учебного года проводились диагностики «Личная креативность» Е. Е. Туник, «Творческие способности», «Формирование познавательного интереса на уроках информатики» Н. Г. Морозовой, «Развитие интеллектуальных способностей школьника» Л. Ф. Тихомирова. Наблюдается положительная динамика по каждому из пунктов, так, познавательный интерес к предмету «Информатика» возрос на 16 %; личная креативность на 25 %; творческие способности на 19 %; интеллектуальные способности на 16 %.

Рост показателей напрямую связан с активным применением на уроках информатики интерактивных технологий. Суть интерактивного обучения в 100 % вовлечении обучающихся в процесс познания; появляется возможность понимать и рефлексировать через совместную деятельность, каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности, что позволяет не только получать новое знание, но и развивать саму познавательную деятельность.

Изучение информатики с использованием интерактивных методов позволяет активизировать познавательный интерес обучающихся, развивать способности к самостоятельному обучению, вырабатывать навыки работы в коллективе, развивать и формировать коммуникативные навыки, а самое важное – повышать учебную мотивацию в целом.

В своей педагогической практике веду постоянную работу по использованию интерактивных технологий, выделяю четыре варианта применения интерактивных технологий на учебных занятиях:

– использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР);

– использование программ-тренажеров;

– использование программ-тестов;

– использование интерактивных упражнений.

В качестве программного обеспечения использую готовые продукты, разработанные производителями, а также создаю самостоятельно или совместно с обучающимися программы на уроках информатики. Компьютерные обучающие системы, компьютерные учебники и словари, виртуальные коллективные среды, учебные видеофильмы и звукозаписи – все это примеры ЭОР, воспроизводящихся через компьютер. Также использование учебных модулей позволяет организовать внеаудиторную самостоятельную работу (дистанционное обучение) для детей с ОВЗ и часто болеющих школьников: ЭОР дают возможность обучающемуся самостоятельно изучать теоретический материал и выполнять домашнее задание.

Использование интерактивных тренажеров возможно на обобщающих уроках, когда важно не только систематизировать знания и умения обучающихся, но и акцентировать внимание на важнейших моментах изучаемой темы. Обучающиеся самостоятельно за компьютером выполняют различные задания на тренажерах, например, на образовательной платформе «Облако знаний» размещен интерактивный тренажер по информатике «Устройства информационных и коммуникационных технологий», созданный на основе игры «Кто хочет стать миллионером?» или «Своей игры». На уроках информатики обучающиеся сами создают тренажеры по выбранной теме, используя возможности программы MS Power Point, MS Excel. Применение интерактивных тренажеров позволяет учитывать индивидуальный темп работы обучающегося, который сам управляет учебным процессом; для обучающегося создается ситуация успеха; сокращается время выработки необходимых навыков; увеличивается количество тренировочных заданий; легко достигается уровневая дифференциация; повышается мотивация учебной деятельности.

В настоящее время большое внимание уделяется разработке компьютерных тестов, позволяющих быстро определить результаты усвоения материала обучающимися и при этом затратить минимум времени на уроке, школьники видят свои результаты сразу по окончании тестирования, гарантируется конфиденциальность. Существует много разных и интересных сайтов по проведению онлайн-тестирования, например, на портале testedu.ru проекта «Образовательные тесты» можно найти огромное количество тестов по различным дисциплинам. Все тесты интерактивные, учителю не надо проверять результаты, компьютер сделает сам и выдаст процент правильно решенных заданий. Создавая тест, можно выбирать типы заданий и уровни сложности. MyTest – это система программ, состоящая из трех модулей: модуля тестирования, редактора тестов и журнала тестирования. Для создания тестов имеется очень удобный редактор тестов, представляющий возможность преподавателю выбрать тип заданий, необходимое количество вопросов для проверки изученного материала.

Стремясь в обучении информатики к повышению эффективности обучения и развитию устойчивого познавательного интереса, использую технологию Web 2.0, которая подразумевает активную деятельность пользователей, ориентированную на участие в создании контента различных ресурсов сети Интернет. Примером ресурса, реализующего данную технологию, является LearningApps.org – полностью бесплатный сервис для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Предлагаемые интерактивные модули служат основой для создания интерактивных заданий, предполагающих наличие обратной связи с учеником по мере выполнения им заданий, а также возможность коррекции собственных действий. Сервис поддерживает несколько языков, что обеспечивает максимальное удобство работы с ним. LearningApps содержит 20 видов интерактивных упражнений в игровом формате, например, задания типа «Найди пару» или «Скачки».

Использование интерактивных упражнений на уроке информатики ориентирует обучающихся на активное взаимодействие с учебным содержанием. Роль учителя при этом меняется: активность педагога уступает место активности обучающихся, а его задачей становится направлять познавательную деятельность школьников на изучение нового материала и самостоятельное его закрепление в ходе диалога с информационной системой.

Таким образом, организация преподавания информатики с использованием интерактивных технологий обеспечивает интенсификацию обучения, активность обучающихся, индивидуализацию обучения, развитие самостоятельности, креативности, повышение мотивации  к изучению предмета.

Список литературы

1. Аминов И.Б., Номозов Ф.Ш., Бахриддинов Г. Эффективность организации преподавании информатики на основе инновационных технологий// Молодой ученый. 2016. № 1.

2. Батыргазиева А.А. Применение средств икт на уроках – один из эффективных методов формирования активизации познавательной деятельности школьников // Человек и животные. материалы VII Международной заочной конференции. Инновационный Естественный институт Астраханского государственного университета. 2014. С. 122-124.

3. Ермошина С.Г. Использование икт на уроках информатики и во внеурочной деятельности для достижения образовательных результатов обучения в соответствии с требованиями ФГОС НОО И ФГОС ООО // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2017. № 1. С. 483-489.

4. Зиятдинова Т. Л. Современные технологии в преподавании информатики // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 2. С. 31-35.

5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Москва: Академия, 2008.

6. Сироткин В.А. Активизация познавательной активности учащихся на уроках информатики с использованием современных цифровых ресурсов [Электронный ресурс]. 2019. URL: https://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/2019/10/31/aktivizatsiya-poznavatelnoy-aktivnosti-uchashchihsya-na.

7. Стекольщиков Н. С., Штепа Ю. П. Развитие познавательного интереса школьников на уроках информатики с использованием интерактивных заданий // Вестник ПГУ им. Шолом-Алейхема. 2020. №1. С. 124-131.

Количество просмотров: 508  

Добавить комментарий

1. Развитие познавательного интереса обучающихся на уроках информатики с использованием интерактивных технологий в условиях реализации ФГОС ООО и ФГОС СОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Использование системы Votum-32NL в образовательном процессе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Социальные сети как инструмент развития речи обучающихся с недостатками слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Использование современных технологий на уроках в начальной школе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Использование информационно-коммуникационных технологий при формировании читательской грамотности ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
6. Создание электронной библиотеки, видеописем, проведение телемоста в проектной деятельности по литературному чтению ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
7. Формирование ИКТ-компетенций в рамках реализации курса «Учусь создавать проект» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
8. Возможности ИКТ для создания проекта по математике ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
9. Использование информационно-коммуникационных технологий во внеурочной деятельности в начальной школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
10. Создание ассоциативных карт для уроков русского языка в начальной школе при помощи нейросети ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
11. Использование электронных образовательных ресурсов в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
12. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе речевого развития детей как одна из основ формирования навыков XXI века ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
13. Цифровизация образования: педагогико-гигиенический взгляд на проблему ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
14. Особенности использования цифровых инструментов на уроках русского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Использование информационно-коммуникационных технологий для обучения младших школьников в условиях поликультурной среды класса ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Творческий проект «Классный журнал – Друзья» в информационно-образовательной среде начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Противодействие кибербуллингу среди обучающихся основной и старшей школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Кейс-технологии с использованием образовательных VR-программ в коррекционной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Возможности использования информационной образовательной среды на литературном чтении ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Применение интерактивных технологий в процессе дифференцированного подхода при обучении младших школьников ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы