Социальные сети как инструмент развития речи обучающихся с недостатками слуха

 
 

Сизова Светлана Геннадьевна,

учитель информатики высшей квалификационной категории

МБОУ С(К)ШИ № 37 г. Новосибирска

 
 
 

Колосова Елена Михайловна,

учитель первой квалификационной категории

МБОУ С(К)ШИ № 37 г. Новосибирска

 

Социальные сети как инструмент развития речи обучающихся с недостатками слуха

Социальные сети произвели революцию в общении. Теперь можно моментально связаться с человеком в любом уголке планеты, поделиться своими мыслями и событиями из жизни. Это значительно упростило взаимодействие между людьми.

Мотивация к общению в современном мире, особенно среди людей с недостатками слуха, чей повседневный круг общения крайне ограничен, играет ключевую роль. Социальные сети предоставляют уникальные возможности для самовыражения и взаимодействия, позволяя преодолевать физические и коммуникационные барьеры. Вот несколько факторов, мотивирующих людей с недостатками слуха к участию в социальных сетях:

– Свобода и скорость перемещения по миру. Возможность мгновенно подключаться к событиям, происходящим в любой точке мира, без ограничений, связанных с расстоянием или временем.

– Участие в спортивных и творческих конкурсах, соревнованиях, отдыхе, проектах разного уровня. Соцсети дают шанс принимать участие в мероприятиях, обмениваться опытом и достижениями, независимо от географического положения.

– Самопрезентация и виртуальная социализация. Люди с недостатками слуха могут представлять себя таким образом, каким хотят быть восприняты, и устанавливать контакты с единомышленниками, находящимися далеко за пределами их непосредственного окружения.

– Доступ к информации и ресурсам. Получение актуальной информации, новостей, советов и рекомендаций, что способствует личному росту и развитию.

– Поддержка и взаимопомощь. Сообщества людей с недостатками слуха в социальных сетях часто поддерживают друг друга, делятся советами, помогают решать проблемы и организуют совместные мероприятия.

– Расширение круга общения. Возможность знакомиться с новыми людьми, находить друзей и единомышленников, разделяющих общие интересы и увлечения.

Таким образом, социальные сети открывают множество возможностей для людей с недостатками слуха, помогая им интегрироваться в общество, реализовывать свои таланты и получать поддержку.

Языковое общение в социальных сетях сегодня приобрело свои уникальные особенности:

– Неформальный стиль. Общение в реальном времени воспринимается скорее как живой диалог, чем переписка. Часто люди игнорируют правила правописания, как будто разговаривают, а не пишут.

– Эмодзи. Эмоции передаются с помощью смайликов и эмодзи, что тоже похоже на живую беседу.

– Сокращения и аббревиатуры. Часто встречаются в соцсетях («спс» («спасибо»), «прив» («привет»)).

– Мемы и вирусные фразы. Используются для лучшего понимания контекста общения.

– Широкое использование английского языка. Он стал международным средством общения, и это заметно влияет на русскую речь в сети. Многие английские термины и выражения, такие как «лайк», «шэринг» или «онлайн», стали привычными и в русском Интернете.

– Цифровая культура. Культурные коды и референсы распространены в соцсетях. Это делает общение более естественным и понятным.

Общение приобретает прерывистый, изменчивый и свободный характер, который создаёт барьеры между людьми. Понимая эти особенности, люди с недостатками слуха смогут легче адаптироваться к языковому пространству социальных сетей и активно участвовать в общении.

Проанализировав возможности социальных сетей, мы выделили важные направления работы с неслышащими и слабослышащими ребятами.

1. Разъяснение значимости грамотной речи. Крайне значимо начать с объяснения, почему важно грамотно строить предложения и писать тексты. Грамотная речь показывает уважение к себе и окружающим, а также помогает добиться социального равноправия. При разборе конкретных ситуаций ребята сами обращают внимание на то, что неграмотные комментарии и сообщения могут стать причиной недооценки их автора.

2. Обучение составлению комментариев к постам. Составление комментариев к постам – это важный навык для активного участия в онлайн-дискуссиях и общения с другими пользователями. Комментарии могут быть как простыми выражениями поддержки или несогласия, так и развернутыми аргументированными ответами.

Вот несколько шагов, которые помогут обучающимся научиться правильно составлять комментарии:

– Анализ поста. Прежде чем писать комментарий, необходимо внимательно прочитать исходный пост. Постараться понять его основную мысль, аргументы автора и контекст обсуждения. Это поможет избежать недоразумений и некорректных интерпретаций.

– Определение цели комментария. Вы хотите выразить поддержку автору? Уточнить информацию? Предложить альтернативное мнение? Критиковать точку зрения? Четкое понимание цели поможет структурировать текст.

– Выбор тона. Тон комментария должен соответствовать ситуации.

– Структура комментария. Комментарий может состоять из нескольких частей:

Введение: кратко указать, что именно привлекло в посте (если согласны) или почему вы решили возразить (если есть другое мнение).

Основная часть: изложить свои мысли, аргументы, примеры.

Заключение: подтвердить итог своих мыслей, выразить надежду на продолжение диалога или поблагодарить за внимание.

– Использование аргументов. Своё мнение необходимо подкреплять аргументами. Это могут быть факты, личный опыт, ссылки на авторитетные источники. Аргументированные комментарии выглядят более убедительно и способствуют продуктивному обсуждению.

– Проверка грамматики и орфографии. Перед отправкой надо проверить свой комментарий на наличие ошибок. Грамотно написанный текст вызывает больше доверия и уважения со стороны других участников дискуссии.

– Уважение к другим участникам. Даже если ребята не согласны с автором поста или другими комментаторами, они должны проявлять уважение, избегать оскорблений, унижений и перехода на личности. Надо помнить, что вежливость и корректность помогают поддерживать здоровую атмосферу в обсуждении.

К особенностям такой работы с детьми с недостатками слуха добавляется накопление словаря терминов и выражений, используемых в социальных сетях.

3. Ведение рубрики «#НашРепортёр». Работа в школьном социальном сетевом сообществе позволяет обучающимся участвовать в создании собственного контента, значимого именно для их друзей и родителей. Но такой формат требует большой предварительной подготовки и сопровождения.

У старшеклассников уже есть практика описания происходящих событий, но навыки сбора информации на месте, создание и отбор качественных фотографий, сопровождающих пост, сформирован далеко не у всех. Важно обращать внимание и на правильное и грамотное наименование мероприятий, освещаемых на страницах соцсетей.

Знакомству с законодательством о защите личной информации мы посвятили несколько занятий, так как это крайне важная и актуальная сторона современных технологий. В качестве упражнений мы используем анализ и сравнение с аналогичными материалами, редактирование чужих материалов или заготовленных текстов, написание текстов от имени другого человека, работу с различными стилями письма, подбор синонимов для устранения шаблонных выражений. Работа с ассоциациями (синонимами и антонимами) является важным инструментом для расширения словарного запаса. Синонимы позволяют разнообразить речь, избегая повторения одних и тех же слов, а антонимы помогают точно передавать противоположные значения. Работа над индивидуальными и групповыми постами помогает развивать широкий спектр навыков, необходимых для эффективной профессиональной и социальной деятельности.

4. Дополнительные активности. Искренний интерес ребята проявляют и к созданию иного контента:

– участие в создании вопросов и ответов для интерактивных викторин;

– участие в конкурсе на лучшее эссе;

– участие в различных акциях. Например, при подготовке к акции «Бессмертный полк» они делились историями о героях своих семей. В каждой строчке текста гордость за своего деда или прадеда, защищавшего Родину.

Эти направления охватывают различные аспекты обучения и развития коммуникативных навыков, что позволит учащимся уверенно и грамотно выражать свои мысли в социальных сетях.

Социальные сети способствуют активизации использования русского языка обучающимися с недостатками слуха, обогащению его новыми словами и выражениями, одновременно помогая сохранить традиционные формы речи.

Список источников:

1. https://rulb.org/archive/3-27-2021-september/sotsialnye-seti-i-ikh-rechevye-zhanry Социальные сети и их речевые жанры, Егорова В. И.

2. https://dzen.ru/a/ZEFHFUgvtW5wkRXv Влияние социальных сетей на развитие русского языка, Фаляхова Валерия.

3. https://school.synergy.ru/psychology/vliyanie-socsetey-na-zhizn-i-uspevaemost-shkolnika Влияние соцсетей на жизнь и успеваемость школьника, Ельцина Елена Николаевна.

Количество просмотров: 309  

Добавить комментарий

1. Развитие познавательного интереса обучающихся на уроках информатики с использованием интерактивных технологий в условиях реализации ФГОС ООО и ФГОС СОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Использование системы Votum-32NL в образовательном процессе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Социальные сети как инструмент развития речи обучающихся с недостатками слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Использование современных технологий на уроках в начальной школе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Использование информационно-коммуникационных технологий при формировании читательской грамотности ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
6. Создание электронной библиотеки, видеописем, проведение телемоста в проектной деятельности по литературному чтению ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
7. Формирование ИКТ-компетенций в рамках реализации курса «Учусь создавать проект» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
8. Возможности ИКТ для создания проекта по математике ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
9. Использование информационно-коммуникационных технологий во внеурочной деятельности в начальной школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
10. Создание ассоциативных карт для уроков русского языка в начальной школе при помощи нейросети ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
11. Использование электронных образовательных ресурсов в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
12. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе речевого развития детей как одна из основ формирования навыков XXI века ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
13. Цифровизация образования: педагогико-гигиенический взгляд на проблему ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
14. Особенности использования цифровых инструментов на уроках русского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Использование информационно-коммуникационных технологий для обучения младших школьников в условиях поликультурной среды класса ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Творческий проект «Классный журнал – Друзья» в информационно-образовательной среде начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Противодействие кибербуллингу среди обучающихся основной и старшей школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Кейс-технологии с использованием образовательных VR-программ в коррекционной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Возможности использования информационной образовательной среды на литературном чтении ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Применение интерактивных технологий в процессе дифференцированного подхода при обучении младших школьников ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы