Ответственность за контент: как научить детей создавать истории со смыслом
В современном мире, буквально пронизанном информационным пространством, в котором так или иначе проявляют себя наши дети, навыки коммуникаций, критического мышления и создания контента становятся неотъемлемой частью воспитательного процесса.
Информационное поле оказывает существенное влияние на формирование ценностей, определяет идеи и смыслы тех, кто в нем находится. Поэтому уже давно является удобной площадкой для создания поведенческих паттернов молодежи.
Кроме осознанного информационного воздействия (в середине 70-х годов получившего название «информационные войны»), в 2020 году в публичное поле вводится термин «когнитивная война». Доклад с таким названием был представлен Инновационным центром НАТО, существующем при Аналитическом центре НАТО.
Такое воздействие предполагает влияние не только на то, что мы думаем (как в информационной войне и пропаганде), но и на то, как мы думаем, т. е. в изменении самого способа конструирования картины реальности. Он предполагает перепрограммирование сознания с использованием современных технологий с тем, чтобы навязать противнику свою волю без обращения к средствам традиционной кинетической войны (т.е. физического воздействия).
Такое влияние, без применения методов противодействия навязыванию разрушительных паттернов, особенно губительно для детей и молодежи, которые впитывают образы, эмоции, ценности из медиапространства, не всегда отдавая себе отчет в том, насколько это противоречит традиционным российским ценностям.
Более того, они сами неосознанно начинают повторять странные и вредоносные тезисы, становясь агентами чуждого влияния и не понимая своей ответственности за то, что они транслируют и публикуют в своих социальных сетях. Поэтому сегодня особую важность в воспитании детей и подростков имеет вовлечение их в осознанную медиаактивность, обучение навыкам анализа окружающего инфополя и создания собственного смыслового контента в рамках развития детских и молодежных СМИ.
Одним из инструментов донесения своих идей до читателя, слушателя и зрителя, которым мы обучаем старшеклассников в нашей медиашколе «Пульс СМИ», является создание историй. В них с помощью образов, заложенных смыслов, действий и конфликтов персонажей, удается легко создать тот ценностный фундамент для учащихся, который сложно сформировать традиционными методами обучения.
Прежде чем приступать к созданию любого контента, ребенку важно определиться с тем, для кого он его создает и какова цель публикации. Далее мы определяем идею, смыслы и ценности, которые хотим донести до читателя, слушателя, зрителя. Именно в таком порядке и обязательно до начала работы над материалом. Тем самым мы формируем понимание ответственности автора, важности его работы. Например, одна из наших учениц, Полина Столярова, провела следующую подготовительную работу перед интервью с Георгием Перемитиным, редактором отдела «Финансы, инвестиции и экономика» Forbes.ru.
«Цель: обозначить важность и актуальность профессии журналиста в современном обществе. Рассказать о том, как меняются подходы к журналистике в условиях цифровизации и информационных технологий.
Целевая аудитория: молодёжь 14-24 лет, интересующаяся работой журналиста, желающая начать свой путь в журналистике; журналисты и интересующиеся этой сферой в возрасте 25-45 лет.
Идеи: все трудности можно преодолеть, если чётко понимаешь, зачем тебе это нужно. Если ты перестаешь это понимать, то, соответственно, тебе становится сложнее.
Смыслы: необходимость в поиске себя, какие трудности возникают в процессе этого поиска; необходимость на практике узнавать новое, не бояться совершать неправильный выбор; с какими сложностями сталкивается журналист в процессе работы, особенно в условиях нестабильной ситуации и цифровизации».
Далее мы работаем над самой структурой истории. Важно понимать, что любой герой раскрывается в контексте. Без привязки к информационному поводу, персонажу негде развернуться, отсутствует площадка для эмоций и конфликта. А ещё – выверяем личность самого главного героя. Ведь читателю интересно узнавать в нем именно себя.
В примере интервью с редактором Forbes.ru наш герой действительно откликается читателю. Ведь текст рассчитан на молодежь, интересующуюся журналистикой. Им хочется узнать об истории успешного и состоявшегося человека в этой сфере.
Кроме того, в тексте важно присутствие «конфликта», внешнего или внутреннего. Проще говоря, герой сталкивается со сложностями, которые он и преодолевает, и изменяется. Конфликт происходит с антагонистом, то есть человеком или обстоятельствами, которые мешают нашему главному персонажу. А читатель через сопереживание и эмоции становится не просто зрителем происходящих событий, а как бы их соучастником.
В истории Полины таких сложностей нашему герою вполне хватало: растерянность юного выпускника, первый неудачный выбор профессии, попытки закрепиться в СМИ и, в конце концов, резкое изменение структуры фондовых рынков, о которых он пишет, и полная перестройка журналистского подхода к этой теме.
Но, конечно, главный персонаж проходит через все испытания, эмоционально увлекая за собой читателя, и транслирует всей своей профессиональной судьбой те ценности, которые автор интервью хочет донести до своих читателей.
Полную авторскую версию всей истории можно прочитать в нашем паблике «Пульс СМИ»: https://vk.com/@-229582023-redaktor-otdela-forbesru-o-professii-zhurnalista
Язык историй – всегда эмоционален. Яркий интересный рассказ о человеке, его характере, тех выборах, которые он делает, гораздо сильнее цепляют читателя, чем простое перечисление идей, которые мы хотим донести. Передача информации через образы и картины органична, а потому легко воспринимается целевой аудиторией, вызывает у нее доверие. Овладев навыком создания историй, наши молодые авторы становятся ближе своим читателям, слушателям и зрителям. А значит, у них появляется больше возможностей выполнить свою журналистскую миссию: воспитывать и вести за собой.
Фото из личного архива Георгия Перемитина
Количество просмотров: 132 |
Добавить комментарий