Реализация социального информационного проекта «Знакомьтесь – англоязычный мир» как одна из форм инновационной деятельности в процессе обучения английскому языку

 
 

Петричук Ирина Ивановна,

почетный работник сферы образования РФ,

учитель английского языка

высшей квалификационной категории

МАОУ «Лицей № 9» г. Новосибирска

 

Реализация социального информационного проекта «Знакомьтесь – англоязычный мир» как одна из форм инновационной деятельности в процессе обучения английскому языку

Нет сомнений в том, что культура является неотъемлемой частью полноценного образования. О культуре и межкультурной коммуникации говорится в последнее время очень много по понятным и объективным причинам. Стремительный технический прогресс, глобализация, этнические конфликты, политические катаклизмы делают вопросы культуры необычайно актуальными. Именно поэтому вопросам культуры уделяется такое большое внимание в процессе обучения иностранным языкам, так как именно язык отражает окружающий человека мир, культуру, созданную человеком, хранит ее для человека и передает ее от человека к человеку. Язык является орудием познания, с помощью которого человек постигает мир и культуру. Наконец, язык – это один из основных факторов, которые формируют человека, определяют его мировоззрение, систему ценностей, национальный характер.

В УМК, которые мы используем в образовательном процессе («Английский в фокусе» или Spotlight), предусмотрены специальные разделы, имеющие своей целью познакомить обучающихся с реалиями англоязычного мира: историей, культурой, традициями англоязычных стран. Однако, с нашей точки зрения, в силу объективных причин (сложность предмета, большие объемы лексико-грамматического материала, необходимого к изучению при отсутствии языковой среды и т.п.) культурологическому направлению уделяется недостаточно внимания. Обычно мы решаем эту проблему за счет резервных уроков и выполнения мини-проектов.

В текущем учебном году у нас возникла идея систематизировать эту работу. Для повышения уровня мотивации, учащимся 8 классов было предложено выполнять работу в этом направлении в виде социального информационного проекта, способствующего расширению знаний о странах иноязычной культуры не только самих обучающихся, но и остальных участников образовательного процесса нашего лицея. Таким образом, в сознании обучающихся повышалась практическая и социальная значимость выполняемой деятельности.

Реализация данного проекта была заявленамной в качестве инновационной деятельности педагога в процессе обучения английскому языку обучающихся 8 классов. Эта группа классов была выбрана по ряду причин:

– длительная совместная работа (учащихся этой параллели обучаю со второго класса и у нас давно установились доверительные взаимоотношения, способствующие повышению качества любой совместно выполняемой деятельности);

– возрастные и интеллектуальные особенности обучающихся этих групп;

– высокий уровень мотивации большинства учащихся этой параллели к обучению в целом и изучению английского языка в частности;

– интерес учащихся к социально значимой деятельности.

Поскольку, как уже было сказано выше, в программе заложено не слишком много времени на культурологический аспект, работу было решено организовать во внеурочное время с использованием дистанционных технологий, а конкретно, возможностей образовательно-информационного ресурса Дневник.ру.

В современном мире трудно не признать актуальность дистанционного обучения или хотя бы частичного применения дистанционных технологий в образовательном процессе. Используя в образовательной деятельности возможности дистанционных технологий, учитель может применять гибкую, индивидуальную методику обучения. Поскольку фактор времени становится не критичным, ученик может выбрать свой темп изучения материала, т.е. может работать по индивидуальной программе, согласованной с общей программой курса, а в нашем случае, с планом реализации проекта.

Основной целью реализации проекта является включение обучающихся 8-х классов в реальную практическую деятельность по повышению уровня социокультурной компетентности, как самих учащихся, так и всех участников образовательного процесса через изучение и распространение информации о странах-носителях изучаемого (английского) языка с использованием дистанционных технологий для оптимизации затрат временных ресурсов.

Задачи проекта:

– повысить мотивацию обучающихся к изучению культуры и традиций англоязычных стран как необходимой составляющей обучения английскому языку;

– продолжить воспитание толерантности через понимание и принятие других культур; добиваться расширения общего кругозора за счет получения дополнительной информации;

– воспитывать у обучающихся ответственность за выполнение социально значимых задач; формировать социально-личностные компетенции: навыки "разумного социального" поведения в сообществе, совершенствовать полезные общеучебные и социальные навыки и умения (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых временных ресурсов, анализ промежуточных результатов и окончательных итогов и т.п.);

– совершенствовать умения обучающихся работать в паре/группе; продолжать воспитание ответственности за выполнение своих обязанностей.

В сентябре текущего учебного года совместно с обучающимися были выбраны основные направления и формы работы. Сразу же было решено, что в 2014-2015 году мы будем работать с информацией, касающейся только Великобритании, во-первых, как страны-родоначальницы изучаемого языка, во-вторых, в связи с тем, что Британским Советом и Министерством иностранных дел РФ 2014 год был объявлен Перекрёстным Годом культуры Великобритании и России.

Сначала, при создании группы, учащимся было предложено самостоятельно поискать интересный материал о достопримечательностях, истории, обычаях и т.д., чтобы определиться со своими предпочтениями и наиболее интересными направлениями поисковой деятельности. Но, в процессе работы, мы поняли необходимость систематизации.

В начале октября на платформе информационно-образовательного ресурса Дневник.ру была создана группа «Знакомьтесь – англоязычный мир», в которую вошли самые инициативные обучающиеся из каждого 8-го класса (в настоящий момент в группе 16 участников).

Первой темой самообразования и информирования окружающих была выбрана тема «Великие люди Великобритании». Тема была определена во второй половине октября, срок выполнения мини-проектов был определен в 20 дней. В течение этого времени обучающиеся должны были найти информацию о великом человеке, прославившем Великобританию в любой области: литература, наука, искусство и т.д., выбрать главную информацию, а также приготовить небольшое сообщение на русском языке, т.к. социально полезной частью реализации нашего проекта является информирование окружающих, не все из которых владеют английским языком. Выполнять мини-проекты было решено индивидуально, в парах или группах по 3 человека в зависимости от предпочтений учащихся. По мере выполнения проекты пересылались через систему сообщений Дневник.ру или приносились на электронных носителях учителю для проверки. После проверки какой-то материал сразу размещался в группе «Знакомьтесь –англоязычный мир» в Дневник.ру (по этой теме размещено 16 файлов), другой передавался участникам инициативной группы для систематизации и создания презентаций для информационной доски, расположенной на первом этаже лицея и создания «радиоэнциклопедии».

Первичная реализация информационной социально полезной составляющей была встроена в план мероприятий «недели английского языка», проходившей в лицее с 24 по 29 ноября 2014 года. Ежедневно в течение недели в холле лицея на информационной интерактивной доске учащимися 8-х классов размещались презентации о великих людях Великобритании и делались сообщения через сеть радиовещания лицея. Эта работа получила устные одобрительные отзывы сотрудников и обучающихся лицея.

Второй сет мини-проектов был посвящен традициям празднования Рождества и Нового Года в различных частях Великобритании. На выполнение проектов было дано 2 недели. Весь процесс работы проходил так же, как и над первым сетом. Информация была представлена общественности на последней предпраздничной неделе в формате презентаций для доски в холле лицея, радиосообщений и стенных газет. 13 презентаций были размещены в группе «Знакомьтесь – англоязычный мир» в Дневник.ру. Мы получили ряд устных одобрительных отзывов и по этому сету.

Несмотря на то, что участие в реализации проекта сразу было определено как добровольное, большинство обучающихся 8-х классов активно работали по реализации данного проекта. В зависимости от активности и качества выполненной работы, за период октябрь – декабрь каждый участник получил от одной до трех оценок (выставлялись только оценки «хорошо» и «отлично»; за некачественную работу оценки просто не выставлялись). Кроме того, учащиеся, которые наиболее активно проявили себя в презентации первого сета (в рамках мероприятий «недели английского языка») были награждены грамотами и подарками.

На последних уроках второй четверти состоялось обсуждение результатов реализации проекта с его участниками, которое показало достаточно высокий уровень заинтересованности обучающихся в этом виде деятельности.

Однако в процессе реализации возникли некоторые проблемы, которые необходимо будет решить в дальнейшем:

– небрежность выполнения работы некоторыми участниками; «откладывание» выполнения работы на последний момент, т.е. неумение планировать деятельность;

– недоверие некоторых родителей к деятельности группы и запрет на участие в ней;

– низкий уровень интереса «посторонних» к информации, размещенной в группе «Знакомьтесь – англоязычный мир» на платформе Дневник.ру.

На второе полугодие нами определены два основных направления поиска информации:

Интересные места (географические объекты) Великобритании.

Основные достопримечательности Великобритании.

Формы презентации отобранной информации общественности будут сохранены.

В целом, реализацию проекта мы запланировали на 2 учебных года. В 2015-2016 учебном году планируем работать с информацией, касающейся культуры, истории, традиций США. Однако если данная работа будет результативной, мы будем продолжать работу и далее, более глубоко знакомясь и знакомя остальных участников образовательного процесса и гостей лицея с культурологическими и страноведческими аспектами, касающимися других англоязычных стран.

В целом, за первое полугодие учащимися создано 48 текстовых документов и 45 презентаций в формате Power Point: из них 29 работ размещены в Дневник.ру; 10 демонстрировались на доске в холле лицея; созданы и представлены 2 раздела «радиоэнциклопедии»; 4 стенных газеты.

Как руководитель проекта считаю, что этот вид деятельности вызывает интерес у обучающихся, и деятельность по реализации проекта проходит достаточно успешно и отвечает обозначенным целям и задачам.

 

       

Группа в Дневник.ру

 

Демонстрация презентаций в холле лицея

 

Информирование через сеть радиовещания лицея

 

Создание стенных газет

Количество просмотров: 13611  

Добавить комментарий

1. Реализация социального информационного проекта «Знакомьтесь – англоязычный мир» как одна из форм инновационной деятельности в процессе обучения английскому языку
2. Опыт применения кейс-технологий в обучении физике учащихся гуманитарных классов
3. Текстовый подход в предмете физическая культура
4. Формирование учебных компетенций. Деятельностный подход в условиях перехода к ФГОС
5. Командное взаимодействие педагогического коллектива как условие эффективного развития инклюзивной практики в школе
6. Организация работы по подготовке к сочинению
7. Решение проектных задач в начальной школе
8. Индивидуализация и дифференциация на уроках английского языка как средство развития личности школьника
9. Путь в мир чтения на английском через игру как эффективный метод овладения навыками обучения английскому языку детей в школе
10. Некоторые приёмы развития творческих способностей обучающихся на уроках иностранного языка
11. Использование методики работы с аутентичными подкастами как средство актуализации умений и навыков аудирования и говорения
12. Проектная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках технологии
13. Дорогою добра
14. Развитие наглядно-образного мышления у неслышащих обучающихся на уроках физико-математического цикла
15. Опыт работы с кохлеарно-имплантированными обучающимися в специальной коррекционной школе
16. Особенности личностного развития подростков в условиях приёмно-диагностического отделения социально-реабилитационного центра
1. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся начальных классов средствами технологии сотрудничества в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Концерты Новосибирской филармонии в школе как средство приобщения учеников к музыкальной культуре ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Практико-ориентированные задачи как средство развития математической грамотности в 5-6 классах ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Работа с исторической картой на уроках истории в 5 классе как способ формирования пространственных представлений и функционального чтения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Взаимодействие педагога и родителей как залог успешного воспитания подрастающего поколения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Семья и школа в физическом воспитании детей с нарушениями зрения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Функциональная грамотность: ключ к эффективному взаимодействию семьи и образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Реализация проекта «Семья и школа» в лицее № 13 п. Краснообска ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Современный подход к работе с родителями учителя индивидуального обучения на дому ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Формирование ключевых компетенций на уроках физической культуры с использованием компетентностного подхода, проектных и игровых технологий в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Роль семьи в организации образовательного процесса у детей с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Взаимодействие школы и родителей в формировании учебной деятельности младшего школьника с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Формирование познавательных УУД в урочное и внеурочное время через использование парной и групповой работы в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Использование проектной деятельности на уроках изобразительного искусства с целью повышения интереса к предмету ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Развитие физических качеств обучающихся с помощью методики повышения физической и функциональной подготовленности во внеурочной деятельности «Футбол в школе» в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Формирование навыков устного счёта через систематическое использование карточек и компьютерных технологий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Проектирование современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Современный урок: принципы проектирования и методы использования современных технологий у детей с нарушением слуха на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Формирование функциональной грамотности обучающихся через развитие диалогической речи на уроках английского языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы