Из опыта реализации подпрограммы «Воспитание культуры здорового образа жизни» в начальной школе
В качестве одного из приоритетов российской образовательной политики на современном этапе выдвинута всесторонняя забота о сохранности жизни и здоровья, физическом развитии и воспитании детей, учащихся, обеспечение образовательных условий, способствующих развитию и сохранению физического, психического и нравственного здоровья нации.
Подпрограмма «Воспитание культуры здорового образа жизни» является составной частью программы воспитательной работы лицея. Цель подпрограммы – создание условий для воспитания у лицеистов культуры здорового образа жизни.
Ни для кого не секрет, что образ жизни среднестатистического россиянина сложно назвать здоровым. О здоровье у нас вспоминают лишь тогда, когда появляются те или иные проблемы. И поэтому ни одна государственная программа, какой бы хорошей она ни была, не способна сделать взрослое население здоровым.
Здоровую нацию можно только вырастить, воспитать. Придерживаясь этого убеждения, в своей воспитательной работе уделяю значительное место вопросам воспитания разумного отношения к своему здоровью. Для начала хочу пояснить, что именно включаю в понятия «здоровый образ жизни» и «здоровьесбережение».
Здоровый образ жизни – это система жизненных установок, позволяющих человеку находиться в хорошей физической и психической форме на протяжении всей жизни. Замечательно об это высказался А. Шварценеггер: «Здоровый человек – это человек, не страдающий избыточным весом, соблюдающий режим питания, имеющий хорошую сердечно-сосудистую и дыхательную системы, крепкие и эластичные мышцы, умеющий контролировать себя в стрессовых ситуациях и не злоупотребляющий наркотиками, табаком и алкоголем».
Здоровьесбережение – это система мероприятий, позволяющая сохранить здоровье организма и повысить его адаптационные возможности.
Таким образом, в начальной школе была разработана и реализована программа формирования культуры здоровья и здорового образа жизни, основными формами реализации которой стали классные часы и внеклассные мероприятия. Для успешной реализации данной программы в работу активно включались родители обучающихся.
Примерное содержание деятельности учителя начальных классов по формированию здорового образа жизни у учащихся:
1 класс – Личная гигиена.
1. Режим дня. Личная гигиена.
2. Комплекс утренней гимнастики.
3. Закаливание. Формы закаливания. Оздоровление.
4. Чистота тела, жилища, продуктов.
5. «К стоматологу идем в год два раза на прием».
6. «Ведь прогулка нам полезна – это каждому известно».
7. «И домашний свой урок выполним мы точно в срок».
8. Полноценный сон.
9. Вред компьютера и телевизора.
2 класс – Сохранение здоровья и органов чувств.
1. Физическая культура и спорт. Их роль в сохранении здоровья.
2. Роль опорно-двигательного аппарата в жизни человека. Двигательная активность.
3. В здоровом теле – здоровый дух.
4. «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья».
5. Сердце и его работа.
6. Дыхание и здоровье.
7. Забота о глазах.
8. В гостях у лора.
9 .Тренировка памяти.
3 класс – Питание.
1. Умеем ли мы правильно питаться.
2. Секреты здорового питания.
3. Завтрак в семье.
4. Я выбираю кашу. Ее важность в рационе.
5. Это удивительное молоко.
6. Чудо земли – хлеб.
7. «Предпочти конфетам фрукты – очень важные продукты».
8. Вредные и полезные продукты.
9. Кулинарные традиции моей семьи.
10. Питание и красота.
4 класс – Сохранение психического здоровья.
1. Общение и здоровье.
2. Умейте слушать и слышать другого.
3. Эмоции и здоровье.
4. «Любовь и добро – слагаемые здоровья».
5. На чем основано взаимопонимание.
6. Умей видеть в другом хорошее.
7. Вредные привычки, отказ от них.
8. Профилактика вредных привычек.
9. Правила общения с окружающими.
Данное направление деятельности классного руководителя, учителя, несомненно, остается актуальным. В проекте «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации (2015-2025 годы)» одним из приоритетов государственной политики в области воспитания названо «сбережение и укрепление физического, психического, социального и духовного здоровья ребенка, подростка, молодого человека». Соответственно, задача учителя начальных классов – заложить основы знаний и умений учащихся в вопросах здорового образа жизни.
Количество просмотров: 6797 |
Добавить комментарий