Роль психологов в профессиональном самоопределении учащихся МАОУ «Гимназии № 15 «Содружество»

 
 

Тузовская Татьяна Владимировна,

педагог-психолог высшей квалификационной категории

МАОУ «Гимназии № 15 «Содружество» г. Новосибирска

 

Роль психологов в профессиональном самоопределении учащихся МАОУ «Гимназии № 15 «Содружество»

Перед школьным образованием стоит множество задач, но, безусловно, одна из важнейших и благородных – это помощь в профессиональном самоопределении учащихся. Замечательно, что в образовательную программу всех школ включен предмет, посвященный выбору профессии. В нашей гимназии эту дисциплину ведут психологи. В течение четырех лет (с 8 по 11 класс) мы пытаемся помочь ребятам выбрать свой жизненный путь. К сожалению, учебные программы и учебники по предметам «Основы выбора профессии» и «Технология профессиональной карьеры» далеки от реальной жизни и нуждаются в серьезной доработке. Нам приходится вносить существенные коррективы по многим темам для повышения эффективности преподавания.

Мы используем самые разнообразные формы работы со старшеклассниками: выезды на экскурсии в вузы и колледжи города, выступления представителей приемных комиссий и студентов на уроках, посещение Центра занятости населения Дзержинского района, поездки на ярмарки «Учсиб» и «World skills»; профориентационные игры и тренинги; участие в мастер-классах; создание профессиональных планов.

Одно из главных направлений нашей работы – профессиональная диагностика. Известно несколько стандартных профориентационных тестов: дифференциально-диагностический опросник Климова, тест Голомштока и их модификации, профориентационные методики Резапкиной. Но эти методики недостаточно информативны. К счастью, десять лет назад появилась возможность проводить очень эффективную профдиагностику ребят с помощью теста «Профориентатор». Этот тест разработан в Центре тестирования Московского государственного университета. Проводится он дистанционно в онлайн-режиме в течение примерно полутора часов. Информация, которую дает этот тест, очень обширна: кроме списка рекомендуемых профессий в результатах содержится подробная характеристика интересов, интеллекта и личностных качеств учащегося. В обновленной модификации теста есть рекомендации по развитию качеств личности и списки предметов, которые будут необходимы при поступлении в вуз на ту или другую специальность. Пройти такую диагностику учащиеся могут в различных центрах города: Региональном центре тестирования МГУ «Гуманитарные технологии» «Наша школа», в приемных комиссиях СГГА и НГУЭиУ, в Психологическом центре НГПУ. Стоимость диагностики от 200 до 500 руб. Несколько раз сотрудники Центра тестирования «Наша школа» проводили диагностику учащихся на базе нашей гимназии. В этом учебном году данный тест прошли 38 человек. После диагностики мы провели выборочное анкетирование ребят, чтобы выяснить их мнение о тесте. Вот какие данные получены: 85% протестированных остались довольны результатами теста, 77% сделали для себя неожиданные открытия; 78% ребят выразили готовность выбрать профессию в соответствии с результатами теста; 62% ребят заявили, что тест помог им разобраться в себе; почти 70% признались, что хотят улучшить свои интеллектуальные показатели; 92% родителей ознакомились с результатами теста, и ни один из них не дал отрицательного отзыва. Таким образом, анкета показала высокую степень удовлетворенности итогами диагностики.

Действительно, тест «Профориентатор» – это уникальная возможность для ребят выбрать наиболее подходящую профессию и начать готовиться к профильным экзаменам, начиная с 8-9 классов. Для ребят, которые сомневаются в своем профессиональном выборе, мы проводим индивидуальные консультации, предлагаем им выполнить тесты из профориентационного блока компьютерной программы «Эффектон».

Таким образом, в течение нескольких лет мы помогаем изучать особенности своей личности, формируем профессиональные компетенции и способствуем профессиональному самоопределению.

Количество просмотров: 12186  

Добавить комментарий

1. Фундамент для профессионального самоопределения учащихся
2. «Клуб Замечательных Лицеистов» НОУ МБОУ ЛИТ как первый шаг школьников на пути к профессиональной карьере
3. Формирование ключевых профессиональных компетенций средствами школьного курса географии
4. Знакомство с миром профессий на уроках английского языка
5. Роль психологов в профессиональном самоопределении учащихся МАОУ «Гимназии № 15 «Содружество»
6. Летняя гуманитарная школа: инновационный образовательный проект или старая добрая традиция?
7. Социальный проект «Ликвидация безграмотности»
8. Старшеклассник, школа, родители в современном профессиональном пространстве – две парадигмы деятельности: выбор и самоопределение. Образовательные технологии нового типа как социальные лифты становления личности подрастающего поколения
9. На службе семьи и подростка – 10 лет
10. Роль образовательного учреждения в профессиональном самоопределении учащихся
11. Развитие познавательных способностей у учащихся начальных классов
12. Литературная композиция и инсценировка как формы работы над смысловым чтением в начальной школе
1. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся начальных классов средствами технологии сотрудничества в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Концерты Новосибирской филармонии в школе как средство приобщения учеников к музыкальной культуре ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Практико-ориентированные задачи как средство развития математической грамотности в 5-6 классах ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Работа с исторической картой на уроках истории в 5 классе как способ формирования пространственных представлений и функционального чтения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Функциональная грамотность: ключ к эффективному взаимодействию семьи и образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Влияние движения на когнитивное развитие ребенка при изучении иностранных языков ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Реализация проекта «Семья и школа» в лицее № 13 п. Краснообска ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Современный подход к работе с родителями учителя индивидуального обучения на дому ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Формирование ключевых компетенций на уроках физической культуры с использованием компетентностного подхода, проектных и игровых технологий в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Роль семьи в организации образовательного процесса у детей с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Формирование познавательных УУД в урочное и внеурочное время через использование парной и групповой работы в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Использование проектной деятельности на уроках изобразительного искусства с целью повышения интереса к предмету ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Взаимодействие педагога и родителей как залог успешного воспитания подрастающего поколения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Семья и школа в физическом воспитании детей с нарушениями зрения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Взаимодействие школы и родителей в формировании учебной деятельности младшего школьника с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Развитие физических качеств обучающихся с помощью методики повышения физической и функциональной подготовленности во внеурочной деятельности «Футбол в школе» в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Формирование навыков устного счёта через систематическое использование карточек и компьютерных технологий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Проектирование современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Современный урок: принципы проектирования и методы использования современных технологий у детей с нарушением слуха на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы