Социальный проект «Ликвидация безграмотности»
Данная методическая разработка «Ликвидация безграмотности в массах» предназначена для учителей русского языка, работающих по программам основного и среднего общего образования. Её можно использовать при организации внеурочной деятельности обучающихся; при подготовке совместных родительских собраний; при работе над социальным проектом классного коллектива.
Проблема
Ни для кого не секрет, что в современном социуме катастрофически снижается уровень речевой культуры. Исключением не является и педагогическая среда. Большинство носителей русского языка не имеет возможности заниматься самообразованием для повышения качества устной и письменной речи, а иногда и не видит в этом необходимости.
Сущность проекта «Ликвидация безграмотности» заключается:
а) в создании условий для мотивации, формирования и совершенствования речевой культуры участников образовательного процесса: педагогов, обучающихся, их родителей (законных представителей);
б) в разработке и внедрении проекта «Ликвидация безграмотности» в образовательной среде лицея № 9.
Как осуществить проект?
Главным и основным источником успеха в работе над этим проектом является формирование устойчивой мотивации к повышению качества речи не только у непосредственных участников проекта (обучающихся среднего и старшего звена), но и их окружения. Для этого необходимо проводить серьёзную агитационную работу, которая помогает осознать наличие проблемы нарушения качества речи у большинства носителей языка и пробуждает желание заниматься самообразованием и обучением других.
Подготовительный этап
План
I. Создать инициативную группу среди обучающихся разных возрастных групп.
II. Совместно разработать:
– сценарий агитационной деятельности: текст песни, агитационные «спичи» (speech), пригласительные для учителей, задания для проверки грамотности, атрибуты (галстуки и косынки красного цвета);
– сценарий выступления агитбригады;
– листовки с занимательными материалами по лингвистике.
После административной контрольной работы, в которую включались задания по грамматике и орфоэпии, учитель, анализируя результаты работ обучающихся, определяет общую проблему («Я говорю именно так, потому что так говорят мои близкие») и мотивирует учеников на решение этой проблемы. Учитель подводит к идее реализации проекта «Ликвидация безграмотности» в массах.
Агитационный этап
План
I. Во время проведения декады словесности обучающиеся проводят на переменах агитационную работу.
II. В определённое время агитбригада посещает уроки, предлагая принять участие в проекте. Агитация на переменах проходит в стиле 20-х годов 20 века: учащиеся в красных галстуках заходят под музыку «Марш коммунистической бригады»; выстраиваются в пирамиду, которая представляет из себя звезду. Затем перестраиваются в линейку, исполняют песню и проводят спич-агитацию.
Текст агитации:
А ты проверил свою грамотность?
Долой безграмотность в классах!
Грамотная Россия – не пустая мечта!
Наш язык великий, а насколько он велик, решаешь ты!
Каждому по грамму грамотности!
У грамотного человека грамотная жизнь!
Во время уроков по договорённости с учителями агитбригада заходит в классы и проводит тестирование с моментальной последующей проверкой. В подавляющем большинстве случаев обучающиеся допускают ошибки в заданиях как по орфоэпии, так и по грамматике. Исходя из результатов ответов, агитбригада просит сделать заявку учителю русского языка на занятия по теме, которую хотели бы освоить.
Задания составляются с учётом ошибок, допускаемых учащимися конкретного возраста.
Возможные варианты заданий:
Произнесите: начался, мастерски, включим, баловаться, не балуйтесь, банты, облегчить.
Найдите ошибки в данных выражениях:
Правый туфель стоял на витрине. Левая тапка валялась под диваном. По приезде на место позвони мне. Я пришел со школы. За помощью обратитесь к завкафедры словесности.
Образовательно-просветительский этап
План
I. Разработка занятий по заявленным темам с учётом возрастных особенностей учащихся.
II. Согласование времени проведения занятий с классным руководителем класса, осуществлявшего заявку.
III. Проведение занятий по темам «Орфоэпия» и «Грамматика» по графику.
В качестве примера приводим разработку одного из занятий.
Занятие по теме «Орфоэпия» (из опыта работы)
I этап. Мотивационный
Методом наблюдения мы выявили слова, в которых и дети, и родители, и, к сожалению, учителя, наиболее часто при произнесении допускают ошибки.
– Прочитайте слова, проверьте свою грамотность. Делаем несколько попыток прочтения, констатируя количество допущенных при чтении ошибок, не называя слов, в которых они были допущены.
Факсимиле, феномен, флюорография, форзац, рефлексия, квартал, свекла, щавель, облегчить, облегчим (труд); не балуйтесь, избалованные дети.
– Теперь проверим себя.
ФаксИмиле, фенОмен, флюорогрАфия, фОрзац (на фОрзаце учебника), рефлЕксия, квартАл, свЁкла, щавЕль, облегчИть, облегчИм (труд); не балУйтесь, избалОванные, дети.
II этап. Постановка проблемы
После проверки ответов определили проблему.
– Почему вы допустили так много ошибок? (Ударение падает на разные слоги, и мы не видим системы и логики в его постановке).
– В русском языке ударение:
– свободное (например, в словах «факсимиле» и «феномен» ударение на 2-ом слоге, в слове «форзац» – на 1-ом);
– подвижное и неподвижное (в разных формах может менять своё место).
Подробнее остановимся на неподвижном ударении (в некоторых словах оно сохраняется на одном и том же слоге при любом изменении слова).
– Давайте попробуем вспомнить такие слова. Если обучающиеся затрудняются с выбором примеров, называем слова в единственном числе и вместе образуем от них форму множественного числа.
Шарф – щАрфы; бант – бАнты; торт – тОрты; договор – договОры.
От слова «ветеринар» образуйте существительное, обозначающее науку о лечении животных («ветеринАрия»); от слова «гастроном» – существительное, обозначающее пищевые продукты, в основном, закусочные (гастронОмия).
А в словах «стена», «среда» (день недели), «час», «шаг» и «ряд» ударение подвижное. И необходимо запоминать, как эти слова произносятся в определённой форме:
Стена – стЕны, стен, по стЕнам (по стенАм – устар.) (в форме множественного числа).
Среда – срЕды, сред, по средАм и можно по срЕдам.
Час, шаг, ряд – чАса, шАга, рЯда, (в форме родительного падежа единственного числа); например, у меня нет и часа в запасе. ЧасА, шагА, рядА (в сочетании с числительными два, три, четыре); например, три часа; два шага.
– Потренируемся!
Задание: образуйте от данных слов имена прилагательные.
СлИва (сок слИвовый)
подрОсток (возраст подрОстковый)
УкраИна (украИнский язык)
Задание: образуйте от данных глаголов слова определённой части речи.
1) от глагола «завИдовать» – предикативное наречие (ему завИдно);
2) от глагола «обеспЕчить» – существительное (обеспЕчение);
3) от глагола «прибЫть» – причастие (вновь прибЫвшие ученики).
– Ударение в личных формах глагола запоминайте по его начальной форме (что делать? что сделать?)
ЗвонИть – он звонИт, ты звонИшь, они звонЯт и т.д.
вручИть – он вручИт, ты вручИшь, они вручАт и т.д.
включИть – он включИт, ты включИшь, они включАт и т.д.
– Проверьте себя!
В каком слове ударение падает на 1-й слог?
1) эксперт
2) начался
3) щавель
4) форзац
В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) включИт
2) тОрты
3) бантЫ
4) жалюзИ
Заключение
Мероприятия, проводимые в рамках реализации проекта «Ликвидация безграмотности»:
– способствуют осознанию наличия ошибок в речи у носителей языка разных социальных групп;
– мотивируют совершенствование речевой культуры социума лицея;
– создают условия для повышения речевой культуры участников образовательного процесса. Обучающиеся, ставшие активными участниками данного проекта, в процессе разработки занятий и подготовки к ним, совершенствуют свои языковые навыки.
Интегрированный социальный проект 6 и 10 классов прошёл апробацию в МАОУ «Лицей № 9» и получил высокую внутрилицейскую оценку.
У обучающихся сформирована высокая мотивация к дальнейшему совершенствованию устной и письменной речи и, как следствие, продолжению работы над проектом.
Продуктом совместной деятельности является справочное пособие «Говорим по-русски!». Опытом проведения данного мероприятия участники проекта делились с посетителями Международной образовательной выставки УчСиб-2014: проводили агитацию, тестирование и мастер-классы.
Количество просмотров: 14970 |
Добавить комментарий