Инновационные формы работы с родителями в условиях организации адаптации детей раннего возраста к ДОУ

 
 

Котожекова Елена Михайловна,

воспитатель младшей группы
МБДОУ № 457 комбинированного вида
Дзержинского района г. Новосибирска

 

Инновационные формы работы с родителями в условиях организации адаптации детей раннего возраста к ДОУ

Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. В настоящее время в сферу инновационной деятельности включены уже не отдельные дошкольные учреждения и педагоги-новаторы, а практически каждое дошкольное учреждение. Инновационные преобразования приобретают системный характер. Созданы новые типы, виды и профили дошкольных учреждений, новые образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи.

Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала всех работников системы дошкольного образования. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов.

Инновационная деятельность — это особый вид педагогической деятельности. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. Нововведение может считаться успешным, если оно позволило решить те или иные конкретные задачи дошкольного образовательного учреждения. Практика показывает, что для установления диалога с семьями воспитанников педагогам важно активно использовать язык поддержки и соучастия, давать понять родителям, что их внимательно слушают и слышат. Это достигается при помощи разнообразных способов коммуникации (активное слушание, контакт глаз, уместный комплимент, улыбка и пр.), но не ради соответствия ожиданиям семьи, чтобы произвести хорошее впечатление или утвердить свою правоту, а с целью создать эмоционально-положительную атмосферу заинтересованного разговора, совместного решения проблем.

Я работаю воспитателем во второй младшей группе, и контакт с родителями детей раннего возраста в детском саду начинается уже с того момента, когда они приносят медицинскую карту будущего воспитанника, то есть еще за 3-4 месяца до поступления ребенка в дошкольное учреждение. Организуется первичное знакомство с родителями малышей, в ходе которого проводятся беседа и анкетирование, направленные на изучение специфики семьи: условий жизни, состава семьи, возраста родителей, уровня их подготовленности в вопросах воспитания и т.д. На основе анализа развития ребенка, в т.ч. внутриутробного, фиксируются его физические и психические особенности. С родителями каждого ребенка беседа ведется индивидуально, даются рекомендации по улучшению адаптации его к условиям детского сада. Я считаю, что этого можно достичь только при установившемся контакте родителей и воспитателей ДОУ.

Затем родителей и ребенка знакомят со второй младшей группой. Проводится экскурсия по групповым помещениям, чтобы как можно более подробно ознакомить родителей с условиями и режимом группы. Обязательно демонстрируется, где дети спят, играют, умываются, какие культурные и гигиенические навыки прививаются малышам, что важно учесть родителям для правильной организации жизни детей дома.

Правильно организованная работа по взаимодействию педагога и родителей носит, как правило, обучающий характер, что помогает родителям получить педагогические знания и умения. Родители посещают родительские собрания, консультации, пользуются методическим иллюстрированным материалом и т.д. Следствием такого педагогического взаимодействия становится активное участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и группы в целом.

Я бы хотела немного рассказать о том, как я провожу родительские собрания. Большое внимание уделяю подготовке к родительскому собранию. Заранее вывешиваю объявление с просьбой к родителям продумать вопросы, на которые они хотели бы получить ответы, с кем из специалистов желали бы встретиться.

Родительские собрания проводятся за чаепитием. Большинство родителей приходят на такие встречи после трудового дня, и в такой неформальной, теплой, почти семейной обстановке люди чувствуют себя свободнее, легче делятся своими наболевшими  проблемами.

Родители в непринужденной обстановке с увлечением и заинтересованностью обсуждают вопросы, которые я ставлю перед ними. Многие мамы и папы, приводя в сад второго или третьего ребенка, с большим удовольствием делятся опытом по воспитанию детей. А если родители проявляют инициативу, это говорит о реальном их желании сотрудничать с педагогом.

При таком подходе родители стремятся к индивидуальным контактам с воспитателями, так как их интересуют вопросы, касающиеся формирования личности маленького ребенка, его внутреннего мира, отношений с родителями и окружающим миром. Родители с нетерпением ждут очередной встречи, спрашивают: «Когда будет собрание?» Такие встречи с родителями детей раннего возраста проводятся раз в месяц, заранее определяется тема, что позволяет подготовить интересующие вопросы. Подобные встречи нельзя назвать в традиционном смысле родительскими собраниями, так как это скорее встречи по интересам или родительский клуб, куда родители приходят с желанием поделиться своими мыслями, решить возникшие проблемы.

Очень важно, что после таких встреч у родителей появляется интерес к жизни их детей в группе. Часто возникают дискуссии по инициативе родителей. Мамы и папы стремятся к индивидуальному общению с воспитателем. Иногда родители признают ошибочность некоторых своих методов воспитания.

Также интересными и эффективными, на мой взгляд, являются собрания-диспуты, собрания-деловые игры, собрания-дискуссии, круглый стол, элементы презентаций, практикумов, фрагменты образовательной деятельности, тренингов, мини-концертов, творческих отчетов, которые я планирую проводить с родителями своих воспитанников. Форма проведения собраний от встречи к встрече может меняться.

Как показывает опыт, в результате грамотно выстроенного сотрудничества с семьями дети раннего возраста легче адаптируются к детскому саду, снижается заболеваемость в группах, отмечается активная педагогическая позиция родителей в семье, вдумчивое и избирательное отношение к образовательным технологиям. Заметно повышение психолого-педагогического уровня культуры родителей по проблеме обеспечения психического и физического благополучия ребенка в условиях семьи, рост показателей психофизического развития детей и их физической подготовленности. В группе детского сада и в семье поддерживается благоприятный психологический микроклимат.

Таким образом, тесное педагогическое взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития детей раннего возраста позволяет сделать родителей союзниками педагогов, что очень важно для их дальнейшего сотрудничества.

Количество просмотров: 18565  

Комментарии

Какая молодец! Успехов вам!

Страницы

Добавить комментарий

1. Организация кружковой деятельности с детьми с нарушениями речи согласно требованиям ФГОС
2. Французский язык для малышей
3. Использование метода проектов в художественно-продуктивной деятельности при коррекционной работе с детьми с ОНР
4. «Наши руки не для скуки». Развитие творческих способностей через нетрадиционные техники художественного творчества
5. Театрализованная деятельность в работе музыкального руководителя в рамках реализации ФГОС ДО
6. Мои «Маленькие Волшебники»
7. Инновационные формы работы с родителями в условиях организации адаптации детей раннего возраста к ДОУ
8. Наглядное моделирование как эффективный метод повышения уровня развития умственных способностей у детей
9. Прогулка с интересом
10. Проектная деятельность в дошкольном учреждении
11. Развитие речи детей дошкольного возраста через театральную деятельность
12. Развитие логического мышления у дошкольников в совместной деятельности
13. Использование средств наглядно-схематического моделирования для активизации связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
14. Устное народное творчество в воспитании дошкольников
15. Новогодняя игрушка своими руками
16. Фрагмент тренинга «Песочная терапия с использованием информационной коммуникативной технологии интерактивной песочницы»
1. Формирование культуры правильного питания у дошкольников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
2. Искусство оригами как средство формирования математических представлений у старших дошкольников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
3. Литературный квест как средство социокультурного развития дошкольников в процессе приобщения к художественной литературе ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
4. Создание речи: инновационный подход к развитию речи у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
5. Семейная культура как основа речевого благополучия ребенка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
6. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
7. Дети в семьях мигрантов: проблемы и пути их решения ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
8. Дошкольное образование будущего: как технологии меняют обучение? ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
9. Субъектность как важное условие формирования успешной личности ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
10. Использование метода проектов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
11. Педагогические методики: из детского сада в семью. Современные формы просвещения родителей ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
12. Исследование психологического микроклимата в педагогическом коллективе ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
13. Фестиваль «Я выбираю ТРИЗ» как инновационная форма развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
14. Опытно-экспериментальная деятельность со звуками в семье и группе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Формирование положительного эмоционального отклика детей средствами речетворческой деятельности ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Совместная театрализованная деятельность как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников средствами интерактивных цифровых технологий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Реализация творческих идей посредством потенциала семей воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Проект «Мандарин – новогодний фрукт» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Особенности взаимодействия дошкольного коллектива с семьями обучающихся ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы