Развитие логического мышления у дошкольников в совместной деятельности

 
 

Кабацкая Елена Анатольевна,

воспитатель первой квалификационной категории

МКДОУ ЦРР д/с № 487 «Полянка» г. Новосибирска

 

Развитие логического мышления у дошкольников в совместной деятельности

Проблемой сегодняшнего дня является воспитание активной, творческой личности. Одним из показателей такой личности является развитие логического мышления.

Несомненно, очень важно развивать представления об окружающем мире, учить конкретным умениям: читать, считать, измерять, вычислять и др. Но не менее важно развивать у ребёнка умение логически мыслить, самостоятельно познавать мир: получать, анализировать и синтезировать информацию, сравнивать окружающие предметы и явления, делать выводы и выяснять закономерности, обобщать и конкретизировать, упорядочивать и классифицировать представления и понятии.

В целом, проблема развития логического мышления в период дошкольного детства являлась предметом изучения многих педагогов и психологов прошлого и настоящего (Ж. Пиаже, А. Валлон, К. Коффка, Н. Н. Поддъяков, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин), и на сегодняшний день она по-прежнему актуальна.

Развитие мышления дошкольника проходит несколько этапов. Сначала происходит формирование наглядно-действенного мышления, т. е. все мыслительные операции у малыша происходят через действие. В конце этого периода происходит закладка элементов наглядно-образного мышления, т. е. малыш начинает мыслить при помощи образов. А к концу старшего дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление, оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Дети учатся самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности. Все виды мышления тесно связаны между собой. От уровня развития всех типов мышления зависит успешность обучения в школе, скорость усвоения материала, внимание, успеваемость в принципе.

Развитие логического мышления у детей имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника и в дальнейшем обучении поможет успешно овладеть основами математики и информатики.

Потребность в целенаправленном формировании логических приёмов мышления в процессе обучения и воспитания уже осознаётся психологами и педагогами. Известный детский психолог Л. С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне интеллектуальных процессов, т. е. в качественных особенностях детского мышления. Он утверждал: «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью напряжения всей активности его собственной мысли».

Время. выделенное программой на НОД, не достаточно для развития логического мышления. Большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное. Дополнительное образование в дошкольных учреждениях дает возможность выявить и развить творческие способности детей, и эта необходимость привела меня к созданию кружка «Посидим-подумаем».

Цель: развитие логического мышления с использованием дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов, формирование важных качеств личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывать усидчивость, развивать конструктивные умения.

Кружковая работа осуществляется в течение всего учебного года. При организации работы кружка создается благоприятная среда для общего развития ребенка. Постепенно, в процессе активного участия в деятельности, у ребенка закрепляется интерес к играм на логику и желание ими заниматься. Работа на логику при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приемов дают обучающий и развивающий эффект.

Приготовила консультации для родителей по теме «Логика во вне занятия», «Логика в детском саду», проводила родительское собрании «Логическое мышление», посвященное логике, с непосредственным участием родителей, где они наглядно видели материал и некоторые упражнения и игры проиграли сами.

Использование занимательных игр, интересного дидактического материала как демонстрационного, так и раздаточного характера, создание игровых ситуаций помогает избежать утомляемости и повышает интерес к выполнению заданий. Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания.

Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы жизни.

С.Т. Шацкий

Игра – это сложное социально-психологическое явление. Являясь ведущей деятельностью дошкольного периода, она обеспечивает существенное новообразование в физической, психической и логической сферах, даёт эффект общего психического развития. В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса. Кроме того, они способствуют развитию памяти, логического мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.

Занятия по развитию элементарному логическому мышлению для дошкольников я составляла, используя дидактические игры. Ведь для детей игра – ведущая деятельность. Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности.

Поэтапное обучение и правильно подобранные задания и игровой материал, условия, созданные для реализации полученных знаний, способствуют тому, что развитие основ логического мышления происходит более эффективно. Правильный подбор заданий и упражнений помогают детям в формировании познавательных процессов, а именно формированию логического мышления.

Используемый дидактический материал:

– палочки Кюизенера. Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей;

– игра «Логические задачи на поиск недостающих фигур» – развивает логическое мышление, смекалку и сообразительность;

– Занимательная логика. Ребусы. Сделано руками человека;

– геометрический конструктор («Монгольская игра», «Волшебный круг», «Танграм», «Колумбово яйцо») – требуют умственного и волевого напряжения, способствуют развитию пространственных представлений, творческой инициативы, смекалки, сообразительности;

– игра «Найди фигуру» развивает логическое мышление, закрепляет знание геометрических фигур;

– настольная игра «Весёлая логика». Пазловые замки на элементах тренируют у ребенка мелкую моторику, глазомер, развивают образное и аналитическое мыщление, формируют умение разделять предмет и соединять части в целое;

– игра «На что похоже?» развивает внимание ,зрительное восприятие, воображение;

– математический планшет для детей – игры для развития сенсорных, логико-математических, речевых и творческих способностей;

– развивающая предметно-игровая система «Соты кайе» позволяет поводить занятия в области геометрии, математики и логики, игры с замещением, а также использовать набор в качестве крупной мозаики и домино;

– книга «Графические диктанты» развивает тонкую моторику, стимулирует интеллектуальные способности, графические упражнения помогают ребенку подготовиться в целом к обучению к школе;

– развивающая игра-лото. «Логические таблицы» – закрепление геометрических фигур, цвета и оттенка, а также развивает зрительное восприятие, произвольное внимание, память и логическое мышление.

Картотека дидактических игр:

– Занимательные уроки «Думай, решай, считай».

– Книжка кроссвордов «Отгадайка».

– Наглядное пособие «Найди отличия».

– Игра «Где чей домик?» – сравнивать числа, упражняться в умении определять направление движения.

– Изготовили игры на складывание объёмных фигур «Кубики для всех» – развивает мышление, сообразительность, смекалку, творчество, конструктивные умения.

– Головоломки на составление геометрических фигур – стимулируют умственную активность ребенка.

Имея возможность раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятиях ребенка, тем самым повышаем уровень познавательной деятельности ребёнка и тем быстрее осуществляется плавный, естественный переход от конкретного мышления к высшей его фазе — абстрактному мышлению.

Использованная литература:

«Развитие логического мышления детей» Л. Ф. Тихомирова, А. В. Басов

«Давай поиграем» математические игры для детей 5-6 лет. Под редакцией А.А.Столяра

«Лучшие задачки для детей от 3 до 6 лет» Развиваем логику и мышление. Е.Черенкова

«И учеба, и игра: математика» Т.И. Тарабарина, Н.В.Елина

Развитие познавательных способностей детей. Л.Ф. Тихомирова

«И учеба, и игра: русский язык» Т.И.Тарабарина, Е.И.Соколова

Развивающие игры для дошкольников Н.И. Васильева, Н.В. Новоторцева.

Количество просмотров: 21397  

Добавить комментарий

1. Организация кружковой деятельности с детьми с нарушениями речи согласно требованиям ФГОС
2. Французский язык для малышей
3. Использование метода проектов в художественно-продуктивной деятельности при коррекционной работе с детьми с ОНР
4. «Наши руки не для скуки». Развитие творческих способностей через нетрадиционные техники художественного творчества
5. Театрализованная деятельность в работе музыкального руководителя в рамках реализации ФГОС ДО
6. Мои «Маленькие Волшебники»
7. Инновационные формы работы с родителями в условиях организации адаптации детей раннего возраста к ДОУ
8. Наглядное моделирование как эффективный метод повышения уровня развития умственных способностей у детей
9. Прогулка с интересом
10. Проектная деятельность в дошкольном учреждении
11. Развитие речи детей дошкольного возраста через театральную деятельность
12. Развитие логического мышления у дошкольников в совместной деятельности
13. Использование средств наглядно-схематического моделирования для активизации связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
14. Устное народное творчество в воспитании дошкольников
15. Новогодняя игрушка своими руками
16. Фрагмент тренинга «Песочная терапия с использованием информационной коммуникативной технологии интерактивной песочницы»
1. Опытно-экспериментальная деятельность со звуками в семье и группе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Формирование положительного эмоционального отклика детей средствами речетворческой деятельности ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Совместная театрализованная деятельность как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников средствами интерактивных цифровых технологий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Реализация творческих идей посредством потенциала семей воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Проект «Мандарин – новогодний фрукт» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Особенности взаимодействия дошкольного коллектива с семьями обучающихся ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Детско-родительский клуб «Семейный театр “Маленькая страна”» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Литературная гостиная как форма взаимодействия всех участников образовательных отношений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Взаимодействие педагогов и родителей в создании психологически комфортной среды в ДОУ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Взаимодействие семьи и детского сада в развитии позитивной социализации у старших дошкольников через техническое творчество ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия в детском саду ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Использование потенциала социальных партнеров для формирования ценностных ориентиров семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. «Круги Эйлера» как инструмент развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Взаимодействие с социумом как ресурс реализации задач дошкольного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Использование дыхательных упражнений для развития голосового аппарата детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Нетрадиционное рисование ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Взаимодействие семьи и ДОУ с помощью компьютерных технологий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Эффективные формы взаимодействия ДОО и семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Работа с родителями по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы