Формирование ценностных ориентиров и воспитание патриотизма при изучении естественных наук

 
 

Елшина Елена Анатольевна,

учитель биологии и географии
первой квалификационной категории
МБОУ СОШ № 158 г. Новосибирска

 

Формирование ценностных ориентиров и воспитание патриотизма при изучении естественных наук

В современном образовании активно внедряются стандарты второго поколения. Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях – метапредметном, личностном и предметном. Соответственно, предметные результаты определены в связи со сферами человеческой деятельности: познавательной, эстетической, ценностно-ориентационной. Предметные и метапредметные результаты поддаются количественной оценке и корректировке традиционными в педагогике методами. Личностные результаты зачастую не могут быть четко зафиксированы, стандартизированы и оценены. Но именно эти результаты играют основную роль в формировании ценностных ориентиров обучающихся.

Целями естественнонаучного образования являются: усвоение социальных норм, ценностей, осваиваемых в процессе знакомства с природой, социализация обучающихся, вхождение их в мир культуры и социальных отношений, приобщение к познавательной культуре. Помимо этого, естественнонаучное образование призвано обеспечить ориентацию в системе моральных норм и ценностей, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, развитие познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, формированием интеллектуальных умений. Ценностные ориентации предполагают воспитание у обучающихся способности к восприятию и преобразованию природы по законам красоты, гармонии, эстетического и бережного отношения к объектам природы.

Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными курсами, направлен на формирование нравственных ценностей – ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека. Все обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.

Большое и все возрастающее внимание уделяется в последнее время региональному компоненту. Через осмысление событий и фактов, связанных с «малой Родиной», происходит морально-нравственный и патриотический рост обучающегося. Особенную роль при этом может и должна играть эмоциональная окраска материала.

Так, одним из способов нравственного и эстетического развития обучающегося может стать выполнение разнообразных творческих работ, содержательно связанных с соответствующим предметом. Содержание примерных программ имеет особенности, обусловленные как предметным содержанием, так и психологическими возрастными особенностями обучаемых. Они овладевают элементами учебной деятельности, лежащей в основе формирования эстетической культуры. При этом важно использовать информацию краеведческого характера (сибирская природа, новосибирские ученые и т.д.). Так, в последнее время, особенно актуален материал, связанный с развитием сибирских территорий, с освоением богатств Сибири. С интересом обучающиеся участвуют в мероприятиях «Дня Сибири», «Дней Новосибирской науки». В этом году узнали о новом новосибирском празднике – Именинах города.

 

 

Большинство обучающихся с гораздо большим интересом воспринимают информацию, непосредственно связанную с ним самим, с историей его семьи. А участие в событиях, мероприятиях значимого уровня вызывает большой эмоциональный подъем. Конкурсы, выставки и презентации творческих работ позволяют обучающимся поделиться своими эмоциональными переживаниями, получить поддержку окружающих, закрепить позитивное эмоциональное отношение к событиям. Зачастую ребята, не принимавшие участия в каких-либо мероприятиях и не проявлявшие интереса к краеведению, становятся активными участниками и организаторами выставок, лекториев, стремятся закрепиться в новой, успешной роли. При этом происходит формирование соответствующих ценностных ориентиров, серьезный личностный рост обучающегося, воспитание любви к своей «малой Родине», воспитание патриотизма.

 

Таким образом, выполнение творческих заданий краеведческой направленности обучающимися способствует, прежде всего, воспитанию патриотизма, формированию позитивной системы ценностей. В эстетическом плане происходит развитие у них воображения, образно-чувственного восприятия окружающего мира. При этом успешными могут быть и учащиеся не с самыми высокими учебными достижениями. Эмоциональная окрашенность работ активно влияет на формирование ценностных жизненных ориентиров, воспитывает эстетическую культуру.

Количество просмотров: 12538  

Добавить комментарий

1. Формирование готовности студентов педагогического колледжа к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья
2. Организация урока с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей обучающихся
3. Организация обучения детей со специальными образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования в МБОУ СОШ № 179
4. К вопросу профессиональной ориентации и профессионального образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
5. Профессиональная компетентность учителя как необходимое условие развития инклюзивного образования
6. Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках математики в инклюзивных классах
7. Инклюзивное образование: большие дела маленькой библиотеки
8. Через тернии к звёздам
9. Молодежный парламентаризм как форма реализации государственной молодежной политики
10. Социальный проект «Школа-семья-ребёнок»
11. Формирование ценностных ориентиров и воспитание патриотизма при изучении естественных наук
12. Обучение грамматике при помощи ситуативных упражнений
13. Весёлый алфавит – придумай сам!
14. Методы мотивации познавательной деятельности на уроках по основам безопасности жизнедеятельности
15. Использование ассоциативных карт в коррекции нарциссической депрессии
1. Читательская грамотность – ключ к формированию функциональной грамотности ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
2. Интерактивные методы обучения истории: применение и эффективность ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
3. Повышение качества образования: эффективные практики на уроках литературы ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
4. Формирование основ естественно-научной грамотности обучающихся начальной школы в процессе проведения экскурсий на уроках окружающего мира ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
5. Театральная деятельность как мотив к изучению иностранного языка и снятию языковых барьеров ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
6. Дидактическая игра как способ активизации познавательной деятельности младших школьников с интеллектуальными нарушениями на уроках математики ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
7. Флорбол: путь к здоровью, дружбе и победам ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
8. Повышение качества обучения английскому языку средствами аутентичных видеоматериалов ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
9. Тестовая технология – эффективный способ контроля знаний ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. Стратегии и алгоритмы выполнения заданий ЕГЭ по английскому языку ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Формирование читательской грамотности с применением приёмов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы у обучающихся 5-11 классов ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Повышение качества образования в начальной школе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
13. Физическая подготовка обучающихся как подготовка к профессиональной деятельности ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
14. Поколение Альфа. Возможности интерактивной библиотеки для повышения мотивации современных детей к изучению иностранного языка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
15. Психолого-педагогические аспекты обучения современного студента ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
16. Развитие функциональной грамотности и нестандартного мышления учащихся на занятиях математического кружка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
17. Как эффективно организовать профориентацию на уроке ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
18. Создание арт-пространства в школе как способ мотивации обучающихся к изучению физики ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
19. Квест как один из способов формирования иноязычной коммуникативной компетенции, познавательных интересов и творческой активности личности в изучении французского языка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся начальных классов средствами технологии сотрудничества в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы