Использование системной семейной терапии субличностей Р. Шварца в коррекции суицидальных намерений

 
 

Дмитриева Наталия Витальевна,

доктор психологических наук,

профессор кафедры психологии девиантного поведения

Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы

 
 
 

Лопатина Елена Викторовна,

психолог отдела службы и аварийно-спасательных работ

ГКУ Ленинградской области «Ленинградская областная противопожарно-спасательная служба»

 
 
 

Качкина Лилия Сергеевна,

кандидат психологических наук,

майор внутренней службы,

преподаватель цикла переподготовки и повышения квалификации

ФКУ ДПО СМУЦ ГУФСИН России по Новосибирской области

 
 
 

Миноходова Елена Алексеевна,

психолог отдела психологического сопровождения

ООО "ТеплоЭнергСтройМонтаж" г. Санкт-Петербурга

 

Использование системной семейной терапии субличностей Р. Шварца в коррекции суицидальных намерений

Согласно концепции системной семейной терапии субличностей Р. Шварца, в структуре психики может одновременно находиться множество субличностей в виде «людей разного возраста, темперамента, с разными способностями и склонностями; все вместе они образуют внутреннюю семью» [4, с.88]. Коррекция суицидального поведения предполагает работу с суицидальной субличностью. Практика показала, что наибольшая эффективность терапии суицидальности достигается с помощью использования специального плана терапии и ассоциативных карт [1-4].

Описывая особенности работы, например, со страхом разоблачения семейных секретов (скелетов в шкафу), Р.Шварц отмечал, что «Иногда части-Изгнанники хранят не только тягостные переживания, но и тайны о жизни клиента, содержание которых является неприемлемым или может поставить под угрозу благосостояние кого-то из членов семьи клиента, так что Менеджеры неспроста этого боятся» [4, с.150]. Приведем пример использования ассоциативных карт в коррекции страха разоблачения информации о перенесенном сексуальном насилии и суицидальных намерений, связанных с детскими травматическими инцестуозными переживаниями.

С жалобами на неумение выстраивать длительные интимные отношения с мужчинами, невозможность выйти замуж к нам обратилась «одинокая», молодая незамужняя женщина 29 лет. Клиентка работает экономистом, получает второе высшее образование. Жалобы на ощущение внутренней пустоты, чувство безысходности, утрату смысла жизни, одиночество, неспособность любить, недоверие к мужчинам и конфликты с женщинами на работе. В 14 лет была изнасилована любовником матери. Тяжело пережила госпитализацию в психиатрическую больницу, в связи с незавершенным суицидом. С тех пор не может избавиться от постоянных негативных мыслей и чувств и суицидальных мыслей. Запрос: Хочет разобраться в причинах неумения выстраивать длительные интимные отношения с мужчинами, создать семью, иметь детей и избавиться от страха и суицидальных мыслей.

Для работы с клиенткой использовались наборы ассоциативных карт «Семейная история», «Калейдоскоп родительских ресурсов» и «InnerActiveCards».

Психолог (П): Выберите 5-7 карт и с их помощью расскажите как можно детальнее историю о своем детстве, в которой были бы начало, середина и конец. Подтвердите главные эпизоды рассказа картами – воспоминаниями, которые перекликаются с изображенными на картинках сюжетами.

Клиентка (К) выбирает картинки из набора «Семейные истории», раскладывает их перед собой и, тяжело вздохнув, начинает рассказ.

 Карта 1   Карта 2    Карта 3     Карта 4   Карта 5    Карта 6      Карта 7

Рисунок 1. Выбор клиенткой карт, ассоциирующихся с инцестуозной психотравмой.

Все мое детство прошло в постоянных переживаниях по поводу скандалов родителей. Они часто ссорились и ругались (Карта 1). Отец был военным. Дома я видела его редко, лучше бы не видела совсем. В перерывах между постоянными командировками в горячие точки он много пил, проводил время с другими женщинами, а когда возвращался домой, в ответ на претензии матери был очень жесток: бил мать и меня (Карта 2). Однажды в командировке он получил сильную черепно-мозговую травму, его привезли инвалидом. Это был обездвиженный, ничего не соображающий овощ, который не мог ни пить, ни есть и оправлялся под себя. Мать перевозила его из одной больницы в другую, но помочь ему никто не мог (Карта 3). Мать была вынуждена много работать, так как денег не хватало, заставляла меня его кормить, убирать отходы его жизнедеятельности, мыть его гениталии. Поскольку я была подростком, меня от ужаса и отвращения тошнило и рвало. Думаю, что она терпела отца из корыстных материальных побуждений, так как после травмы ему выделили квартиру и хорошую пенсию.

Вскоре мать привела в дом любовника, с которым они жили в соседней комнате (Карта 4). Начались скандалы, и мать отвезла отца к его родителям. Однако ссоры «молодоженов» не прекращались и она, не желая потерять этого козла, которого сильно любила (это для меня у нее никогда не было времени), постоянно использовала меня как посредника в их примирении. Помню, как я бегала из комнаты в комнату, передавая на словах, что один хочет сказать другому (Карта5).

Однажды, когда мать была на работе, он меня изнасиловал. Когда я в ужасе рассказала ей об этом, она сделал вид, что ничего особенного не произошло. Я поняла, что ненавижу ее (Карта 6). С тех пор в ее отсутствие он часто использовал меня, но помощи ждать было не от кого. Родители матери умерли, а родителям отца я была не нужна. Несколько раз я убегала из дома, меня возвращали и все начиналось сначала. Когда я забеременела, пришлось делать аборт. Мать разругалась с этим ничтожеством, а я перерезала себя вены и попала в психушку. Понимая, что никому не нужна, при первой возможности убежала из дома и начала учиться в техникуме, где получила место в общежитии. С тех пор прошло много лет. Мать ненавижу, живу одна, хочу замуж, мечтаю о ребенке, нахожусь в поиске постоянного партнера, но они почему-то рядом со мной долго не задерживаются. Может быть потому, что не удается скрыть, что я готова их всех перестрелять (Карта 7).

П: Спасибо за откровенный рассказ. Если оценивать выраженность ваших переживаний по 10 бальной шкале, сколько баллов соответствует вашим чувствам и ощущениям?

К: Да, пожалуй, все десять.

Теперь уберите из расклада самую «болезненную» карту и снова расскажите свою историю.

Клиентка убирает карту 5 и начинает рассказ. Повторно рассказанная история оказалась меньшей по объему, исключала самый негативно заряженный эпизод и сопровождалась меньшей эмоциональной насыщенностью.

П: Как теперь вы себя чувствуете и что ощущаете в теле?

К: Чувствую злость и ненависть в адрес матери. А в теле напряжение и скованность.

П: Какова сейчас выраженность ваших переживаний?

К: 8-9 баллов.

П: Спасибо. Уберите еще одну «болезненную» карту и расскажите историю заново.

Клиентка убирает карту 6 и в нескольких предложениях рассказывает ровным голосом историю детской травмы, но уже гораздо спокойнее и с менее выраженным эмоциональным накалом.

П: Как вы себя чувствуете и каковы ощущения в теле?

К: Мне стало полегче (7-8 баллов). А вот напряжение и скованность в теле не проходят.

П: Каким, с вашей точки зрения, мог бы быть счастливый конец этой истории? Чего Вы хотите?

К: Хочу выйти замуж и иметь детей. Еще хочу простить мать. Трудно жить с такой обидой и ненавистью.

П: Выберите две карты-помощницы в осуществлении вашего желания и придумайте новый рассказ со счастливым окончанием.

Женщина выбирает из набора «Калейдоскоп родительских ресурсов» пару карт, ассоциирующихся с желаемым окончанием истории, и кратко излагает последовательность событий.

    Карта 8   Карта 9   Карта 10    Карта 11    Карта 12    Карта 13   Карта 14                 

Рисунок 2. Расклад карт для финального рассказа с устраивающим клиентку окончанием

П: Почему вы выбрали именно эти карты?

К: Сердце – это любовь, которой мне так не хватает! (карта 13), а ребенок – это продукт их любви (карта 14).

П: Изменились ли чувства и ощущения в теле после этого рассказа?

К: Да, теперь я страдаю на 7-8 баллов, скованность прошла, но напряжение в теле сохраняется.

Подводя итог начального этапа терапии, следует отметить, что работа с детской травмой была направлена на снижение ее «болезненности». Целью создания нескольких историй травмирующей ситуации являлась экстероризация переживаний и снижение их остроты. Вызванный травмой интериоризированный негатив, хранящийся «внутри», был экстероризирован с помощью выбранных клиенткой карт и рассказанных ею нарративов, позволивших «извлечь из психики» травматические переживания, проработать их с помощью ассоциаций с изображениями на картах, которые клиентка выложила перед собой. Такая работа с травмой позволила избежать ретравматизации, определить желаемое состояние и ресурсы для его достижения.

Проводимая далее системная семейная терапия субличностей включала в себя следующие этапы [4]:

I. Представление модели клиенту.

III. Исследование местности. Выделение субличностей Изгнанника (внутренний ребенок), Менеджера (внутренний родитель) и Пожарного.

III. Вход во внутреннюю семью клиента.

IV. Деполяризация частей и дифференциация Самости.

V. Идентификация препятствий, воздействующих на часть.

VI. Освобождение субличности от ограничений.

VII. Гармонизация внутренней семьи.

Первый этап – Представление модели клиенту.

Терапевт знакомит клиента с основными понятиями модели, сообщая, что каждая личность состоит из субличностей и Самости. Задача терапевта – диагностировать наличие всех субличностей и возможных конфликтов между ними, наладить контакт между ними, осознать их потребности, цели и мотивации, нейтрализовать конфликты, примирить их между собой и интегрировать все субличности в структуру личности. 

К примеру, примирение враждующих между собой субличностей обратившейся к нам клиентки позволило (как описано далее) высвободить заблокированный ресурс любви, решив тем самым поставленную задачу.

Клиентка согласилась работать в таком формате, поэтому мы приступили ко второму этапу.

Второй этап – Исследование местности. Выделение субличностей Изгнанника, Менеджера, Пожарного.

Клиент исследует свои субличности и взаимодействие между ними. Изучаются факторы, которые актуализируют «выход на сцену» каждой субличности.

П: Вы сказали, что при общении с матерью Вы испытываете гнев и ярость. Выберите карты, соответствующие этим чувствам, и положите их так, как ложатся.

Клиентка выбирает карты Менеджера (Родителя) и Изгнанника (Ребенка) и кладет их одну под другой.

Карта 15 – «Внутренний Родитель»

Карта 16 – «Внутренний Ребенок»

Рисунок 3. Выбор клиенткой карт, ассоциирующихся с субличностями «Внутренний Родитель» и «Внутренний Ребенок»

П: Как вы относитесь к каждой из этих частей?

К: К Родителю очень плохо, а к ребенку с жалостью.

П: А как они относятся друг к другу?

К: Родитель достал своими командами, поэтому ребенок не хочет с ним общаться.

П: Какие внутренние и внешние факторы (ситуации, состояния, конфликты) актуализируют «выход на сцену» каждой субличности?

К: Родитель не уходит с командного поста никогда, а ребенок появляется там крайне редко, когда его силой за шкирку вытаскивает из укрытия Родитель.

П: Уточните, пожалуйста, что вы имеет в виду?

К: Несмотря на то, что мы с матерью живем отдельно, мы часто ссоримся. Я не хочу ее видеть, но она властно настаивает хотя бы на ежемесячных встречах. Также к людям, которые будоражат некоторые части моей личности, относятся мужчины, с которыми я ищу отношений с целью выйти замуж и женщины-коллеги по работе, с которыми я часто ссорюсь из-за своего трудного характера.

На следующем этапе мы обращаемся к Самости клиентки с просьбой организовать диалог субличностей.

П: Предложите карточным персонажам поговорить друг с другом и расскажите о последней ссоре с матерью.

Клиентка описывает ссору подробно, характеризуя поведение, чувства и ощущения обеих конфликтующих сторон. Анализ диалога матери и дочери показал, что во время ссоры каждая из них пребывала в разных состояниях. У обеих женщин актуализировались разные субличности, главными из которых оказались части Менеджера (Внутренний Родитель) и Изгнанника (Внутренний Ребенок).

Третий этап – Вход во внутреннюю семью клиента.

П: Есть ли в вас части, которые не хотят, чтобы мы с ними знакомились?

К: Возможно, это Ребенок, которому сейчас плохо.

П: Почему ему плохо, что он чувствует?

К: Опустошенность, бессилие, одиночество.

Для отслеживания в дальнейшем эффективности терапии и динамики трансформации состояния клиентки задаем следующий вопрос:

П: На сколько баллов (по 10-ти бальной шкале) вы оцениваете выраженность этих чувств?

К: На каждое приходится по 7-8 баллов.

П: Что еще чувствует ребенок?

К: Пустоту.

П: Сколько баллов вы присвоили бы этому чувству?

К: 10.

П: Правильно ли я поняла, что наиболее тревожащим вас чувством является пустота?

К: Да.

П: Найдите на картах изображение своего актуального состояния и объясните, почему вы выбрали именно эти карты.

К: Я выбрала две карты, ассоциирующиеся с образом себя, переживающей пустоту, и карту, которая напоминает «пустоту».

Карта 17 Карта 18

Рисунок 4. Выбор клиенткой карт, ассоциирующихся с образом своего актуального состояния.

П: Имеют ли эти карты отношение к вашей жизни?

К: Конечно! Этот несчастный растерянный мужчина – это я. А мужчина и женщина, думающие только о себе и разбегающиеся в разные стороны, – это какие-то важные для меня люди, лишившие меня веры в людей и опоры. Это все про меня, про пустоту в душе (таким образом, мы диагностировали актуальное состояние клиентки).

П: Что вы при этом чувствуете, когда испытываете пустоту?

К: Не знаю.

П: По какой причине вы испытываете пустоту?

К: Не знаю, наверное, потому, что тех, кто мог бы полюбить меня, рядом нет.

П: А чего хочет этот человек?

К: Любви.

Таким образом, за переживанием пустоты скрывается главная проблема клиентки: отсутствие любви.

После поиска и обсуждения личностных качеств клиентки, как основы будущих позитивных изменений, задаем вопрос:

П: Представьте, что пустота ушла из вашей жизни. Чем заполнится свободное пространство?

К: Счастьем.

П: Что означает для вас счастье?

К: Помощь, внимание и любовь.

П: Как этот мужчина себя чувствует и как он выживает в этом образе?

К: Я уже сказала, что ему очень плохо. Ему все безразлично. Он никому не верит и никого не любит.

П: Выберите карту, отражающую его мечту. Каким бы он хотел стать, например, лет через пять? (Диагностика желаемого состояния).

Карта 19 Карта 20

Рисунок 5. Выбор клиенткой карт, ассоциирующихся с идеальным образом себя (желаемое состояние)

П: Что вы видите на этих картинках?

К: Мужчина хотел бы стать вот таким гордым, красивым и самодостаточным деревом (карта 19). Поэтому он много учится и стремится стать профессионалом. Он ждет любви. Ждет, когда под ним смогут встретиться мужчина и женщина (карта 20), которые, благодаря ему, станут счастливыми.

В финале подробного описания и анализа чувств, мыслей и ощущений клиентки задаем вопрос:

П: Нравится ли вам такое окончание вашей истории и совпадает ли он с вашим главным желанием?

К: Да, очень.

Комментарии: Предполагаем, что в ответ на ненависть к матери и мотива «не стать такой же, как она», стремления стать другой, быть лучше и жить другой жизнью, в качестве стратегии выживания женщиной избрана стратегия самосовершенствования. В дальнейшем будем опираться на эти картинки как на ресурс, а пока откладываем их на край стола «про запас».

Четвертый этап – Деполяризация частей и дифференциация Самости.

П: Давайте вернемся к выбранным вами картам «Внутреннего Родителя» и «Внутреннего Ребенка». С кем из них вы моги бы познакомить меня в первую очередь? Расскажите про каждую из них. Какая из них самая больная, самая главная и какой хуже всех?

К: Самая больная – ребенок. Ему хуже всех.

П: Как вы думаете, не будет ли возражать Родитель, если мы обратимся к нему чуть позже?

К: Думаю, нет.

П: Опишите своего ребенка, что вы видите?

К: Несчастную запуганную, забитую, никому не нужную девочку.

П: Что вы чувствуете и ощущаете по отношению к ребенку?

К: Сочувствие и сострадание. Родитель страшно сердится на него.

Такой ответ свидетельствует о дифференциации Самости от Ребенка и продолжающемся дисгармоничном слиянии Самости с Родителем. Противостояние Родителя и Ребенка-признак того, что Родитель отказывается отделяться от Самости. Поэтому необходим анализ всех вовлеченных в противостояние частей с обсуждением их состояния.

П: Теперь опишите своего Родителя.

К: Родитель считает себя самым главным, знающим, «как» надо. Его задача – заставить всех двигаться по выбранному именно им пути.

П: Что вы чувствуете по этому поводу?

К: Досаду и печаль.

П: Выберите Родителя, воспроизведите его команды. Что он говорит? К чему призывает? Чего хочет?

Клиентка выбирает карты внутренних родителей.

Карта 21 Карта 22

Рисунок 6. Выбор клиенткой карт, ассоциирующихся с образами «Внутренних родителей» – отца и матери

 

П: Кто из них главный и хочется ли что-нибудь сделать с этими «Родителями»?

К: Главный – мой отец (карта 21), раздающий указания и готовый хлопнуть указкой тех, кто им не следует. Хочу убрать мать подальше (убирает карту в дальний угол стола). Она меня раздражает.

Монашка со строгим лицом (карта 22), моя мать – фальшивая, злая и расчетливая. Она была женщиной «не очень строгих правил», боялась осуждения соседей и поэтому строила из себя праведницу, призывая меня «не выносить мусор из избы».

П: Выберите более значимый образ родителя и положите, так как ложится карту внутреннего ребенка.

Карта 23 Карта 24

Рисунок 7. Выбор клиенткой карт, ассоциирующихся с образами «Внутреннего Родителя и Ребенка»

П: Опишите своего Родителя. Сколько ему лет, как, что и какую из существующих субличностей он чувствует, чего хочет и чего ждет? Как он относится к ребенку?

После подробных ответов на эти вопросы, уточняем:

П: Видит ли он ребенка, чувствует ли его, как к нему относится?

К: Он его в упор не видит, но все-таки, наверное, любит.

П: Как он относится к тому, что ребенок на карте от него отвернулся?

К: Ему не до ребенка. У него так много своих проблем, что больше ни на что не хватает сил. Он очень устал.

Далее приводим главные фрагменты терапии.

П: Войди в образ того, чья карта лежит на углу стола (мать) и посмотри ее глазами на ситуацию. Как вы думаете, что чувствует ваша мать, глядя на Вас со стороны?

К: Безысходность, стыд и вину.

П: Ожидала ли она такого исхода ситуации?

К: Думаю, что нет. Она хотела, как лучше.

П: Какой из субличностей хуже, а какой лучше всех и кто из них главный?

К: Хуже всех ребенку.

С помощью этого вопроса мы определяем, где лежит основной заряд и с какой картой нужно начинать  работать в первую очередь.

П: Есть ли связь между матерью и ребенком?

К: Нет.

П: А между отцом и девочкой?

К: Есть.

П: А что это за связь?

К: Ребенок хочет любви, но не принимает поддержки родителя и рассчитывает только на себя (обращаем внимание, что при этом взгляд клиентки «ищет» выделенные ею ранее ресурсные карты).

П: Что теперь Вы чувствуете по отношению к своим субличностям?

К: Мне их очень жаль. Хочется плакать.

Поскольку в результате терапии поляризованные части отсепарировались от Самости, переходим к следующему этапу терапии.

Пятый этап – Идентификация препятствий, воздействующих на часть.

П: Выберите из набора картинки, отражающие самые актуальные для вас (здесь и сейчас) переживания.

Клиентка раскладывает выбранные карты следующим образом:

 

Карта 25  Карта 26   Карта 27

Рисунок 8- Выбор клиенткой карт, ассоциирующихся с самыми актуальными переживаниями

П: Расскажите про каждую из них.

К: Главная из них – девочка, которая спряталась под стулом от своих родителей.

Начинаем погружение (фантазирование, визуализацию, воображение) в образ этой девочки. Задаем вопрос:

П: Что это за образ, где вы его видели? Что девочка делает?

К: Сидит под стулом.

П: Что случилось, почему девочка забралась под стул?

К: Она испугалась матери, которая приказывает сидеть тихо и молчать, чтобы соседи не узнали про наши скандалы.

П: Имеет ли это воспоминание какое-нибудь отношение к вашей жизни?

К: Конечно! Я этот приказ слышу до сих пор. Поэтому скрываю и прячу в себе свои чувства и проблемы.

После ответов на вопросы, спрашиваем, какой груз тащит на плечах эта часть? Кто его на нее взвалил и в каком времени она застряла в прошлом?

К: Этой девочке шесть лет. Она забралась под стул, во-первых, потому, что испугалась матери, а, во-вторых, из-за того, что отчим пришел пьяный, которого она боялась.

П: Спросите девочку о том, чего бы она хотела?

К: Ей хочется выбраться из-под стула, но ей страшно.

П: Что вы чувствуете к этой девочке?

К: Сострадание и жалость.

П: Скажите ей об этом.

Клиентка от имени своего селфа произносит в адрес девочки утешающие, успокаивающие, поддерживающие фразы.

Комментарии: работая с Изгнанником, важно «разморозить» его желания и потребности и проговорить их. Реализация потребностей «оживит» ребенка, жизненные проявления которого заблокированы страхом. Исполнение желаний будет означать активизацию витальных побуждений клиентки.

Комментарии: таким образом, происходит терапия травмированного ребенка. Проговаривание и проживание Изгнанником вызванного травмой неадаптивного поведения и связанных с ним негативных чувств происходит в процессе организованного нами диалога: разговора селфа клиентки с Изгнанником. Поскольку Селф – это взрослая, нетравмированная часть личности клиентки, она в состоянии отвечать на ее вопросы, помогать, советовать и поддерживать Ребенка. Происходит контакт частей (субличностей), терапия травмы и улучшение состояния клиентки. 

П: Давайте вернемся к карте 26. Что изображено на ней?

К: Это-смерть-страшные последствия моего суицида.

По мнению Р. Шварца, «…при работе с травмированными Изгнанниками…яростные суицидальные…Пожарные могут выйти на первый план. Сопротивление Менеджеров перспективе подпустить Самость к Изгнанникам происходит …из страха, что при этом активизируются Пожарные. Разумно оговорить с Менеджерами страхи, касающиеся…суицидального поведения, …чтобы разрядить их пугающий, разрушительный потенциал» [4,с.148]. «Часто Менеджеры опасаются, что Самость сольется с разъяренной суицидальной субличностью, разбуженной воспоминаниями… В сферу ответственности Менеджеров входит, так, чтобы воспоминания появлялись в безопасное время и в безопасном месте» [4, с.156]. «Самость остается с субличностью до тех пор, пока часть не почувствует себя в безопасности и устраивает все так, чтобы части было комфортно. Самость спрашивает, не хотелось бы субличности, чтобы с нею остался кто-то из других частей-присматривать, когда Самости не будет. Если часть этого хочет-Самость ищет добровольцев среди других частей. Обычно вызывается один из Менеджеров. Защита и забота оказываются новой ролью этой части» [4, с.157].

Принимая во внимание рекомендации автора, мы работаем с суицидальной субличностью в этой парадигме.

П: Почему суицидальная субличность находится так близко к ребенку?

К: Она напоминает о страшном событии, повторения которого надо бояться.

П: Если я правильно поняла, то необходимость присутствия этой части в вашей психической реальности уже отпала?

К: Да, но я почему-то не могу с ней расстаться.

Возникшее сопротивление преодолеваем с помощью следующих вопросов [4, с.169].

-Почему ты делаешь или говоришь…?

-Что ты на самом деле хочешь?

-Если ты перестанешь это делать-что страшное произойдет?

-Если бы ты могла делать в системе то, что ты бы хотела, что бы это была за роль?

-Ты хотела бы, чтобы мы помогли тебе перейти в эту новую роль?

«В случае с Менеджерами и Пожарными цель заключается в поиске предпочитаемой ими роли и проработке того, что продолжает удерживать их от предпочитаемого поведения» [4,с.171].

В связи с этим задаем вопрос:

П: Если исходить из предположения, что любая часть существует в нас не случайно и она призвана выполнять определенную функцию, может быть предложим этой субличности какую-нибудь другую роль?

К: Давайте. Пусть перестанет меня пугать, а наоборот, начнет охранять моего внутреннего ребенка.

П: Не вывести ли этого охранника за пределы границ Ребенка, чтобы он мог заботиться и о других частях тоже?

К: Согласна. И мне будет спокойнее.

Переносит карту смерти (суицидальную субличность) на периферию.

Карта 27 ассоциировалась с находящиеся в бессознательном нереализованными желаниями и мечтами.

П: Что это за желания?

К: Мечтаю о любви, цветах, семье.

Таким образом, анализ описания клиенткой карт 25-27 позволил выявить тесно связанные с образом внутреннего ребенка переживания в виде  следующих субличностей:

1) карта 25 – внутренний ребенок, получивший вредоносный интроект «Тихо! Замри, а то услышат соседи  и осудят…».

2) карта 26 – суицидальная субличность.

3) карта 27 ассоциировалась с находящиеся в бессознательном нереализованными желаниями и мечтами (о любви, цветах, семье).

П: Кому из этих частей хуже, а кому лучше всех?

К: Хуже всех суицидальной субличности.

П: Не хотите ли с ней поговорить?

Далее происходит диалог селф клиента с этой частью, в результате которого она выбирает для нее новую роль и удаляет в связи со снижением остроты переживаний, на периферию стола (рисунок 9).

Далее мы просим клиентку выбрать более конкретный образ ребенка и разложить на столе карты - ассоциирующиеся с главными частями ее личности.

В число основных субличностей вошли: первоначально выбранный образ ребенка, новый образ ребенка (под стулом), отец и мать.

Клиентка разложила их таким образом:

                                                           

Карта 28 Карта 29 Карта 30                                                          Карта 31

Рисунок 9. Выбор клиенткой карт, ассоциирующихся с главными частями ее личности.

П: Опишите каждую из карт.

К: Карта 28 – первоначально выбранный образ ребенка; карта 29 – новый образ ребенка (под стулом); карта 30 – отец; карта 31 – мать.

Кто из них главный и кому хуже всех?

К: Девушке в углу.

П: Что она чувствует?

К: Покинутость и обиду.

Происходит разговор терапевта с этой частью.  Мы поддерживаем ее, уделяем внимание, успокаиваем и убеждаем в том, что скоро вместе поищем того, кто сможет ей помочь и о ней позаботиться.

Шестой этап – Освобождение субличности от ограничений.

Перестройка (реконструкция) взаимодействия.

С целью отказа клиентки от политики противостояния субличностей и их деполяризации, используем прием «Разговор с субличностями».

П: Посмотрите на внутреннего ребенка и поговорите с девочкой, сидящей под стулом.

К: Ты та, кого били и обижали. О тебе мало кто заботился и поэтому ты заморозилась в этом состоянии. Когда-то я тоже отвернулась от тебя. Мне было так легче и безопасней.

П: Что вы чувствуете, говоря об этом?

Женщина плачет.

П: Связана ли эта девушка с матерью, изгнанной в угол стола?

К: Да.

П: Посмотрите на мать и скажите: «Когда-то я ненавидела тебя. Но теперь я тебя понимаю. Ты всю жизнь живешь без чьей - либо помощи и поддержки. Ты – та, на кого я очень давно не смотрю, но я понимаю, что когда-то с тобой случилось что-то очень плохое и с тех пор ты перестала быть источником любви.  Я признаю, что после этой ситуации ты закрылась, потеряла любовь и как будто умерла. Я признаю, как эта стратегия «умереть» для любви и открытых контактов с близкими до сих пор защищает и оберегает меня и мою семейную систему от чего-то более страшного. Иногда выгоднее выбрать символическую смерть».

П: Что вы чувствуете, говоря об этом? Не вызывают ли протеста эти слова?

К: Нет.

П: Продолжаем: «Но я признаю разницу между умиранием и жизнью, как признаю разницу между умиранием и безопасностью».

П: Есть ли между ними связь?

К: Да.

П: Для вас это разные вещи или одно и то же?

К: Надо подумать.

П: Как известно, существует три стратегии реагирования на стресс: бей, беги, замри. И в каком-то смысле умирание связано с защитой. В норме есть разница между умиранием и безопасностью. Но в вашей ситуации они сцепились и идут по жизни вместе. Умирание стало означать безопасность. А это – уже проблема.

П: Попробуйте сказать: «Я буду в безопасности, если буду не умирать, а жить. Я признаю, что когда-то эта девочка не могла понять этой разницы. И эта стратегия до сих пор живет во мне и пытается меня защищать. Я признаю, что моя стратегия «умереть» защищает и оберегает меня от проблем. Раньше я считала, что лучше умереть, чем жить так, как живу я, поэтому умирание и безопасность были для меня синонимами, но теперь я признаю разницу между ними и понимаю,  что я могу быть в безопасности и могу нормально жить, решая свои проблемы. И даже, если при встрече с трудной задачей, я начну замирать, я разрешу себе жить и полагаться на близких людей». 

П: Что чувствует теперь ваш ребенок?

К: Он разрывается между жизнью и смертью и пытается сделать выбор.

П: Что чувствуете вы?

К: Жалею всех и оплакиваю ситуацию.

П: Что еще вы хотели бы сказать своей матери?

К: Обращается к матери: «Я злюсь на тебя и признаю, что до сих пор пыталась с этим что-то сделать, используя любимую стратегию избегания. Я избегаю  тебя и всего, что с тобой связано, и поэтому не смотрю на тебя».

П: Давайте попробуем найти другой способ совладения с трудной ситуацией. Вообразите, что вы сами стали Внутренним Взрослым для самой себя?

К: Трудно, но возможно.

П: Выберите карту внутреннего взрослого и разместите его как хотите рядом с предыдущим раскладом (рисунок 10).

Клиентка выбирает Внутреннего Взрослого (карта 32) и кладет его между травмированным ребенком (карта 28) и матерью (карта 31).

Карта 28 Карта 32 Карта 31

Рисунок 10. Выбор клиенткой карт, ассоциирующихся с «Внутренним Ребенком», «Внутренним Взрослым» и образом матери

П: Может ли Внутренний Взрослый позаботиться о них? Может ли он посмотреть на ребенка и сказать: «Я знаю, как заботиться о маленькой девочке». Представьте, что ваш взрослый принимает и любит вас. Он –открытый, надежный, способный обеспечить безопасность. Вообразите, что на него  можно опереться. Что он чувствует?

К: Любовь.

П: Скажите: «Я разрешаю себе столько любви, сколько захочу, чтобы компенсировать ее отсутствие за все прожитые годы. Я возьму ее просто так, потому, что я есть, и я отказываюсь винить себя за это, и вообще за все…за то, что у меня, как и у моей матери, не было сил отдавать энергию любви родным и близким».

П: Представьте, что эта девочка растет с ощущением опоры. На кого она могла бы быть похожа?

К: Она хочет быть красивой как это дерево и счастливой как эта женщина, которой мужчина дарит цветы.

Подкладываем ранее выбранные клиенткой ранее ресурсные карты, на которые она все время украдкой бросала взгляд, выполняя задания (см. рисунок 5).

П: Что вы чувствуете?

К: Тепло и надежду. Хочу, чтобы появившийся ресурс любви мне помог. Кажется, что кто-то когда-то в моем роду пожертвовал любовью, например, моя мать, сначала, чтобы помочь инвалиду-отцу, а потом, чтобы выжить с подлецом-любовником. Я должна принять и этот факт, и ее жертву.

П: Почувствуйте, меняется ли отношение к матери после того, как пришло понимание и признание того, что когда-то вашу мать, как и вас, лишил и любви?

К: Да.

П: Попробуйте сказать матери такие слова: «Я больше не буду на тебя злиться и от тебя отворачиваться потому, что поняла, в каких условиях тебе приходилось выживать. Я перестану отворачиваться от тех мужчин, которых полюблю. В память о тебе я разрешаю себе любить».

П: Почувствуйте себя девочкой, посмотрите на мать и скажите: «В память о тех, кому не хватило любви, и тех, кто лишил себя любви ради выживания, я разрешаю себе много любви, много свободы и радости».

П: Как мать реагирует на эти слова? Будет ли она против, если вы будете счастливой и понесете любовь дальше?

К: Нет.

П: Почувствуйте, что происходит с картой матери сейчас? Ее образ уходит, остается, меняется?

К: Это уже не важно.

Поработав с ребенком, внутренним взрослым и родителем, просим выбрать их карты-образы и положить так, как они ложатся.

Клиентка раскладывает карты:

Карта 28 Карта 31 Карта 32

Рисунок 11. Выбор клиенткой карт, ассоциирующихся с «Внутренним Ребенком», «Внутренним Родителем» и «Внутренним Взрослым»

Карты Внутреннего ребенка, родителя и взрослого женщина кладет в ряд и по нашей просьбе интегрирует (принимает каждого из них) в свою психическую реальность. В случае эффективной терапии новые образы «размещаются» там идеально.

Таким образом, под управлением Самости произошла деполяризация субличностей. Противостояние между ними исчезло, они взглянули друг на друга по-новому, что привело к реконструкции старых отношений и конструированию новых. Родился новый итоговый образ личности путем интеграции всех субличностей. Внутренний родитель перестал командовать другими частями, тяжелая ноша в виде сохранения лояльности семейной системе была снята, травмированный ребенок переместился по линии времени из прошлого в настоящее, у него появились помощники: Внутренний Взрослый и охранник (новая роль суицидальной субличности), готовые позаботиться о нем. Проведенная работа позволила клиентке по-новому взглянуть на отношения с матерью.

Седьмой этап – Гармонизация внутренней семьи. Отработка и закрепление нового варианта взаимодействия.

Когда поляризация между субличностями исчезла, Самость собирает их вместе, чтобы достигнуть полной договоренности и интеграции личности.

П: Обращаясь к клиентке: «Как вы себя чувствуете?»

К: Спасибо, значительно лучше. Ненависть к матери и злость на отца прошли, а главное-я поняла в чем моя проблема и теперь я знаю, что мне делать.

Таким образом, критериями эффективности использования ассоциативных карт в коррекции суицидальных намерений в контексте системной семейной терапии Р. Шварца являются:

1) снижение степени выраженности негативных эмоций (с 10-ти до 3-4-х баллов);

2) нейтрализация конфликта субличностей;

3) трансформация негативной роли суицидальной субличности в позитивную (охранник и защитник Внутреннего Ребенка) и перемещение ее из центра личности на периферию;

4) интеграция субличностей, признание руководящей роли Самости в поддержании здоровой и гармоничной психо-физической интегральности личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Дмитриева Н.В., Буравцова Н.В. Метафорические карты в пространстве консультирования и психотерапии. – Монография. Новосибирск, 2015. – 228 с.

2. Дмитриева Н.В., Буравцова Н.В. Ассоциативные карты в работе с трудным случаем. Учебно-практическое руководство. – СПб., Изд-во «ГАЛАРТ+». 2016., 242с.

3. Дмитриева Н.В., Перевозкина Ю.М, Лопатина Е.В. Анализ частей личности индивида посредством системной семейной терапии субличностей Р.К. Шварца. – Международный научно-практический и методический журнал «Смальта», 3 (2016). С. 41-47.

4. Шварц Ричард К. Системная семейная терапия субличностей /Пер. с англ. Х.М. Воскановой. –М.: Научный мир, 2011. – 336 с.

Количество просмотров: 15397  

Добавить комментарий

1. Воспитание толерантности как социальная и педагогическая проблема
2. Проектная деятельность на уроках английского языка как один из инструментов воспитания социальной толерантности
3. Воспитание толерантности у подростков
4. Воспитание толерантности на уроках внеклассного чтения
5. Воспитание толерантности у детей с нарушенным слухом через творческую деятельность
6. Формирование толерантного отношения у слышащих родителей к своим детям с нарушениями слуха как условие успешной социализации детей
7. Воспитание толерантности у старшеклассников с нарушением слуха как социальная и педагогическая проблема
8. Воспитание толерантности подростков к детям-инвалидам в условиях школьного образовательного пространства
9. Воспитание толерантности в условиях коррекционной школы
10. Мой необычный педагогический опыт
11. Формы организации взаимодействия в разновозрастной группе воспитанников школы-интерната
12. Активные формы обучения на уроке экономики
13. Правовое воспитание учащихся на уроке и во внеурочное время в условиях МБОУ «Экономический лицей»
14. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций на уроках биологии
15. Использование интерактивных методов обучения на уроках
16. Школа юного патриота как средство формирования активной жизненной позиции несовершеннолетних
17. Воспитание толерантности через взаимодействие педагогов и родителей
18. Патриотическое воспитание: традиции и инновации
19. Каллиграмма как элемент диалога культур в обучении литературе
20. Формирование и развитие универсальных учебных действий учащихся при обучении иностранному языку

Страницы

1. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся начальных классов средствами технологии сотрудничества в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Концерты Новосибирской филармонии в школе как средство приобщения учеников к музыкальной культуре ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Практико-ориентированные задачи как средство развития математической грамотности в 5-6 классах ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Работа с исторической картой на уроках истории в 5 классе как способ формирования пространственных представлений и функционального чтения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Функциональная грамотность: ключ к эффективному взаимодействию семьи и образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Влияние движения на когнитивное развитие ребенка при изучении иностранных языков ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Реализация проекта «Семья и школа» в лицее № 13 п. Краснообска ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Современный подход к работе с родителями учителя индивидуального обучения на дому ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Формирование ключевых компетенций на уроках физической культуры с использованием компетентностного подхода, проектных и игровых технологий в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Роль семьи в организации образовательного процесса у детей с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Формирование познавательных УУД в урочное и внеурочное время через использование парной и групповой работы в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Использование проектной деятельности на уроках изобразительного искусства с целью повышения интереса к предмету ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Взаимодействие педагога и родителей как залог успешного воспитания подрастающего поколения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Семья и школа в физическом воспитании детей с нарушениями зрения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Взаимодействие школы и родителей в формировании учебной деятельности младшего школьника с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Развитие физических качеств обучающихся с помощью методики повышения физической и функциональной подготовленности во внеурочной деятельности «Футбол в школе» в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Формирование навыков устного счёта через систематическое использование карточек и компьютерных технологий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Проектирование современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Современный урок: принципы проектирования и методы использования современных технологий у детей с нарушением слуха на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы