Игры с использованием ТРИЗ-технологий на уроках музыкально-теоретического цикла в Детской школе искусств
Реалии сегодняшнего и завтрашнего дня бросают вызов системе образования, где дети получали готовое знание. В настоящее время наиболее востребованными в профессиональной деятельности становятся специалисты, которые умеют творчески подходить к решению задачи, создавать свой новый креатив-продукт. Человек, который способен гибко, нестандартно подходить к проблеме, обладающий огромным потенциалом творческого мышления, будет успешен не только в профессиональном, но и в личном плане.
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) хороша тем, что помогает детям научиться самостоятельно искать возможности для решения проблемы, задачи, устранения противоречия. Она развивает у детей умение находить множество подходов в поставленном задании, нестандартное мышление, компетентность, самостоятельность, инициативность, умение работать в коллективе.
Необходимые ступени метода – это умение ребенка сравнивать (находить общее и различное), овладение навыками придумывать новое, синтезировать явления и на их основе изобретать новые, воспитание отважности и смекалки в решении любой задачи, развитие способности видеть различные стороны явления и многое другое.
Теория решения изобретательских задач – это уроки, на которых ребята обретают радость творческих свершений. Игры с использованием технологий ТРИЗ способствуют расширению кругозора детей, развитию нестандартного мышления, фантазии, логики, активизации познавательной деятельности детей и интереса к изучаемому материалу.
Игра Веселые нотки
Область применения: сольфеджио подготовительный и 1 класс.
Цель: закрепить названия нот, их расположение, умение работать в команде, развивать навык находить решение по заданным признакам, способность видеть общее и различное, задавать вопросы по предложенной теме.
Ход игры: Заранее распределяем, кто из детей какой нотой будет. Они уже знают, в каком порядке идут ноты, и где они располагаются на нотном стане. Дирижер (один из детей) подает сигнал, и дети-нотки начинают бегать или танцевать под быструю плясовую. Вновь подается сигнал. Ноты выстраиваются в порядке и говорят слова: «Ноты выстроились в ряд – получился звукоряд». Затем поют под гамму до мажор. Далее дирижер (с помощью преподавателя) задает загадки, на которые отвечают те ноты, к которым они относятся:
1. Нота на добавочной линеечке… (ответ: до)
2. Нота между ре и фа… (ми)
3. Нота ниже си… (ля)
4. Что общего между нотой соль и ми? (они на линейках)
5. Из каких нот вырастает овощ? (фа, соль)
6. Без какой ноты повар ни один суп не сварит? (соль)
7. В каких именах спрятались нотки? (КоЛЯ, ЛюдМИла, ВаСИлий, ФАина, ФёДОр, АндРЕй, АсСОЛЬ)
8. В названиях каких сказок и рассказов спрятались ноты? (РЕпка, ФеДОрино горе. МИшкина каша, ГуСИ-лебеди, СОЛЬ дороже золота, ЛЯгушка-путешественница, ФАнтазеры и т.д.)
Затем вновь раздается сигнал, и игра продолжается.
Игра «Веселые интервалы.
Область применения: подготовительный и 1 класс сольфеджио.
Цель игры: закрепить знание о музыкальных интервалах, умение работать в команде, развивать навык находить решение по заданным признакам, способность видеть общее и различное, уметь задавать вопросы по предложенной теме.
Ход игры: Проводится по аналогии с игрой «Веселые нотки». Вместо гаммы интервалы поют интервальную песенку [5, с.39]. Далее дирижер задает загадки, на которые также отвечают те интервалы, к кому это относится.
В каком интервале шесть ступеней? (ответ: секста)
Какой интервал идет после терции? (кварта)
Какой интервал идет перед секстой? (квинта)
Сколько ступенек в септиме? (семь)
Сказку «Три медведя» с каким интервалом можно сравнить? (терция)
С какой сказкой можно сравнить септиму? («Семеро козлят», «Семь Симеонов»)
И т.д.
Игра «Угадай интервал»
Область применения: сольфеджио.
Цель: игра позволяет ребятам научиться находить решение по заданным признакам, воспитывает навык находить нужные признаки.
Ход игры: Один из детей кидает мяч другому ребенку и называет цифру, интервал или еще какие-то параметры, о которых мы договорились заранее. Например,
– Шесть!
– Это секста!
Или наоборот:
– Терция!
– Три!
Еще один вариант:
– Диссонанс!
– Секунда, септима! и т.д.
Игра «Собери интервал»
Область применения: сольфеджио (подготовительный, 1 класс).
Цель: закрепить количественные параметры интервалов, научить детей действовать в команде.
Ход игры: Дети быстро бегут по кругу под музыку, как только музыка останавливается, и преподаватель или ребенок-ведущий произносит название интервала – они должны выстроиться по столько человек в группе, сколько ступеней в данном интервале. Например, ведущий говорит: «Терции!». Дети выстраиваются по трое и т.д.
Игра «Да-нет-ка»
Область применения: слушание музыки, сольфеджио, музыкальная литература.
Цель: это игра, которая помогает детям научиться находить основополагающие признаки предмета, классифицировать, задавать вопросы, которые позволят найти решение задачи, а также учитывать вопросы других, чтобы построить свое предположение.
Ход игры: Один из детей загадывает понятие, из группы, о которой мы договорились заранее. Например, преподаватель говорит детям, что сейчас мы загадываем интервалы. Дети сначала с помощью преподавателя, а затем сами задают вопросы, на которые загадавший отвечает только «да» и «нет». Если ребенок дает ответ и не угадывает, то он на одну игру выбывает. Следующим загадывает тот ребенок, который угадал понятие. Например,
– Это интервал?
– Да.
– Он широкий?
– Нет.
– Он узкий?
– Да.
– Он резкий?
– Да.
– Это секунда.
– Правильно.
Здесь возможны самые различные варианты тем. Например, «Музыкальны инструменты»:
– Это струнный инструмент?
– Нет!
– Это духовой инструмент?
– Да.
– Это деревянно-духовой инструмент?
– Да!
– У него низкий голос?
– Нет.
– У него высокий голос?
– Да!
– Это флейта?
– Да!
Или вопросы по конкретному музыкальному произведению. Например, «Карнавал животных» К. Сен-Санса. Один из детей загадывает пьесу. Остальные задают вопросы:
– В этой пьесе изображается большое животное?
– Да.
– Оно марширует?
– Нет.
– Оно танцует?
– Да.
– Его изображает контрабас?
– Да.
– Это Слон?
– Да.
И т.д.
Ребята с огромным удовольствием играют в Да-нетку, и эта игра является у нас своеобразным приятным бонусом за хорошую работу в течение урока.
Игра «Теремок»
Область применения: сольфеджио, слушание музыки, подготовительный, младшие классы ДШИ.
Цель: научиться находить общие и различные признаки в предметах.
Ход игры: Мы с ребятами заранее договариваемся, кто и кем будет. Например, это закрепление темы «Интервалы».
– Тук-тук!
– Кто там?
– Я – секунда, а ты кто?
– А я – септима.
– Пусти меня в теремок!
– Пущу, если ты мне скажешь, чем ты на меня похожа.
– Я, как и ты, диссонанс.
– Заходи!
Вариант этой игры: Скажи, чем ты на меня непохож?
– Тук-тук!
– Кто там?
– Я – секунда, а ты кто?
– А я – септима.
– Пусти меня в теремок!
– Пущу, если ты мне скажешь, чем ты на меня не похожа.
– Я – узкая, а ты – широкая!
– Правильно! Заходи!
Игра «Перевертыши»
Область применения: сольфеджио, слушание музыки подготовительный и младшие классы ДШИ.
Цель: нахождение главных признаков у предмета и противоположных к нему.
Ход игры: Ведущий бросает мяч ребенку и называет какое-либо понятие, задача ребенка назвать противоположное. Например:
– Мажор!
– Минор!
– Низкий голос!
– Высокий голос!
– Медленно!
– Быстро!
– Скрипичный ключ!
– Басовый ключ!
Постепенно задания можно усложнять:
– Адажио!
– Аллегро!
– Главная партия!
– Побочная!
– Крещендо!
– Диминуэндо!
– Форте!
– Пиано!
– Диез!
– Бемоль!
И т.д.
Игра «Верю – не верю»
Область применения: сольфеджио, слушание музыки, музыкальная литература.
Цель: находить среди высказываний правильные и неправильные, уметь задавать вопросы.
Ход игры: Ведущий (преподаватель или один из детей с помощью преподавателя) делает различные высказываний, среди которых есть верные и ошибочные. Кто из ребят согласен – поднимает руку. Кто ошибается – выбывает на один кон из игры. Выигрывает тот, кто останется последним. Например, тема «Музыкальные инструменты»:
– Балалайка – русский народный инструмент…
– Верю!
– У балалайки четыре струны…
– Не верю!
– Гитара – струнно-щипковый инструмент…
– Верю!
– Слово фагот – в переводе означает высокое дерево…
– Не верю!
– Волка в «Пете и волке» озвучивал тромбон…
– Не верю!
И т.д.
Игра «Изобрази»
Область применения: подготовительный, младшие классы ДШИ.
Цель: развивать навык нахождения аналогичных явлений.
Ход игры: Детям раздают детские шумовые инструменты (ложки, тарелки, бубны, барабаны, треугольники и т.д.).
Преподаватель: Я – гром, люблю греметь и грохотать. Сможете меня изобразить? Дети играют на барабанах. Преподаватель: Я – дятел, и стучу по дереву. Сможете меня изобразить? Дети играют на коробочке. Преподаватель: Я – фея, и умею делать чудеса. Сможете меня изобразить? Дети играют на колокольчике или треугольнике и т.д.
Игра «Придумай загадку»
Цель: развивать умение называть предметы по свойствам и придумывать загадки.
Область применения: сольфеджио, слушание музыки подготовительный, младшие классы ДШИ.
Ход игры: Преподаватель или один из детей (ведуший) говорит:
– Я – музыкальный инструмент. Я – круглая и у меня есть струны. Дети: Домра!
Тот из детей, кто первый угадал – загадывает загадку следующим.
Ведущий: Я – круглая, и у меня есть родственницы, из которых едят, в них кладут еду. Дети: Тарелки!
Ведущий: Я музыкальный лад, люблю погрустить и приношу в музыку печальное настроение. Дети: Минор!
Ведущий: Я – нотка, люблю играть в домино, всегда добрая. Дети: Нота до!
Игра «А я сомневаюсь»
Цель: развивать навык гибкого подхода, нестандартного видения явлений, умение задавать вопросы и доказывать свою точку зрения.
Область применения: сольфеджио, слушание музыки подготовительный, младшие классы ДШИ.
Ход игры:
– всегда ли мажор – это веселое настроение в музыке? А сомневаюсь….
– всегда ли минор – грустное настроение? А я сомневаюсь…
– всегда ли в марше бодрый подвижный характер? А я сомневаюсь…
И т.д.
Игра «Придумай загадку»
Цель: развивать умение называть предметы по свойствам, придумывать загадки.
Область применения: сольфеджио, слушание музыки подготовительный, младшие классы ДШИ.
Ход игры:
– Треугольная, но не крыша, со струнами, но не гитара…
– Балалайка!
– Пишется на нотном стане, но не нотка, ключ, но не открывает дверь.
– Скрипичный ключ!
И т.д.
В заключение хочется отметить, что вышеперечисленные игры всегда с огромной радостью встречаются детьми на уроках сольфеджио, слушания музыки, и, конечно, можно констатировать, что использование ТРИЗ-технологий, несомненно, не только способствуют развитию мышления ребенка в целом, но и формируют интерес к предметам музыкально-теоретического цикла, а также воспитывают навыки работы в коллективе и творческий подход к решению задачи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гин А., Кавтрев А. Объяснить необъяснимое.
2. Гин С. Мир фантазии. Учебно-методическое пособие. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007. – 176 с.
3. Кашкаров Андрей. Развиваем нестандартное мышление: ТРИЗ для детей. Солон-Пресс, 2017. – 124 с.
4. Родари Д. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. М.: Прогресс, 1978. – 207 с.
5. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Методика формирования у дошкольников классификационных навыков (Технология ТРИЗ) Изд-во: Аркти, 2010. – 76 с. (Серия: Растем умными (Технология ТРИЗ)).
6. Сиротина Т. Музыкальная азбука. М.: Музыка, 2004. – 96 с.
7. Тамберг Ю. Как научить ребенка думать.
Количество просмотров: 9906 |
Добавить комментарий