Детские объединения и движения как пространство социализации и творческого саморазвития подрастающего поколения (из опыта работы ДДТ «Центральный»)

 
 

Коваль Ираида Тлектесовна,

педагог-организатор

МБУДО ДДТ «Центральный г. Новосибирска

 

Детские объединения и движения как пространство социализации и творческого саморазвития подрастающего поколения (из опыта работы ДДТ «Центральный»)

Вопросы, касающиеся подрастающего поколения, будь то социализация или саморазвитие, здоровье и его сохранение или что-то иное, волнуют каждого человека и в наше время стоят во главе угла для родителей, желающих вырастить человека, всесторонне развитого, физически и психологически здорового. И, конечно же, немаловажную роль в этом играет среда, в которой ребенок находится ежедневно и ежечасно, и здесь на помощь семье приходят образовательные организации – в первую очередь, учреждения дополнительного образования.

Во всем разнообразии множества клубов, домов и центров детского творчества родителям зачастую трудно разобраться и приходится потратить немало времени, чтобы выбрать именно то учреждение, которое удовлетворит все запросы и создаст комфортную среду для ребенка.

Сегодня современные информационные порталы, группы в социальных сетях позволяют заочно познакомиться с информацией, педагогическим коллективом, деятельностью той или иной образовательной организации. Дом детского творчества «Центральный» активно использует все возможности для информирования и ознакомления родителей и заинтересованных ребят с существующими в его стенах детскими творческими объединениями.

Попадая в Дом творчества, первый, с кем ребенок контактирует – конечно же, педагог, который в дальнейшем становится старшим товарищем, советником, проводником, помощником в открытии нового мира, нового пространства для творчества и развития, саморазвития, общения.

В Доме детского творчества «Центральный» структура творческих объединений простроена настолько гармонично, что ребенок, поступив в одно творческое объединение, возможно еще дошкольником, остается в Доме творчества надолго, и выпускается уже к 18 годам, при этом успешно освоив не одно направление деятельности.

Такая многогранная «загруженность», назовем этот процесс так, позволяет интегрировать различные сферы развития личности.

Первый вектор развития задается в семье. В последующем, подрастая, проявляя свое Я, пробуя себя в различных направлениях, ребенок самостоятельно выбирает то пространство, в котором видит свое собственное дальнейшее развитие. Этот выбор зависит от многих факторов: возраст, увлечения, влияние друзей, любопытство. Но независимо от того, чем ребенок руководствуется, на мой взгляд, детский выбор – это выбор интуитивный.

Как видим детские объединения и движения мы, педагоги? Меня, как педагога-организатора, радует осознание того, что мои коллеги, педагоги Дома детского творчества «Центральный», работая с детьми, не только реализуют дополнительные общеобразовательные программы, но и активно приобщают ребят к общественной деятельности, побуждая участвовать в массовых мероприятиях, конкурсах, благотворительных акциях, выездных концертных программах и многом другом. Все это благотворно сказывается на развитии ребенка как личности, его успешной социализации, как в малой группе, так и в большом коллективе. У ребят развиваются не только творческие способности, но и формируется мировоззрение, толерантность, открытость ко всему новому.

Воспитательная система Дома детского творчества «Центральный» – это открытая система. Мы стремимся консолидировать социальные институты вокруг целевых задач, которые решаем.

Внешние связи ДДТ «Центральный» достаточно широки и разнообразны. Мы активно сотрудничаем с Советом ветеранов, социально-оздоровительным центром «Лунный камень», специальной (коррекционной) начальной школой № 60 «Сибирский лучик», Комплексным центром социального обслуживания населения Центрального округа, Обществом инвалидов Центрального округа и др. На протяжении нескольких лет в ДДТ «Центральный» проводятся «Акции добрых дел», которые включают в себя концертные программы для ветеранов Великой Отечественной войны, детей с ограниченными возможностями здоровья, тематические праздничные мероприятия для жителей микроучастка и избирателей округа. Всего в течение 2016-2017 учебного года в данном направлении было проведено 14 мероприятий, из них для территориальной избирательной комиссии – 3, совместно с ТОС «Сибирский», ТОС «Весна» – 5, совместно с МУ КЦСОН – 5, для Общества инвалидов Центрального округа и социально-оздоровительного центра «Лунный камень» – 6. Общий охват участников составил – 477 человек. В акции добрых дел «От сердца к сердцу» в декаду пожилого человека, «Подарок ветерану», «Подарок маме своими руками» приняли участие 90 ребят, обучающихся в студиях изобразительного и декоративно-прикладного творчества.

Обучающиеся Дома детского творчества «Центральный» охотно участвуют в мероприятиях данного направления. Приятно видеть насколько социально значимые дела влияют на внутреннюю атмосферу студий и кружков, сплачивают детские коллективы. Как у ребенка появляется чувство востребованности, ощущение важности его деятельности для окружающих людей. Видя улыбки гостей мероприятий, которые с огромным удовольствием и благодарностью принимают в подарок сделанные руками детей поделки и сувениры, слушают и смотрят концертные номера – у ребят формируется стремление стать еще лучше, сделать еще больше – объять необъятное и сдвинуть горы. Конечно, в каждой студии есть ребята спокойные и активисты. И, как раз из тех, у кого запас энергии и стремление заняться еще чем-нибудь неиссякаем, мы формируем актив. Эти дети совместно с педагогами-организаторами готовят и проводят массовые культурно-досуговые, концертные, игровые программы, выступая и в роли генераторов идей, и сценаристов, и оформителей сцены, и ведущих.

Таким образом, детские объединения и движения становятся неоспоримыми площадками для активного творческого саморазвития ребят, их успешной социализации. Во главе с грамотными и увлеченными педагогами сегодня каждый ребенок учится жить в окружающем социуме, который на данный момент состоит из друзей, родителей, учителей, одноклассников, товарищей по студии, кружку, секции… Это всего лишь старт, но очень важный, для дальнейшей успешной социализации в большом, быстро меняющемся мире. Это старт, чтобы в будущем ребенок мог сам создавать условия и выбирать пространства жизнедеятельности, чтобы реализовывать уже профессиональные и жизненные планы и проекты.

Количество просмотров: 9932  

Добавить комментарий

1. Детские объединения и движения как пространство социализации и творческого саморазвития подрастающего поколения (из опыта работы ДДТ «Центральный»)
2. «Поговорим о пленере!» или роль временного детского коллектива в процессе творческого развития и социализации школьников
3. Способы формирования позитивного микроклимата в детском коллективе
4. Детское движение – условие для социального самоопределения личности
5. «Открой свою Галактику!»
6. Экологическое воспитание в учреждении дополнительного образования как способ реализации творческого саморазвития и социализации обучающихся
7. Роль оркестрового класса в развитии творческого потенциала учащихся в условиях МБУДО ДШИ «Гармония»
8. Творческие способности младших школьников – основа успеха и хорошего настроения
9. Система работы образцового хореографического коллектива танцевальной школы-студии «Грация» как средство социализации и творческого саморазвития личности
10. Игры с использованием ТРИЗ-технологий на уроках музыкально-теоретического цикла в Детской школе искусств
11. Роль корригирующей гимнастики на занятиях классическим танцем для формирования правильной осанки у детей
1. Использование теневого театра на занятиях при подготовке детей к обучению в школе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
2. Развитие координационных способностей у младших спортсменов в спортивной аэробике ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
3. Как воспитать чемпиона ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
4. Развитие скоростно-силовых качеств у боксеров 13-14 лет ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
5. Примеры успешной интеграции профильного обучения с профориентационной работой ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
6. Творческий проект «Пойте вместе с нами!» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
7. Связь универсальных учебных действий, лежащих в основе развивающей концепции школьного образования, с принципами и методологией игры «Что? Где? Когда?» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
8. Летние краткосрочные программы дополнительного образования детей дошкольного возраста как форма адаптации детей к новому учебному году ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
9. Развитие пространственного мышления у детей дошкольного возраста через конструирование CUBORO ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
10. Взаимодействие педагога с родителями в экологическом воспитании младших школьников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
11. Знакомство детей дошкольного возраста с творчеством Михаила Пляцковского в рамках проекта по формированию основ читательской грамотности дошкольников «Если хочешь много знать – надо много книг читать» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
12. Инновационные формы и технологии как важный фактор формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
13. Активные методы обучения как способ повышения эффективности образовательного процесса на занятиях по робототехнике ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
14. О важности драматургии урока ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
15. Модель совместного обучения ребенка с родителем «Вместе» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Участие в педагогическом конкурсе как возможность повышения квалификации для педагога ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Семья и образование: партнёрство ради будущего ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Этнокультурное воспитание детей с применением векторных графических редакторов в учреждении дополнительного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Организация и проведение профильной смены «Творчество в семейных истоках» в учреждении дополнительного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Формирование семейных традиций в творческом объединении по робототехнике ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы