Формирование и развитие игровой деятельности у младших дошкольников
В игре, этой специальной обработке жизненного материала,
есть самое здоровое ядро разумной школы детства.
В. Штерн
Ребенок рождается свободным и талантливым, и окружающий мир он познает через пробы действий и подражание поступкам взрослых. Через игру малыш узнает о назначении предметов и постигает явления природы и жизни. Поэтому так важно создавать условия для игры, которые способствуют социальному и физическому, эмоциональному и интеллектуальному развитию ребенка. Важность игры для развития ребенка переоценить трудно.
Такой возрастной этап как дошкольное детство является определяющим в развитии человека. Л.С. Выготский, Г.Г. Кравцов, А.В. Запорожец, Л.И. Божович, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн, Г.М. Бреслав и другие специалисты признают, что детство – это время становления личности, основ индивидуальности и самостоятельности, первого проявления творческих возможностей ребёнка. Игра в дошкольном детстве является ведущим видом деятельности.
Из желания ребенка выполнять функцию взрослого возникает противоречие с его реальными возможностями, и разрешается оно во время проигрывания жизненных ситуаций. По мнению отечественных исследователей детства, замена игры другими видами деятельности нарушает естественное течение развития ребенка. Это обедняет воображение малыша, которое признано важнейшим возрастным новообразованием, тормозит развитие общения как со сверстниками, так и со взрослыми, искажает эмоциональный мир ребенка. Необходимо развивать игровую деятельность своевременно, добиваться в ней творческих успехов ребенка.
Одной из особенностей игры является ее условность, ребенок действует с одними предметами, представляя себе что-то другое, важно, чтобы он умел выполнять действия не только с игрушками, но и с предметами-заместителями. Умения выполнять правила в игре в младшем возрасте находятся на этапе формирования. Продолжительность игры, как правило, небольшая, ограничивается одной-двумя ролями с простыми сюжетами.
Другая особенность игровой деятельности в ее высокой активности и добровольности. В игре происходит очень тесное взаимодействие всех участников. Развивающее значение игры позволяет добиваться всестороннего развития ребенка, в подготовке его к новой ведущей деятельности – учебной.
Младшие дошкольники чаще играют рядом, чем вместе. Однако, в этом возрасте иногда наблюдаются дружеские взаимоотношения. Как правило, конфликты возникают из-за игрушек. В результате обучения ребенок может усвоить достаточно большое количество правил, на которые он опирается для оценки действий своих и других детей. Анализ работ таких авторов как Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, Д.Б.Эльконин, показал, что основным содержанием детских игр становится сфера социальной жизни. У современных дошкольников возникли новые роли и сюжеты, почерпнутые из кинематографа и мультипликационных фильмов, они с удовольствием играют в подвижные, настольно-печатные, компьютерные, сюжетно-ролевые игры.
Идею, способную объединить компоненты интеграции, направить их, стимулировать их проявления в деятельности, В.С. Безрукова называет системообразующим фактором. Таким фактором является игра, определённая в ФГОС как основная форма организации образовательного процесса и ведущий вид деятельности дошкольника. В программе дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы и др.) сказано, что решение задач игровой деятельности дошкольников происходит в сюжетно-ролевых, подвижных, театрализованных и дидактических играх.
Понимание собственных прав и обязанностей, осознание личностных качеств, принятие своего имени, формируются в играх («Лесенка настроения», «Назови ласково», «Я – маленький, я – большой»). Игра – это эталон культуры, который наиболее полно проявляется в людях, раскрывает психологический склад народов и суть их традиций. Игровые действия и правила влияют на формирование этических норм и правил человеческой культуры. Игровые роли имеют огромное значение в становлении поведенческой и эмоционально-чувственной стороны личностного развития. Здесь можно говорить о развитии поведенческого компонента, влияющего на все образовательные области.
Игры дают возможность создавать разные жизненные ситуации, искать выход из конфликтов, не прибегая к социально неприемлемым действиям, учат пониманию разных эмоций в восприятии окружающего живого мира. Конкретизация и систематизация знаний, развитие когнитивного компонента всех образовательных областей происходит в процессе усложнения и развития содержательной стороны игры.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 346 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников» реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования; обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 до 7 лет.
В образовательном пространстве ДОУ создана развивающая среда, которая разделяется на центры с учетом гендерного подхода и в соответствии с принципом гибкого зонирования. Размещение оборудования организовано таким образом, что позволяет детям свободно заниматься в одно время в соответствии со своими интересами и желаниями разными видами деятельности, не мешая друг другу.
В работе с детьми используются современные технологии, такие как социоигровой подход (использование преимущественно игровых, сюжетных и интегрированных форм образовательной деятельности, игры на прогулке, музыкальные, хороводные, подвижные игры имитационного характера, сюжетно-ролевые); здоровьесберегающие и экологические технологии. Образовательная деятельность проводится с использованием аудиосистемы и видеосистемы, дидактического материала, различных игрушек, пособий и др.
В соответствии с результатами предыдущего этапа обучения, в ходе планирования и организации образовательного процесса уделяется внимание содержанию, формам, методам, средствам, направленным на обеспечение позитивной динамики достижений детей в различных областях. Особо выделяется социально-коммуникативная сфера: здесь мы стремимся развивать умение взаимодействовать в процессе деятельности (слушать инструкцию, высказать просьбу; взаимодействовать во время дежурства, в процессе игры и т.п.).
Поэтапное формирование, своевременное развитие игровой деятельности обеспечивают динамичность игры на всех возрастных ступенях. Личный опыт ребенка создает базу для формирования игровых действий, которые наполняются эмоциями. Иначе действия в игре становятся механическими.
Целенаправленность в игре формируется путем решения следующих задач:
1. Расширять знания ребенка предлагая ему игровые цели;
2. Стимулировать игровую инициативу, самостоятельность в постановке игровых целей;
3. Развивать у ребенка самостоятельность в выборе способов и средств для решения игровой ситуации;
4. Вводить игры с различными целями, связанными между собой.
Авторы современных педагогических технологий считают, что игре нужно учить, игра и ребенок в игре сами по себе, без руководства взрослого, развиваться не будут.
Н.Н. Палагина является автором педагогических технологий творческих игр младших дошкольников. Вслед за ней я использую моделирование того, что окружает ребенка, с помощью игрушек. А также учу использовать игрушки не по назначению, в игровом действии операции, условия и предметы заменяются, а содержание самого действия остается неизменным. Такая работа позволяет развивать не только мышление ребенка, но и стимулировать фантазию и воображение.
Внимательно наблюдать, понимать, эмоционально и деятельно подпитывать нехитрые детские сюжеты – постоянный ежедневный труд воспитателя. Такая работа складывается из маленьких подсказок, своевременных вопросов, осторожного вмешательства в игру ребенка, бережного руководства процессом становления детских взаимоотношений.
Самостоятельные сюжетные игры и игры вместе с воспитателем помогают детям осознать последовательность действий в простых жизненных ситуациях: «приготовим завтрак/обед/ужин», «покупаем продукты», «лечим куклу», «собираемся гулять с дочкой», «купаем сыночка». Принимая участие в игре, взрослый способствует принятию детьми первых ролей. Если возникает логическая необходимость, я беру на себя какую-либо роль (например, «шофер» второй машины, «мама» второй куклы) и выполняю знакомые ребенку игровые действия, которые и передают смысловые связи между предметами. Вопросы, задаваемые детям, помогают расширить сюжет игры, внести личное отношение к персонажам и ролям. Я не только подсказываю, но и показываю, как именно действует тот или иной предмет как заменитель, каковы особенности поведения и характерные действия человека той или иной профессии. Затем под каким-либо предлогом выхожу из игры. В дальнейшем большинство детей неоднократно повторяют действия воспитателя.
В совместной игре происходит формирование моральных и этических представлений, малыши учатся у взрослых. Мои советы и предложения поддерживают интерес детей к игре, помогают довести ее до конца. Это важно для воспитания у дошкольников настойчивости, целенаправленности. Особенно нуждаются в такой поддержке гиперактивные, нетерпеливые дети, с неустойчивыми интересами и вниманием. Я стараюсь внушить им, что трудности преодолимы, стараюсь повысить их веру в себя.
Опыт показывает, что дети достаточно быстро учатся определять в игре цель, так как способность двигаться от мысли к действию наблюдается у малышей уже на четвертом году жизни. Направляя к решению в распределении ролей, в составлении некоторого плана действий, я решаю две важные задачи: структурирую содержание игры и способствую возникновению дружеских отношений. Задавая вопросы: «Какие игрушки хочешь взять на прогулку? Во что будешь играть? Кем будешь? Что будешь строить?» – заставляют малыша размышлять, придумывать сюжет игры. Наблюдая за игрой, стимулируя интерес к выбранному сюжету своим одобрением или участием, я не настаиваю, чтобы начатая игра всегда доводилась до конца. Дети могут поменять сюжет, если надумали что-то другое. Я считаю, что наиболее важно поддержать инициативу малышей, поддержать их самостоятельность в достижении игровых целей.
Влияя на содержание игры, я воздействую и на отношения между детьми. Даже при сильном увлечении игрой дети не утрачивают реальных связей с окружающими людьми. Поэтому мы устанавливаем некоторые правила поведения в творческой игре, воспитываем у детей чувство ответственности перед товарищами за выполнение роли, за свои поступки.
В игре всегда видны результаты педагогической работы. Воображение у дошкольников приобретает все более творческий характер, направляется на выбор наилучших средств для реализации выбранного сюжета. Ситуации в игре становятся все более полными, роли – более согласованными, действия малыша, выражаемые им чувства, выглядят более реалистичными, отношение к персонажу – эмоциональным, образуются коллективы с общими игровыми интересами. Высокого уровня игрового творчества дошкольники достигают только благодаря систематической, вдумчивой работе воспитателя.
Педагогическая диагностика для определения уровня развития игры проводится два раза в год, в сентябре и мае, и организована в следующих формах:
-опрос взрослых, близко контактирующих с ребенком;
-специально организованное наблюдение за игровой деятельностью.
Результаты фиксируются в сводных таблицах, на основании результатов планируется дальнейшая работа.
По результатам диагностики можно сделать следующие выводы:
1. Побуждения к игровой деятельности стали более устойчивыми, проявляются стабильно, повысилась инициативность и активность у 16,7% детей группы.
2. 87,5% детей могут договариваться о последовательности совместных действий с помощью взрослого, 12,5% детей – самостоятельно.
3. У 25,0% детей сформировано умение самостоятельно разрешать конфликты, возникшие в ходе игры, у 75,0% детей - с помощью воспитателя.
4. 29,2% детей умеют самостоятельно создавать новые игры и развивать их, у 79,8% – совместно с воспитателем.
5. Количество детей, не проявляющих интереса к игровой деятельности, снизилось на 8,4%. На 4,2% снизилось количество детей, не выполняющих игровые действия.
Побуждения
Умения, навыки
Анализ диагностики показывает результативность работы педагогов с детьми младшего дошкольного возраста в процессе формирования и развития игровой деятельности.
Обучение в игре, развитие игры, развитие ребенка в процессе игры, расширение словарного запаса, предметных умений – неоспоримые преимущества и огромные возможности воспитателя.
Список литературы
1. Афонькина Ю.А. Диагностический журнал.Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы». / Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2012.
2. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
3. Калинина Р.Р. Прикоснись к душе ребенка. – СПб.: Речь, 2011. – 160 с.
4. Канн-Калик В.А. Грамматика общения. – М., 1995.
5. Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет: метод, пособие для воспитателей / О. А. Карабанова, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва. – М.: Просвещение, 2010. – 96 с. – (Радуга).
6. Синицына Е. Умные сказки. – М., 2002.
7. Хухлаева О.В. Лесенка радости. – М. 1998.
8. http://www. volgasadik.ru/ Дидактические игры как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста.
Количество просмотров: 15352 |
Добавить комментарий