Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

 
 

Трудолюбова Оксана Викторовна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад № 373 «Скворушка» г. Новосибирска

 
 
 

Акимова Лариса Анатольевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад № 373 «Скворушка» г. Новосибирска

 

Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития ребенка. Детский фольклор представляет собой специальную область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых.

К. Д. Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна ввести его «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни». Такой литературой, прежде всего, являются потешки, частушки, загадки, считалки, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки. Произведения фольклора наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребенка. Произведения русского фольклора, начиная с колыбельных песенок, пестушек и кончая сказками, пословицами, дают детям уроки трудолюбия, доброты, дружбы на всю жизнь.

Возраст детей трех-четырех лет – богатейший по способности ребенка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений. Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное – овладевают средством человеческого общения – речь. На основе подражания дети с большим интересом и удовольствием обыгрывают незатейливые сюжеты колыбельных песен, приговорок, закличек, стихов. Ребенок не только приобщается к народному творчеству, но и обогащает свою речь.

В своей группе «Земляничка» мы во всех режимных моментах используем потешки: перед сном включаем колыбельные песенки, которые своим несложным ритмом успокаивают детей, убаюкивают их, при умывании напеваем про водичку, на прогулке про солнышко, дождик, на занятиях по лексическим темам стараемся подобрать потешки, скороговорки, считалочки по смыслу.

 

Начиная с младшего дошкольного возраста, мы прививаем детям любовь к сказкам. В своей работе мы активно используем театральную деятельность, в тесном контакте также с нами работают музыкальный руководитель и логопед. Принимая во внимания особенности наших детей, их речевые нарушения, приобщаем детей к театральной деятельности поэтапно, с постепенным усложнением. Легче всего ребенок справляется с театром теней, проводя элементарные манипуляции с персонажами, далее следует знакомство с «Пальчиковым театром», когда ребенок не делает никаких лишних движений, используется только речь. Следующий вид театра, с которым мы работаем – это «Колпачковый театр». Игрушки для этого театра изготавливаем вмести с детьми – это только повышает их ценность. В непосредственно образовательной деятельности мы используем «плоскостной театр». На занятиях по ручному труду, аппликациях, мы создаем плоскостные виды разных предметов: птицы, рыбы, насекомые и т.д. Разыгрывая постановки с такими персонажами, дети легче запоминают их при изучении темы «Животные». В игровой деятельности мы используем театр масок. Надевая изготовленные своими руками маски, дети обыгрывают их в спектаклях и свободной деятельности. Театр БИ-БА-БО хорошо использовать для диалогической речи.

Наконец, самый сложный вид театра – это «сценический» театр, когда ребенок сам становится персонажем. В процессе работы по театральной деятельности все тексты спектаклей корректируются логопедом: заменяются, вставляются слова с учетом возможностей детей. На музыкальных занятиях мы разучиваем русские народные песни, хороводы, заклички, учим играть детей оркестром на народных инструментах. На занятиях по рисованию мы расписываем ложки, всевозможные игрушки-свистульки, фартуки, матрешки.

Родители нашей группы принимают активное участие в развитии детского фольклора. Каждый месяц они участвуют в театральных постановках по русским народным сказкам, готовят атрибуты и декорации к сказкам.

Детский фольклор посредством игровой деятельности развивает речь детей, заставляет вслушиваться в каждое слово, в его звучание. Используя фольклор, мы работаем над грамматическим строем речи. Сказки, потешки и другие жанры фольклора обогащают словарь эмоциональной лексикой, развеивают образное мировоззрение, отзывчивость, служат прекрасным поводам для содержательного диалога педагога с детьми.

В заключении хотелось бы отметить, что приобщение дошкольника к истокам народной культуры влияет не только на их духовную сферу, но и наполняет жизнь яркими красочными впечатлениями от встречи с народной песней, сказкой, предметами народно-прикладного искусства.

 

Количество просмотров: 12512  

Добавить комментарий

1. Конкурсное движение как фактор повышения профессиональной компетенции педагога
2. Повышение профессиональной компетентности педагогов в ДОО
3. Инклюзивное образование в детском саду
4. Организация развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе детского сада в соответствии с ФГОС ДО
5. Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста
6. Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством взаимодействия семьи и детского сада
7. Формирование и развитие игровой деятельности у младших дошкольников
8. Социальные проблемы современного ребёнка и пути их решения в образовательном учреждении
9. Проект «Я и сказочный мир»: формирование личности ребенка посредством мультиматографа
10. Формирование безопасного поведения детей дошкольного возраста на улице в проектной деятельности
11. Развитие внимания у детей дошкольного возраста посредством игры
12. Игры и упражнения на координацию речи с движением как важный фактор развития успешности ребенка
13. Воспитание культуры речи у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушение речи, средствами малых фольклорных форм
14. «Родительский клуб» как продуктивная форма сотрудничества ДОО с семьями воспитанников
15. Такая важная игра
1. Нетрадиционное творчество в младшем дошкольном возрасте ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
2. Формирование культуры правильного питания у дошкольников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
3. Искусство оригами как средство формирования математических представлений у старших дошкольников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
4. Литературный квест как средство социокультурного развития дошкольников в процессе приобщения к художественной литературе ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
5. Создание речи: инновационный подход к развитию речи у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
6. Семейная культура как основа речевого благополучия ребенка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
7. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
8. Дети в семьях мигрантов: проблемы и пути их решения ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
9. Дошкольное образование будущего: как технологии меняют обучение? ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
10. Субъектность как важное условие формирования успешной личности ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
11. Использование метода проектов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
12. Педагогические методики: из детского сада в семью. Современные формы просвещения родителей ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
13. Исследование психологического микроклимата в педагогическом коллективе ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
14. Фестиваль «Я выбираю ТРИЗ» как инновационная форма развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
15. Опытно-экспериментальная деятельность со звуками в семье и группе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Формирование положительного эмоционального отклика детей средствами речетворческой деятельности ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Совместная театрализованная деятельность как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников средствами интерактивных цифровых технологий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Реализация творческих идей посредством потенциала семей воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Проект «Мандарин – новогодний фрукт» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы