Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

 
 

Трудолюбова Оксана Викторовна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад № 373 «Скворушка» г. Новосибирска

 
 
 

Акимова Лариса Анатольевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад № 373 «Скворушка» г. Новосибирска

 

Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития ребенка. Детский фольклор представляет собой специальную область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых.

К. Д. Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна ввести его «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни». Такой литературой, прежде всего, являются потешки, частушки, загадки, считалки, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки. Произведения фольклора наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребенка. Произведения русского фольклора, начиная с колыбельных песенок, пестушек и кончая сказками, пословицами, дают детям уроки трудолюбия, доброты, дружбы на всю жизнь.

Возраст детей трех-четырех лет – богатейший по способности ребенка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений. Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное – овладевают средством человеческого общения – речь. На основе подражания дети с большим интересом и удовольствием обыгрывают незатейливые сюжеты колыбельных песен, приговорок, закличек, стихов. Ребенок не только приобщается к народному творчеству, но и обогащает свою речь.

В своей группе «Земляничка» мы во всех режимных моментах используем потешки: перед сном включаем колыбельные песенки, которые своим несложным ритмом успокаивают детей, убаюкивают их, при умывании напеваем про водичку, на прогулке про солнышко, дождик, на занятиях по лексическим темам стараемся подобрать потешки, скороговорки, считалочки по смыслу.

 

Начиная с младшего дошкольного возраста, мы прививаем детям любовь к сказкам. В своей работе мы активно используем театральную деятельность, в тесном контакте также с нами работают музыкальный руководитель и логопед. Принимая во внимания особенности наших детей, их речевые нарушения, приобщаем детей к театральной деятельности поэтапно, с постепенным усложнением. Легче всего ребенок справляется с театром теней, проводя элементарные манипуляции с персонажами, далее следует знакомство с «Пальчиковым театром», когда ребенок не делает никаких лишних движений, используется только речь. Следующий вид театра, с которым мы работаем – это «Колпачковый театр». Игрушки для этого театра изготавливаем вмести с детьми – это только повышает их ценность. В непосредственно образовательной деятельности мы используем «плоскостной театр». На занятиях по ручному труду, аппликациях, мы создаем плоскостные виды разных предметов: птицы, рыбы, насекомые и т.д. Разыгрывая постановки с такими персонажами, дети легче запоминают их при изучении темы «Животные». В игровой деятельности мы используем театр масок. Надевая изготовленные своими руками маски, дети обыгрывают их в спектаклях и свободной деятельности. Театр БИ-БА-БО хорошо использовать для диалогической речи.

Наконец, самый сложный вид театра – это «сценический» театр, когда ребенок сам становится персонажем. В процессе работы по театральной деятельности все тексты спектаклей корректируются логопедом: заменяются, вставляются слова с учетом возможностей детей. На музыкальных занятиях мы разучиваем русские народные песни, хороводы, заклички, учим играть детей оркестром на народных инструментах. На занятиях по рисованию мы расписываем ложки, всевозможные игрушки-свистульки, фартуки, матрешки.

Родители нашей группы принимают активное участие в развитии детского фольклора. Каждый месяц они участвуют в театральных постановках по русским народным сказкам, готовят атрибуты и декорации к сказкам.

Детский фольклор посредством игровой деятельности развивает речь детей, заставляет вслушиваться в каждое слово, в его звучание. Используя фольклор, мы работаем над грамматическим строем речи. Сказки, потешки и другие жанры фольклора обогащают словарь эмоциональной лексикой, развеивают образное мировоззрение, отзывчивость, служат прекрасным поводам для содержательного диалога педагога с детьми.

В заключении хотелось бы отметить, что приобщение дошкольника к истокам народной культуры влияет не только на их духовную сферу, но и наполняет жизнь яркими красочными впечатлениями от встречи с народной песней, сказкой, предметами народно-прикладного искусства.

 

Количество просмотров: 13563  

Добавить комментарий

1. Конкурсное движение как фактор повышения профессиональной компетенции педагога
2. Повышение профессиональной компетентности педагогов в ДОО
3. Инклюзивное образование в детском саду
4. Организация развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе детского сада в соответствии с ФГОС ДО
5. Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста
6. Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством взаимодействия семьи и детского сада
7. Формирование и развитие игровой деятельности у младших дошкольников
8. Социальные проблемы современного ребёнка и пути их решения в образовательном учреждении
9. Проект «Я и сказочный мир»: формирование личности ребенка посредством мультиматографа
10. Формирование безопасного поведения детей дошкольного возраста на улице в проектной деятельности
11. Развитие внимания у детей дошкольного возраста посредством игры
12. Игры и упражнения на координацию речи с движением как важный фактор развития успешности ребенка
13. Воспитание культуры речи у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушение речи, средствами малых фольклорных форм
14. «Родительский клуб» как продуктивная форма сотрудничества ДОО с семьями воспитанников
15. Такая важная игра
1. Организация патриотического воспитания детей раннего возраста в условиях образовательного учреждения ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
2. Воспитываем дошкольника на примерах героической летописи страны ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
3. Проект «Зеленые чудеса нашего окна»: формируем экологическую культуру у дошкольников ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
4. Формирование сплоченного коллектива сверстников в группе детского сада ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
5. Формирование основ патриотического воспитания дошкольников через различные виды деятельности ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
6. Сохраним историческую память: непокоренный Ленинград ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
7. Формирование навыков безопасного поведения дошкольников в дорожно-транспортной среде через игровую деятельность ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
8. Проект «И помнит мир спасенный!» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
9. Интеграция патриотического воспитания и медиативных практик в работе с детьми старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
10. Патриотическое воспитание дошкольников через детскую литературу ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
11. Этическая беседа как метод формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
12. Патриотическое воспитание в ДОО через разные виды деятельности ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
13. Формирование активной гражданской позиции у детей дошкольного возраста посредством участия в социально-значимой деятельности ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
14. Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в образовательных учреждениях ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
15. Развитие дивергентного мышления у воспитанников детского сада ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
16. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством занимательной математики ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
17. Формирование устойчивого интереса ребенка к художественной литературе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
18. Инсценировка стихотворений как средство развития выразительной речи у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
19. Особенности обучения русскому языку детей-инофонов в условиях дошкольного образовательного учреждения ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
20. Проектная деятельность как форма культурной практики в ДОУ ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025

Страницы