«Родительский клуб» как продуктивная форма сотрудничества ДОО с семьями воспитанников

 
 

Ермакова Ирина Викторовна,

педагог-психолог МБОУ СОШ № 90

с углубленным изучением предметов ХЭЦ г. Новосибирска

 

«Родительский клуб» как продуктивная форма сотрудничества ДОО с семьями воспитанников

Известно, что любая деятельность будет целесообразной и эффективной, если будет осуществляться системно. Так и на этапе дошкольного образования детей все участники педагогического процесса (родители, дети, педагоги, специалисты) должны активно, согласованно и созидательно сотрудничать для достижения общей цели – воспитания и развития гармоничной личности каждого ребёнка. Эта непреложная истина находит своё отражение в требованиях по взаимодействию ДОО с родителями в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования от «17» октября 2013 г. N 1155. Согласно ФГОС ДО одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество организации с семьёй, а сам стандарт является гарантом оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Помимо традиционных форм взаимодействия ДОО с родительской общественностью: родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, дни открытых дверей, в нашем дошкольном уровне образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 90 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла» (далее ДУО) решается задача сотрудничества с семьёй через такую инновационную модель взаимодействия, как «Родительский клуб».

Такая форма сотрудничества носит поддерживающий характер, в отличие от традиционных, ограничивающих (формальных, с чётко очерченными границами) мероприятий. Особенностью такого взаимодействия также является продуктивность, так как оно носит активный характер и ориентировано на зону ближайшего развития во взаимоотношениях в диаде «ребёнок – родитель». Важным является и то, что данная форма сотрудничества направлена на освоение родителями конструктивных способов взаимодействия и коммуникации со своими детьми, а также с педагогическим коллективом ДОО. В свою очередь продуктивность немыслима без активности и ответственности. Ответственность родителей и педагогов обусловлена требованиями общества и выражает степень их участия, как в собственном развитии, так и в воспитании, образовании и развитии детей. Активность – это поведение социальных субъектов (личности, группы, общества), воспроизводящее или изменяющее условия их жизнедеятельности и развивающее их структуру личности. Относительно взаимоотношений семьи и ДОО, активность рассматривается как поведение педагогов, родителей и детей, которое определяет развитие личности как воспитывающего взрослого, так и ребёнка.

Важная роль во внедрении, реализации и развитии продуктивных инновационных форм взаимодействия с семьями воспитанников принадлежит специалистам и в частности педагогу-психологу ДОО. Педагог-психолог призван создавать психологически безопасные условия для субъектов образовательного процесса, а также формировать психологическую культуру воспитанников, педагогических работников и родителей. В связи с этим, на нашем ДУО проведение родительских клубов в основном осуществляется специалистами (педагогом-психологом, учителями-логопедами и учителем-дефектологом). Также в целях системного подхода и сетевого взаимодействия в решении психолого-педагогических проблем семьи к организации и проведению родительского клуба привлекаются специалисты из медицинских организаций, детские врачи неврологи и психиатры, а также специалисты ГЦРО «Магистр».

Участие в собрании родительского клуба, являющегося форматом поддерживающего и недирективного взаимодействия, является добровольным. В начале учебного года проводится опрос среди родителей воспитанников об актуальных темах детско-родительских взаимоотношений, вопросах воспитания и развития личности детей, результаты которого учитываются при составлении годового тематического плана работы Родительского клуба «Гармония». Тематика распределяется соответственно направлению деятельности специалистов. Также в определении тем клубов, по нашему мнению, необходимо опираться на результаты психологической диагностики детей, на наиболее распространенные трудности, возникающие у детей в процессе выполнения заданий по возрасту. Организация и проведение собрания клуба предусматривает большую гибкость в зависимости от текущих процессов взаимного общения и взаимодействия. Например, в начале каждого мероприятия специалисты озвучивают регламент и в режиме диалога с родителями выбирают, какая именно форма взаимодействия по предложенной тематике будет наиболее интересной и продуктивной для родителей воспитанников на данный момент. Это может быть и беседа, и лекционный блок (теоретический), и тренинговый формат.

В формальном плане специалисты всегда готовят все три способа (они же этапы) взаимодействия в рамках клуба – информационный, практический, диалоговый. Рефлексивный этап является обязательным. Но в реальных условиях какой-то из этапов становится ведущим, в зависимости от сложности и глубины проблемы и личной заинтересованности участников.

В прошлом учебном году тематика собраний клуба включала: «Особенности детей с расстройствами аутистического спектра», «Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей», «Приёмы сказкотерапии в семейном воспитании», «Роль нейропсихологического подхода в преодолении психологических трудностей у детей». К проведению клуба по теме расстройств аутистического спектра (РАС) и СДВГ был приглашён детский психиатр, так как данные проблемы детей уже не являются сугубо психолого-педагогическими, а и медицинскими, поэтому выходят за рамки компетентности педагогических работников. Тема расстройства внимания и гиперактивности вызвала особый интерес у родительской общественности и в заседании клуба на эту тему приняло участие 26 родителей воспитанников разных групп, которые имеют схожие трудности.

В 2017/2018 учебном году планируется проведение родительских клубов по следующим темам: «Игры и игрушки», «Подготовка к школе», «Развитие у ребёнка социального интеллекта», «Агрессивный ребёнок», «Тревожный ребёнок», «Развиваем словесно-логическое мышление», «Детско-родительские взаимоотношения».

Собрание клуба проходит 1 раз в месяц. Официальное время проведения устанавливается в районе 1 астрономического часа. В реальной обстановке это время гибко корректируется. Обычно это 60 – 90 минут. Наш родительский клуб нацелен именно на родительскую категорию участников образовательного процесса (в отличие от семейных клубов, где процессуально участвуют и родители, и дети), по причине того, что в таком формате, по нашему мнению, можно оптимально и глубоко раскрыть и найти пути решения психологических трудностей.

Собрания проводятся в музыкальном зале, в неформальной обстановке (у участников есть возможность свободно перемещаться по залу, например, для того, чтобы налить себе чай). Столы располагаются по кругу, рядом размещаются журнальные столики (для записей и/или для чая). На каждое мероприятие специалистами подготавливается презентация и буклеты («Рождение социального «Я» ребёнка», «Мир детства – мир игры», «Агрессия у детей», «Сверхподвижный ребёнок», «Как помочь тревожному ребёнку?» и др.) по теме. Родители заранее (за 1-2 недели) оповещаются о предстоящем собрании клуба, через беседу с воспитателем и объявление на информационном стенде.

Все пришедшие на собрание клуба имеют возможность получить индивидуальную консультацию у специалистов (в том числе приглашённых) и оставить свои отзывы в журнал отзывов и предложений.

Количество просмотров: 11773  

Добавить комментарий

1. Конкурсное движение как фактор повышения профессиональной компетенции педагога
2. Повышение профессиональной компетентности педагогов в ДОО
3. Инклюзивное образование в детском саду
4. Организация развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе детского сада в соответствии с ФГОС ДО
5. Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста
6. Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством взаимодействия семьи и детского сада
7. Формирование и развитие игровой деятельности у младших дошкольников
8. Социальные проблемы современного ребёнка и пути их решения в образовательном учреждении
9. Проект «Я и сказочный мир»: формирование личности ребенка посредством мультиматографа
10. Формирование безопасного поведения детей дошкольного возраста на улице в проектной деятельности
11. Развитие внимания у детей дошкольного возраста посредством игры
12. Игры и упражнения на координацию речи с движением как важный фактор развития успешности ребенка
13. Воспитание культуры речи у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушение речи, средствами малых фольклорных форм
14. «Родительский клуб» как продуктивная форма сотрудничества ДОО с семьями воспитанников
15. Такая важная игра
1. Опытно-экспериментальная деятельность со звуками в семье и группе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Формирование положительного эмоционального отклика детей средствами речетворческой деятельности ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Совместная театрализованная деятельность как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников средствами интерактивных цифровых технологий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Реализация творческих идей посредством потенциала семей воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Проект «Мандарин – новогодний фрукт» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Особенности взаимодействия дошкольного коллектива с семьями обучающихся ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Детско-родительский клуб «Семейный театр “Маленькая страна”» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Литературная гостиная как форма взаимодействия всех участников образовательных отношений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Взаимодействие педагогов и родителей в создании психологически комфортной среды в ДОУ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Взаимодействие семьи и детского сада в развитии позитивной социализации у старших дошкольников через техническое творчество ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия в детском саду ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Использование потенциала социальных партнеров для формирования ценностных ориентиров семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. «Круги Эйлера» как инструмент развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Взаимодействие с социумом как ресурс реализации задач дошкольного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Использование дыхательных упражнений для развития голосового аппарата детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Нетрадиционное рисование ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Взаимодействие семьи и ДОУ с помощью компьютерных технологий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Эффективные формы взаимодействия ДОО и семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Работа с родителями по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы