Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством взаимодействия семьи и детского сада

 
 

Шильникова Олеся Владиславовна,

инструктор по физкультуре первой квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад № 373 «Скворушка» г. Новосибирска

 

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством взаимодействия семьи и детского сада

«Береги здоровье смолоду» – этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней его жизни. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными – задача каждого дошкольного учреждения.

Все родители хотят видеть своего малыша здоровым, веселым физически хорошо развитым. В движении ребенок познает окружающий мир. Какие активные формы взаимодействия с семьей я использую в практике дошкольного образования?

За время моей педагогической деятельности в работе с родителями использовались различные формы работы: наглядная информация, родительские собрания, консультации, открытые занятия. Наиболее эффективной формой, значимой как для детей, так и родителей, является проведение досуговых мероприятий.

Физкультурный досуг – одна из форм активного отдыха детей. Введение в практику дошкольного учреждения физкультурных досугов позволяет мне реализовать естественную потребность ребенка в движении, восполнить дефицит двигательной активности. Содержание досуга – это знакомые детям физические упражнения, но проводимые в игровой форме, в виде веселых забав, аттракционов, что создает положительный эмоциональный фон, оказывающий благоприятное воздействие на организм ребенка. На физкультурных досугах закрепляются двигательные умения и навыки детей, развиваются физические качества. Досуги способствуют воспитанию у детей чувства коллективизма, товарищества, взаимопомощи, целеустремленности, смелости, дисциплинированности, организованности.

Использование таких форм работы с родителями, в которых они выступают заинтересованными участниками педагогического процесса, позволяет повысить уровень физической культуры детей, использовать потенциал каждого ребенка. Эта форма работы носит не только консультативную, но и практическую направленность и является основным звеном в системе мероприятий с участием родителей, воспитателей и детей.

В работе с родителями я выделила собой следующие задачи:

– «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка;

– вести у детей желание вести здоровый образ жизни;

– повышать роль семьи в физическом воспитании и оздоровлении детей;

– формировать общественное мнение о значимости физической культуры в ДОУ и семье.

Пример родителей увлекает детей, облегчает усвоение знаний и двигательных навыков.

В нашем детском саду стало доброй традицией проводить семейные спортивные мероприятия, где принимают участия не только мамы, папы, но и дедушки, бабушки, братья и сёстры.

Существуют разные формы организации спортивных мероприятий, и в системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения прочное место занимают:

– физкультурный досуг;

– спортивный праздник;

– дни здоровья;

– туристические прогулки;

– малые олимпийские игры.

Физкультурные досуги проводятся как на воздухе, так и в помещении. Длительность досуга колеблется от 20 до 40 минут в зависимости от возраста детей. Обязательно при проведении занятий учитываю требования СанПин и сохраняю время проведения досугов согласно возрасту детей дошкольного возраста, так как физическое и эмоциональное переутомление отрицательно сказываются на здоровье детей.

Физкультурные досуги могут быть различные по содержанию и организации: тематические, итоговые, с несколькими семьями или с участием одного из родителей в роли героя.

Физкультурный досуг «Весёлые старты» строится в основном на играх-эстафетах, хорошо знакомых детям и взрослым. Каждая подгруппа участвует в разных эстафетах, имеющих разное содержание и объём физических нагрузок.

Спортивные мероприятия проводятся три раза в год в разные сезоны, в связи с этим используются разные виды конкурсов. Участники – родители и дети. Как показала практика, такие мероприятия сближают семьи, родители и дети познают друг друга с разных сторон.

При проведении досуга и праздника приобщаю детей к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях. При этом дети ведут себя непосредственнее, чем на физкультурных занятиях, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. Более естественно использовать те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, проявлять своеобразный артистизм, эстетичность в движениях, что имеет немаловажное значение для развития личности каждого ребенка. Дети участвуют и в подготовке досуга. С детьми старшего дошкольного возраста обсуждаются темы и содержание досугов, изготавливаются подарки зрителям, элементы костюмов, оформление зала.

Большой отклик приносят такие мероприятия, как «День открытых дверей», где родители с удовольствием проводят занятия по физической культуре. Это даёт возможность родителям познакомиться с правилами, традициями, особенностями воспитательно-образовательной работы. «Мама, папа, я – спортивная семья» – это мероприятие объединяет все семьи, включая бабушек и дедушек. Военно-патриотическая игра «Зарница» стала доброй традицией нашего сада, она проводится с детьми подготовительной группы и родителями, воспитывает любовь и преданность к Родине. На это мероприятие мы приглашаем воинов из подшефной воинской части. Ежегодно в детском саду проводятся спортивные мероприятия по «Правилам дорожного движения», где дети совместно с родителями изучают дорожные знаки, закрепляют правила поведение на дорогах.

Физическая активность, положительные эмоции – всё это способствует сбережению и укреплению здоровья.

Праздники проходят захватывающе и с азартом, все участники получают массу эмоций и впечатлений. Дети очень радуются, когда видят своих родителей, участвующих в этих мероприятиях. Когда смотришь на эти дружные сплочённые семьи, то понимаешь всю важность таких мероприятий.

Семья и детский сад – это два важных института социализации детей. Физическое воспитание – это не только занятие физкультурой, а большая организации двигательной деятельности детей в семье и в детском саду. Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.

Количество просмотров: 13820  

Добавить комментарий

1. Конкурсное движение как фактор повышения профессиональной компетенции педагога
2. Повышение профессиональной компетентности педагогов в ДОО
3. Инклюзивное образование в детском саду
4. Организация развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе детского сада в соответствии с ФГОС ДО
5. Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста
6. Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством взаимодействия семьи и детского сада
7. Формирование и развитие игровой деятельности у младших дошкольников
8. Социальные проблемы современного ребёнка и пути их решения в образовательном учреждении
9. Проект «Я и сказочный мир»: формирование личности ребенка посредством мультиматографа
10. Формирование безопасного поведения детей дошкольного возраста на улице в проектной деятельности
11. Развитие внимания у детей дошкольного возраста посредством игры
12. Игры и упражнения на координацию речи с движением как важный фактор развития успешности ребенка
13. Воспитание культуры речи у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушение речи, средствами малых фольклорных форм
14. «Родительский клуб» как продуктивная форма сотрудничества ДОО с семьями воспитанников
15. Такая важная игра
1. От профессионального взаимодействия – к педагогическому мастерству: опыт творческой группы «Музей “Дороги Победы”» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
2. Создание условий для адаптации в новой группе в детском саду Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
3. Пропедевтическая работа по формированию навыков всех видов моторики у дошкольников с ТНР при дизартрии Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
4. Международный сетевой проект «Калейдоскоп культур России» как ресурс развития профессиональных компетенций педагогов ДОО в области патриотического воспитания дошкольников Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
5. Педагогическое сообщество «Погодная лаборатория» как средство развития профессиональной компетентности педагога в детском саду Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
6. Нетрадиционные методы рисования с детьми раннего возраста Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
7. Проект «Луговые травы Новосибирской области» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
8. Практики эффективного взаимодействия педагога с детьми на музыкальных занятиях в условиях инклюзивного образовательного пространства Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
9. Читательский дневник дошкольника Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
10. Развитие связной речи детей дошкольного возраста методом наглядного моделирования Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
11. Развитие самостоятельности и инициативности у дошкольников Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
12. Средства музыкальной выразительности в работе над эмоционально-волевой сферой детей дошкольного возраста Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
13. Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников в условиях мультикультурного общества Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
14. Использование инструментов ТРИЗ-технологии в реализации сетевого краеведческого проекта «Россия от края до края: Камчатка – Новосибирск-транзит – Крым» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
15. Естественно-научное образование дошкольников в современных условиях Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
16. Роль сенсорной интеграции в развитии социальных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
17. Сотрудничество учителя-логопеда ДОУ с родителями обучающихся с ОВЗ для предупреждения дисграфии как одно из важнейших направлений формирования предпосылок к успешному обучению в школе Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
18. Развитие речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
19. Приемы работы по формированию представлений о ряде у старших дошкольников с ОНР Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
20. Логоритмика как эффективный инструмент коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025

Страницы