Эффективные формы профилактики буллинга в школьной среде
…Я – подросток! Это хорошо или плохо?
Я каждый раз задаюсь этим вопросом и каждый день думаю над ответом по-разному! Когда я чувствую, что меня любят родные и близкие, мне хорошо; когда я вижу мир в цветных красках, у меня поднимается настроение, и я радуюсь и понимаю, какое это счастье, жить в этом мире! Когда я общаюсь с моими друзьями и нам весело, это тоже здорово!
Но вдруг, ни с того ни с сего, мне становится так плохо и грустно! Меня никто не понимает! Мне хочется раскричаться, обозвать кого-нибудь, убежать ото всех и просто разрыдаться! Утром я поссорился с мамой, пнул подбежавшую под ноги поласкаться собаку, в школе ударил лучшего друга, нагрубил учителю…Что со мной происходит? Я стал не такой, как раньше! Меня лихорадит и заносит то влево, то вправо, то я счастлив, то готов всех покусать! Что со мной?
Это строки из письма подростка самому себе.
Подростковый возраст – один из самых сложных периодов в жизни человека. Происходит очень быстрое развитие всех систем и органов, начинает активно функционировать гормональная система. Происходит и перестройка психики. В этот период жизни у подростка преобладает нестабильное эмоциональное состояние, когда часты смены настроения, простая жизненная ситуация воспринимается как раздражитель, а если раздражителей много и они ежедневно накапливаются?
Сколько бы мы ни говорили о подростковом, так называемом возрасте «бурления», рождающем новые особенности подростков, вопрос остается вопросом. Как помочь в этот период детям, которые уже не считают себя детьми, но достаточно часто поступают именно как дети. Как помочь взрослеющим подросткам справиться с возрастными проблемами, когда они сами себя порой не узнают, когда каждые пять минут меняется их мировосприятие и настроение, когда каждодневные мелкие проблемы накапливаются и находят затем выход в самоутверждении и самореализации школьника, порой с выходом в агрессивные формы проявления по отношению к окружающим? Современная школа является тем пространством, где внутренняя агрессия участников образовательного процесса может найти выход. И каждый находит свою отдушину для разрядки эмоционального напряжения по-разному: кто-то уходит в спорт, творчество, а кто-то пробует себя в унижении более слабого и получает от этого удовлетворение, особенно когда насилие происходит не один на один, а со зрителями, так сказать, с поддержкой. Именно в этих условиях часто зарождаются буллинг, зависимое поведение, негативные проявления среди подростков. Ведь раздражителем для подростка могут быть не только ровесники, но и любые окружающие – учителя, родители, старшеклассники.
Как научить подростков решать свои проблемы, снимать накопившееся эмоциональное напряжение приемлемыми способами, смотреть на себя со стороны, чувствовать и поддерживать окружающих, бесконфликтно общаться, находить позитив в любых, даже самых сложных ситуациях и видеть выходы из них?
Для того чтобы сформировать комфортную школьную среду, которая бы стала барьером для насилия, педагоги Дмитро-Титовской школы (Алтайский край) решили пойти именно от возрастных проблем подростков, которые чаще всего являются стартовой ступенькой для насилия в школе. Для эффективной работы по формированию комфортной образовательной среды работа в школе была организована особым образом – в контексте внедрения активных форм деятельности с элементами психологической практики в воспитательный процесс. Применяемые активные формы включают в себя широкий спектр разнообразных мероприятий. Одна из них – активные перемены. Активные перемены предполагают отношения «Равный-равному» и проводятся самими школьниками при непосредственной координации педагогов.
Как работает эта система?
Активные перемены проводятся в самые загруженные дни – вторник, среду, четверг, после четвертой перемены в течение 20 минут. Каждый день определяет свое направление согласно деятельности центров ученического самоуправления. Все перемены имеют ритуал приветствия и прощания, после звонка с урока звучит специальный «музыкальный пароль» который собирает детей в нужный момент в зал. Музыкальное сопровождение на начало и конец перемены подбирается в зависимости от времени года, тематики, общего настроения в школе в данный момент. Пока школа собирается в зал, на экран проецируются фотографии из школьной жизни, видео самых интересных мест природы или интересные детские мультфильмы «золотой серии». В начале каждой активной перемены ребята дежурного класса приветствуют ровесников, побуждая при этом сверстников на активное ответное приветствие и получая яркий отклик обратной связи.
Во вторник переменку проводит спортивный центр, и члены центра организуют комплексные оздоровительные, подвижные, спортивные игры, которые проводятся одновременно в разных зонах зала. Учащиеся могут самостоятельно выбрать игру и ее продолжительность в зависимости от своего предпочтения и настроения.
В среду члены центра «Книголюб» организуют библиоигры. Они также бывают разных форматов: электронные интеллектуальные игры, кинопанорамы, мультпарады, буктрейлеры (небольшие видеосюжеты, изготавливаемые книголюбами, для привлечения внимания к интересным книгам) и др. Эти игры позволяют пробуждать познавательный интерес к литературе, мотивировать к прочтению книг, обеспечивают разностороннее развитие интересов как в пределах школьной программы, так и за границами изучаемых предметов.
Четверг наших обучающихся ждет переменка здоровья, которую проводят школьники всех классов. (У каждого класса есть свое направление в этой перемене). Кроме того, в перемену здоровья включены позитив-технологии. Такая новая форма содержит направления музыкотерапии, арттерапии, игротерапии, танцевальные флешмобы и др.
На перемены музыкотерапии делаются музыкальные нарезки и ребята вместе со взрослыми поют песни. Это могут быть тематические нарезки к какой-нибудь дате, либо детские песни, песни под гитару, молодежные гимны и т.д. Текст песни проецируется на экран и сопровождается музыкальным рядом. Кроме того, ребята ответственного класса предлагают участникам подключиться и выполнять разные движения. Это могут быть общие объятия, небольшие махи руками над головой, или покачивания сцепленными руками в такт звучащей мелодии.
В арттерапевтические перемены, пока школа собирается в зал, ребята дежурного класса быстро и организованно выставляют столы, на которых размещаются краски, фломастеры, набор раскрасок для девочек и мальчиков с различными сюжетами, либо чистые листы бумаги. Для рисования предлагаются различные задания, которые могут быть связаны с памятными датами или праздничными событиями, акциями. Либо это может быть особая арттерапевтическая практика.
Танцевальные флешмобы перешли к нам из профильных смен со словами или без слов. Музыкальная нарезка сопровождается активными танцевальными движениями учащихся-организаторов. Они своим энтузиазмом и азартом «заводят» сверстников, стараясь при этом всякий раз придумать что-то оригинальное или повторить наиболее понравившиеся фрагменты.
А есть еще игротерапия, и именно в эти моменты школьники вместе с учителями снимают напряжение, играя в психологические игры на контакт и взаимодействие.
Ритуал прощания тоже специфичен, он не был навязан детям извне и сложился уже в традицию. Не правда ли, фраза «Ай да мы! Молодцы! Ай да я!» и другие помогают школьникам научиться быть свободными и раскованными, а также почувствовать единение с окружающими.
Таким образом, организованная деятельность нивелирует все факторы, способствующие проявлению буллинга в школе, находит негативным реакциям буллеров позитивную замену, предлагая детям свою энергию, реализовать свои способности в формате активных форм школьной деятельности и получить взамен уважение ровесников, желание общаться и дружить.
Такого рода активные формы дают большой экспрессивный выход самореализации школьников, позволяют сплачивать детей разного возраста, создают атмосферу группового доверия и принятия. Они помогают выровнять психологический настрой, снизить негативное эмоциональное напряжение, учат контактному общению, формируют сотрудничество, культуру общения, сплоченность и взаимопонимание. В итоге у школьников развиваются волевые качества, высокий уровень социальной компетентности, коммуникативные умения, способность выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности.
Количество просмотров: 5061 |
Добавить комментарий