Проект «Читай везде» как способ формирования читательской компетенции и нравственных основ личности
Классный коллектив 6 «Б» класса удивителен тем, что в нашем классе 32 учащихся – 16 мальчиков и 16 девочек. Большинство детей активно реализуют свой потенциал во внеурочной деятельности, где достигают больших личных успехов. Примером могут служить Кирилл Кунгуров – кандидат в мастера спорта по боксу. Алёна Лаврентьева – лучшая в велоспорте. Анастасия Адресова – неоднократный победитель танцевальных конкурсов и турниров разного уровня. Меня, как классного руководителя, радуют и коллективные победы детей – 1 место в школьном конкурсе, посвященном дню Здоровья; 2 место в конкурсе строя и песни. Все маленькие и большие победы мы отмечаем и ими гордимся.
Но как классного руководителя меня также волнует вопрос качественной успеваемости моего класса. Получив результаты анализа, проведенного по итогам учебных четвертей, я заметила, что успеваемость детей по предметам гуманитарного цикла в целом ниже, чем по техническим дисциплинам. С чем это связано? На мой взгляд, дисциплины гуманитарного цикла предъявляют школьникам более высокие требования к сформированности навыка выражения мыслей в устной и письменной форме. Умению грамотно построить логичное рассуждение, а также к способности извлечь смысл из большого объема информации.
Передо мной встал вопрос: какая компетенция у обучающихся недостаточно сформирована? Что поможет моим ученикам стать более успешными в учебной деятельности? Сегодня я нашла для себя один ответ: достичь желаемого успеха в предметах гуманитарного цикла поможет формирование у детей читательской компетенции. На мой взгляд, сегодня именно читательская компетенция – одна из «пробоин», которую нужно устранить.
Как учитель русского языка и литературы и как обычный человек, я наблюдаю снижение мотивации школьников к чтению. Многие литературоведы сегодня говорят о необходимости «звучания» текстов на уроке. К сожалению, на школьных уроках мы зачастую не имеем возможности прочитать произведение.
Больше времени уделяется анализу, интерпретации литературных произведений. Такая работа, безусловно, важна, но не дает возможности «почувствовать» произведение, понять его самоценность. И мне, классному руководителю, необходимо увлечь своих воспитанников и заинтересовать их изучением литературы. Для этого я организую участие в Дне славянской письменности и культуры с посещением Областной научной библиотеки. Знакомство детей с языком своих далеких прадедов, экскурсия в зал редкой и ценной книги стали для детей настоящим откровением! В конце этой экскурсии ребята получили задание подготовить транспарант с понравившейся буквой старославянского алфавита для украшения нашей делегации в шествии, посвящённом празднику Кирилла и Мефодия.
Ярким событием для меня и моих шестиклассников стала встреча с новосибирским писателем Сергеем Ивановичем Ююкиным. Эту уникальную возможность предоставил Городской межнациональный центр. Ребята получили возможность задать свои вопросы, а после – поучаствовали в розыгрыше книги.
Совместные походы в театр не только сплотили классный коллектив, но и повысили речевую и общую культуру детей. Просмотры спектакля «Скупой» по мотивам пьесы Мольера в театре «Глобус» и спектакля «Как ставится пьеса» в Городском театре кукол позволили нам обменяться впечатлениями в режиме «круглого стола» на классных часах.
Главным событием моей педагогической деятельности стало участие в конкурсе «Педагогический дебют», в рамках которого я разработала и реализовала проект «Читай везде». Проект представляет собой работу нескольких интерактивных мероприятий, направленных на популяризацию произведений художественной литературы, которые функционируют на площадке социальных сетей. В результате участия в этих литературных интернет-мероприятиях формируется читающая медиаактивная личность современного школьника, способная не только читать книги, но и распространять наиболее востребованные из них в сети. Литературный интернет-флешмоб «Читай с учителем везде» служит ярким примером формирования интереса к чтению.
Технология проведения флешмоба достаточно проста.
– Учителя в школе (10 человек) записывают видео на камеру телефона, где читают отрывок из своего любимого литературного произведения.
– Видео пересылается 3 ученикам (по активной ссылке в «Вконтакте»).
– Ученик просматривает видео, которое ему пришло.
Для того чтобы принять участие во флешмобе ученик записывает свое видео.
– Называет автора и название произведения из отрывка, который прочёл учитель.
– Читает отрывок из своего любимого произведения и отправляет видеоэстафету своим друзьям.
Условия проведения флешмоба.
– Передавать эстафету можно 3 участникам.
– Время прочтения: от 3 до 5 минут.
– Место, где прочитывается литературное произведение, определяется участником самостоятельно.
– Чтение должно происходить за пределами территории школы.
Данный проект имеет несколько перспектив развития. Такого рода проекты становятся сейчас популярными в сети, поэтому территория действия нашего проекта в будущем может не ограничиваться одной школой, а включать в процесс всех пользователей социальных сетей, в том числе родителей учащихся. Возможно создание новых интернет медиаактивностей, помимо флешмобов, таких как интернет-шоу, викторины и т.п.
Формирование читательской компетенции – приоритетная задача не только образовательного учреждения, но и государства в целом!
Количество просмотров: 6318 |
Добавить комментарий