Развитие сенсорно-перцептивной сферы в продуктивной деятельности через песок и воду как предпосылка развития речи

 
 

Пустохина Екатерина Федоровна,

учитель-логопед высшей квалификационной категории

МКДОУ детский сад № 9 г. Новосибирска

 
 
 

Дерюгина Марина Геннадьевна,

педагог дополнительного образования

ДДТ «Кировский» г. Новосибирска

 

Развитие сенсорно-перцептивной сферы в продуктивной деятельности через песок и воду как предпосылка развития речи

Ощущение и восприятие – начальный момент познания, его называют также сенсорно-перцептивной сферой личности. С помощью органов чувств человек получает информацию об окружающем. Ощущение – это элементарный психический процесс, который Аристотель классифицировал как зрение, слух, обоняние, вкус, осязание.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Чем больше сенсорных систем задействовано в процессе воспитания ребенка, тем успешнее и эффективнее происходит его развитие. Между тем технологизация современной жизни создает дефицит сенсорного опыта детей. Задача взрослого – использовать те игры, упражнения и ту деятельность, которая позитивно влияет на эмоциональное самочувствие ребенка, способствует его развитию и саморазвитию.

Особая роль отводится играм с песком и водой. Взаимодействие с водой и песком – это эффективный способ саморегуляции. Они способны «заземлять» отрицательную энергию, обладают психотерапевтическими свойствами, способствует релаксации, расслаблению. А самое главное, делают процесс обучения детей естественным.

Взаимодействие с сыпучими и с текучими материалами (жидкость) помогают развивать сенсорно-перцептивной сферу:

– стабилизировать психоэмоциональное состояние;

– совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику;

– стимулировать тактильно-кинестетическую чувствительность;

– развивать навыки общения и речь (диалогическую и монологическую, пространственную ориентацию;

– стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор;

– разнообразить способы сотрудничества.

Мы все больше отдаляемся от природы, забывая свое естественное начало. Занятия с песком помогают вернуться к первобытным чувствам и ощущениям.

Мы поговорим, о том, как рисовать песком без песочных столов, но также творчески и необычно.

Скоро наступят теплые дни и воспитателям предстоит проводить много времени на улице, поэтому расскажем, как можно организовать творческую продуктивную деятельность с детьми на улице.

Итак, нам понадобятся следующие предметы:

1. Листы бумаги (можно любые по форме и плотности, если вы не планируете их отправлять на конкурсы и т. д.).

2. Клей ПВА в бутылочке небольшого объема.

3. Сито и песочница с песком.

4. Сосуды с водой.

5. Акварель.

6. Кисти мягкие (в идеале – белочка № 6).

7. Контур предмета (распечатанный или нарисованный).

Итак, дети гуляют, солнышко печет, всем хорошо, дети бегают, и тут мы предлагаем им порисовать! Как это делать?

На листе бумаги мы обводим бутылочкой клея силуэт предмета, отправляем детей в песочницу за песком и предлагаем засыпать весь лист! Дети в недоумении, но с радостью засыпают рисунок. Через пару-тройку мгновений стряхиваем легонько рисунок. В этот момент происходит чудо, дети очень рады моменту, когда темный листочек превращается… в красивый рисунок. Оставляем на солнышке на пять-семь минут и предлагаем закрасить акварелью. Будьте уверены, испортить рисунок сложно, как бы не перемешивались краски, объемная силуэтная песочная линия не даст перемешиваться краскам там, где это не нужно.

Высохший рисунок хорошо стряхивают, кладут под пресс и потом можно сделать выставку работ на участке. Детям младшего возраста вы можете распечатать картинки для раскрашивания (крупные предметы без мелких деталей), старшим – по желанию. Такое рисование хорошо тем, что можно сыпать сколько угодно и заливать краской сколько угодно, и детям не страшно, если прольется мимо или рассыплется!

При использовании воды в продуктивной деятельности у ребенка включается сразу несколько анализаторов: зрительный, слуховой, кинестетический, тактильный, что способствует непроизвольному и более глубокому усвоению информации.

Зная свойства воды и цвета, наблюдая, как дети увлеченно рисуют пятнами (акварель, эбру), получая удовольствие от свойств текучести воды, передавая на бумагу свои впечатления, мы решили применить этот прием рисования в логопедической деятельности. Для обучения грамоте мы зашифровывали слова-предметы, слова-действия и слова-признаки, строчки из стихотворений, чистоговорки.

В итоге творческая находка оказалась удачной для обучения звуковому анализу слова по их качественным характеристикам (гласный-согласный, твердый-мягкий). Дети не просто обозначали звуки цветным карандашом, а писали каплями слова, обозначая звуки цветной водой большими пипетками, создавая при этом картину!

Нам потребуются инструменты:

Пипетки, цветная вода, бумага, заготовки стихотворной строки. Для работы необходима небольшая композиционная зарисовка (ветвистое дерево и трава, солнце, облака или кораблик, бегущий по ручью и т.п.). Каждый предмет в композиции или его части обозначают слово, которое и нужно закапать цветными каплями, учитывая качественные характеристики звука.

 

 

Количество просмотров: 10712  

Добавить комментарий

1. Применение телесно-ориентированных и нейропсихологических практик в коррекционно-развивающей работе с обучающимися с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
2. Особенности логопедической работы с детьми раннего возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
3. Почему так важно развивать слуховое внимание у детей: взгляд логопеда ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
4. Нейрогимнастика как эффективный метод физического воспитания дошкольников с особыми образовательными потребностями ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
5. Взаимодействие детского сада и родителей по формированию основ здорового образа жизни: растим здорового ребёнка вместе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
6. Коррекция нарушений произносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи, дизартрией с применением приемов психомоторной коррекции ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
7. Применение нейроигр в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
8. Инновационные методики по формированию графо-моторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
9. Сенсорные игры с песком при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. Взгляд на психомоторную сферу дошкольника как систему: взаимная связь движения, поведения и речи ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Программа по оздоровительной гимнастике для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата «Свобода движений» как первый шаг к успеху ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Представление опыта работы по профилактике эмоционального выгорания педагогов дошкольного учреждения на примере реализации проекта «На работу как на праздник!» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
13. Модель реализации коррекционно-развивающей работы с обучающимися в специальной (коррекционной) школе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
14. Экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса к формированию основ правильного питания у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
15. Здоровьесберегающие технологии в условиях ДОУ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
16. Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышения мотивации к его сохранению через использование современных здоровьесберегающих технологий ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
17. Актуальные вопросы организации логопедической помощи в ДОУ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
18. Организация развивающей среды в ДОУ по формированию основ безопасности и правил дорожного движения ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
19. Использование нейроупражнений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ТНР ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. Логопедическая игра как эффективное средство развития речи и двигательной активности детей ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы