Здоровьесберегающие подходы при реализации программы преемственности дошкольного и начального школьного образования

 
 

Родионова Юлия Владимировна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МАОУ «Гимназия № 13 имени Э. А. Быкова» г. Новосибирска

 
 
 

Лебедева Елена Павловна,

учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия № 13 имени Э. А. Быкова» г. Новосибирска

 

Здоровьесберегающие подходы при реализации программы преемственности дошкольного и начального школьного образования

От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь

на первую ступеньку лестницы познания, что он будет

переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям.

В. А. Сухомлинский

«Преемственность – это связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе, познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе его некоторые элементы» (БСЭ). Согласно Концепции непрерывного образования, «Преемственность дошкольного и начального образования понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования».

«Преемственность – это не только подготовка к новому, но и, что еще более важно и существенно, сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития процесса» (А. В. Белошистая «Современное понимание реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования», журнал «Начальная школа, № 2, 2000 г.) Именно такое толкование преемственности дало нам основание для выработки основной идеи проекта.

Следует отметить, что в образовании различным аспектам многогранной проблемы преемственности уделяется значительное и все возрастающее внимание. Вопросам преемственности дошкольного и школьного воспитания и обучения занимались такие классики отечественной педагогики и психологии, как Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.В. Запорожец и др. Вместе с тем, многие исследователи отмечают, что в настоящее время в построении преемственности между различными звеньями образовательной системы сложилась парадоксальная ситуация, когда низшее, предшествующее звено вынуждено приспосабливаться к последующему, высшему. Проблема преемственности дошкольного и школьного звеньев системы образования рассматривается с позиций «учебной преемственности».

Однако подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узко предметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него знаний по учебным предметам. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний, само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел и хотел самостоятельно их добывать и применять. Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольников качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.

Многие из выпускников нашего детского сада идут учиться в 13 гимназию. По результатам опроса воспитателей, родителей и учителей в 2017-2018 учебном году из 38 детей – 20 поступили в данную гимназию. Методом анкетирования родителей мы выяснили, что при поступлении ребёнка в школу их больше всего волнуют результаты тестирования «Психологическая готовность к школе», не задумываясь, что большинство проблем у детей возникает не из-за незнания чего-либо, а из-за затруднений в общении со сверстниками и перегруженности в учебной деятельности. Вопросами здоровьесбережения и здоровьеформирования в школе сами родители не взволнованы. Почему?

Обратившись за помощью к школьному психологу и учителям начальных классов для выяснения причин неуспешной адаптации детей, мы получили следующие результаты:

20 учащихся – 100%

Хорошая адаптация – 8 человек – 40%,

Удовлетворительная адаптация – 8 человек – 40%,

Плохая адаптация– 4 человека – 20%.

Двое детей с плохой и удовлетворительной адаптацией пришли в гимназию без желания. У троих детей на фоне психических проблем, возросших нагрузок возникли проблемы в общении со сверстниками, у троих детей повысилась заболеваемость. Итогом этой работы стала разработка проекта «Преемственность дошкольного и начального школьного образования» и дальнейшая его реализация.

Кроме этого, сегодня значительной становится проблема создания системы непрерывного образования, что предполагает рассмотрение образования не только как усвоение современных знаний и освоения технологий, но и как развитие мыслящей деятельной личности. Так, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года названы компетенции, которые легли в основу Федерального государственного образовательного стандарта. К ним отнесены:

– информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать и применять информацию);

– коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

– самоорганизация (умение ставить цели, планировать, полноценно использовать личностные ресурсы);

– самообразование (готовность учиться на протяжении всей жизни).

При решении разных педагогических задач, несмотря ни на что, приоритетным остается вопрос здоровьезбережения и здоровьеформирования детей. Важно пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, в выборе учебных курсов, адекватных собственным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь становится важнейшим условием формирования здорового образа жизни.

Учитывая вышесказанное, в решении вопросов преемственности необходимы такие инструменты, которые с одной стороны, могут быть адекватны дошкольному и начальному образованию, с другой – направлены на формирование основ компетенций у дошкольников и дальнейшее их развитие у школьников.

Таким инструментом, на наш взгляд, является программа «Школа здоровячка», разработанная педагогами Родионовой Ю.В., Лебедевой Е.П., работающими в гимназии № 13, которая подходит не только для детей начальной школы, но и для «дошколят».

Здоровье подразумевает не только отсутствие болезни и физических дефектов. Это состояние полного физического, психического и социального благополучия. На развитие и состояние здоровья детей оказывают влияние ряд факторов. Одни из них укрепляют здоровье, другие его ухудшают (факторы риска). Последние составляют четыре группы:

– образ жизни (50 % воздействия на здоровье в общей доле влияния факторов риска);

– наследственность (20 %);

– внешняя среда (20 %);

– качество медицинского обслуживания (10 %).

Таким образом, основным фактором, формирующим здоровье детей, является его образ жизни, в который входят следующие составляющие: питание, физическая активность, отношение к вредным привычкам, психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья.

Здоровье, в свою очередь, является основным фактором, определяющим эффективность обучения. Только здоровый ребёнок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой. Нарушение здоровья приводит к трудностям в обучении. В связи с этим перед школой стоят сразу две задачи:

– сохранить, поддержать и укрепить тот уровень здоровья, с которым ребёнок приходит в образовательное учреждение;

– воспитать у него ценностное отношение к собственному здоровью.

Программа кружка «Здоровячок» направлена на решение этих задач. В ней отражена специфика проведения занятий в начальной школе и взаимодействие с ребятами дошкольного возраста по проблеме здоровьесбережения и здоровьеформирования. Дети узнают об использовании здорового питания (совместная организация и участие в реализации проекта «Питание и здоровье», двигательных режимах, с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, о необходимости в занятиях физической культурой и спортом. Проводятся различные совместные мероприятия, например, такие, как:

1. Фотовыставка «Вот оно какое наше лето»

2. «Путешествие в огородию» для детей детского сада № 451.

3. Футбольный марафон.

4. Веселые старты.

5. Масленица.

6. Пришкольный лагерь «Бригантина».

7. Электронный журнал «Клуб здоровячок».

Помимо этого, они научатся соблюдать режим дня, согласованный с родителями, врачом, учителем.

 

Таким образом, работая по программе преемственности с дошкольниками и учениками начальных классов, мы решаем несколько важных педагогических и психологических задач:

– помогаем детям легче адаптироваться к школьным условиям;

– помогаем сохранять уровень здоровья ребенка, формируем ответственное отношение к себе и своему здоровью;

– формируем компетенции у детей.

Список литературы

1. Готов ли ваш ребёнок к школе / А.А. Венгер, А.Л. Венгер. – М: Знание, 1994 г. – 192 с.

2. Должикова Р.А., Федосимов Г.М., Кулинич Н.Н., Ищенко И.П. Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе. – М.: Школьная Пресса, 2008.

3. Доскин В.А. Здоровье ребенка и его готовность к школе: пособие для родителей; под ред. В.А. Доскина. – М.: Просвещение, 2007.

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

5. Оберемок С.М., Общие основы проектирования. Материалы к обучающему курсу, Новосибирск: НИПКиПРО, 2004 – 48 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Письма и приказы – М: Сфера, 2016.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. ФГОС – М: Просвещение, 2016.

8. Хансен К.А., Кауфман Р.К., Уолш К.Б. Организация программы, ориентированной на ребенка: программа «Сообщество» – первая часть учебно-методического комплекта «Сообщество». – М.: Гендальф, 1999. – 276 с.

Количество просмотров: 5863  

Добавить комментарий

1. Логопедическая игра как эффективное средство развития речи и двигательной активности детей ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Свет музыки в каждом: музыкотерапия с детьми с расстройством аутистического спектра ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Рисование как средство коррекции нарушений устной и письменной речи младших школьников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Проектная деятельность как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников ДОО в процессе коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Взаимодействие с родителями детей раннего возраста посредством игровых видеороликов по профилактике психо-речевых нарушений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Организация и проведение «Фестиваля синих мишек» в рамках акции «Зажги синим» в коррекционной школе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников в рамках реализации проекта «Путешествие по стране эмоций» по развитию эмоционально-волевой и двигательной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ и ООП посредством интегрированного подхода ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Организация работы с родителями по вопросам рационального питания детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Правильное питание в МБОУ СОШ № 196 ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Взаимодействие педагогов с родителями в условиях дошкольной образовательной организации ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Использование метафорических ассоциативных карт в практике педагога-психолога для консультирования родителей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Сохранение и укрепление здоровья дошкольников через расширение знаний детей о правилах питания ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Практика организации психологического сопровождения семей участников СВО в условиях образовательной организации ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Проектирование современного учебного занятия с использованием нейропсихологических упражнений в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. Актуальные проблемы и перспективы развития адаптивной физической культуры в школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
16. Роль современного общества в организации помощи неговорящим детям ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
17. Использование буквенного квеста «Найди меня!» в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
18. Профилактическая работа с обучающимися с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
19. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Нейропсихологический подход как средство развития и социализации дошкольников, имеющих особые возможности здоровья ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы