Технология повышения двигательной активности учащихся на уроках физической культуры

 
 

Боровская Лариса Михайловна,

учитель физической культуры

высшей квалификационной категории

МАОУ СОШ № 213 «Открытие» г. Новосибирска

 

Технология повышения двигательной активности учащихся на уроках физической культуры

Сохранение здоровья обучающихся является важной задачей образования. Поддержание и укрепление физического здоровья учащихся напрямую связано с двигательной активностью.

Двигательная активность – один из основных факторов, который влияет на рост и развитие детского организма, его адаптационные возможности. В настоящее время наблюдается снижение двигательной активности учащихся (гиподинамия). По данным гигиенических исследований в области охраны здоровья, «до 82–85 % дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя)».

Негативные проявления гиподинамии состоят в задержке функционального развития детского организма, повышении частоты и продолжительности заболеваний учащихся. С каждым годом увеличивается процент детей с ослабленным физическим здоровьем. На уроках физической культуры наблюдается увеличение числа обучающихся освобожденных от практических занятий.

Проблема гиподинамии в период школьного обучения актуальна еще и потому, что низкая двигательная активность приводит к снижению умственной и физической работоспособности учащихся.

Основную цель работы учителя физической культуры вижу в целенаправленном создании условий обучения, повышающих двигательную активность каждого ребенка, и формировании умения организовывать свою двигательную деятельность. Для этого в процессе физического воспитания учащихся использую здоровьесберегающую технологию повышения двигательной активности, состоящую из следующих организационно-педагогических блоков:

– учебно-практический блок – уроки физической культуры;

– индивидуально-самостоятельный блок – организация самостоятельной физкультурной деятельности на уроках и в домашних условиях;

– спортивно-массовый блок – организация и проведение спортивных мероприятий во внеучебное время.

Учебно-практический блок включает реализацию образовательной программы по физической культуре.

Обеспечение высокой двигательной активности на уроках осуществляю за счет повышения моторной плотности занятий физической культуры, посредством разнообразия методов обучения, форм организации обучающихся на уроке (фронтальная, групповая, индивидуальная). Наиболее эффективными считаю групповые формы работы, позволяющие вовлечь как можно больше обучающихся: одновременная работа с мячами в парах; отработка индивидуального задания в подгруппах со сменой направляющего, мест положения подгрупп; фронтальное выполнение общеразвивающих упражнений; синхронное выполнение гимнастических упражнений и др.

Среди методов обучения, решающих задачу повышения двигательной активности на уроке, использую метод круговой тренировки по станциям, поточный метод в подгруппах, .

Естественным стимулом, повышающим двигательную активность обучающихся и одновременно решающим задачи профилактики простудных заболеваний и закаливания организма, является проведение уроков на свежем воздухе: в осенний период – лёгкая атлетика, в зимний период – лыжная подготовка. При хороших погодных условиях 70 % уроков провожу на улице.

Реализация индивидуально-самостоятельного блока позволяет учащимся индивидуально подходить к своему здоровью, регулировать двигательную активность на занятиях в зависимости от самочувствия, организовывать самостоятельные занятия физической культурой при выполнении домашних заданий.

Индивидуальный подход к своему здоровью предполагает наличие у учащихся представлений о своих физических возможностях: уровня двигательной подготовленности, реакции организма на физическую нагрузку. Поэтому при сдаче контрольных тестов не только знакомлю учащихся с нормативными показателями, но и предоставляю возможность каждому сравнить свой результат с предыдущим. При оценивании результатов выполнения контрольных нормативов и выявлении динамики развития физических качеств учитываю индивидуальные особенности обучающихся.

На уроках учащиеся получают возможность осуществлять контроль за состоянием организма, посредством определения пульса, частоты дыхания в начале урока, при выполнении физических упражнений и во время восстановления после физической нагрузки.

Учащиеся, имеющие медицинские противопоказания, занимаются отдельно от основной группы (во внутреннем круге или по прямой, в зависимости от направления движений класса), самостоятельно регулируя свою нагрузку, выполняя те же задания в медленном темпе, с меньшей дозировкой и амплитудой движения, следя за своим самочувствием.

Дети, освобожденные от практических занятий физической культуры по состоянию здоровья, принимают участие в организации спортивных и подвижных игр в роле судей, помогают в расстановке и уборке спортивного инвентаря, в принятии контрольных нормативов в роли секретаря.

Одной из составляющей организации самостоятельной двигательной деятельности является знание и соблюдение правил безопасного выполнения физических упражнений, спортивных и подвижных игр. Закрепление знаний техники безопасности осуществляю посредством проговаривания правил учащимися перед выполнением различных заданий.

Органической частью учебного процесса является выполнение домашних заданий, направленных на повышение культуры движений и двигательной активности, а также на воспитание у учащихся потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями, соблюдению определенных гигиенических правил и навыков.

В домашние задания включаю упражнения на осанку, для развития двигательных качеств, комплексы общеразвивающих упражнений, которые впоследствии выполняются в подготовительной части урока.

Для воспитания у обучающихся умения организовать свою двигательную деятельность на уроке предоставляю им возможность самостоятельно провести подготовительную часть урока: бег, беговые и общеразвивающие упражнения. При организации игр: выбрать игру, разделиться на равные по силам команды, назначить судей.

Спортивно-массовый блок реализуется во внеучебное время и включает организацию и проведение спортивных мероприятий. Одной из задач данного блока является вовлечение учащихся в соревновательный процесс. С сентября 2017 г. по февраль 2018 г. на уровне МАОУ СОШ № 213 «Открытие» проведено 6 спортивно-массовых мероприятий. Самое массовое мероприятие – «Веселые старты» – прошло в рамках «Дня здоровья». Мероприятие продумано так, чтобы двигательной деятельностью были охвачены не только участники команд (216 человек), но и зрители, для которых организован ритмичный Флешмоб. К «Дню матери», для учащихся 2-4-х классов проведён спортивный семейный праздник «Вместе с мамой веселей». В празднике приняли участие 40 детей и 40 родителей. Для первоклассников проведены соревнования «Мой весёлый звонкий мяч». В них участвовало 72 первоклассника. С интересом прошли спортивные мероприятия: «Первенство школы по пионерболу» среди 5-8 классов, охватившее 105 учащихся, и «Первенство школы по баскетболу», в котором приняли участие 35 человек. В честь праздника 23 февраля был проведен турнир «Богатыри России» среди 5-9 классов, в котором участвовало 50 человек.

Одной из инновационных форм организации двигательной активности является флешмоб с использованием элементов классической аэробики и художественной гимнастики. Флешмоб был проведен на «Дне здоровья», в праздничном концерте, посвящённом «Дню матери». Также флешмоб используем перед началом соревнований по спортивным играм.

Реализация здоровьесберегающей технологии повышения двигательной активности учащихся в процессе физического воспитания позволяет повысить успеваемость по предмету «Физическая культура», динамику роста физической подготовленности учащихся, двигательную активность учащихся на уроках и во внеучебное время.

Литература

1. Козлов Д.В., Пономарёв В.В., Близневский Л.Г., Стручков В.И. Интегративная технология повышения двигательной активности студентов в процессе физического воспитания в вузе. Вестник ТГПУ, 2008. Выпуск 3 (77). – 79-82 с.

2. Селуянов В.Н. Технология оздоровительной физической культуры – 2-е изд. – М.: ТВТ Дивизион, 2009. – 192 с.

3. Физкультурно-оздоровительные технологии: курс лекций / сост. Ивко И. А. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2009. – 152 с.

Количество просмотров: 8143  

Добавить комментарий

1. Правильное питание дошкольников – залог здоровья и хорошего самочувствия воспитанников ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
2. Применение телесно-ориентированных и нейропсихологических практик в коррекционно-развивающей работе с обучающимися с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
3. Особенности логопедической работы с детьми раннего возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
4. Почему так важно развивать слуховое внимание у детей: взгляд логопеда ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
5. Нейрогимнастика как эффективный метод физического воспитания дошкольников с особыми образовательными потребностями ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
6. Взаимодействие детского сада и родителей по формированию основ здорового образа жизни: растим здорового ребёнка вместе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
7. Коррекция нарушений произносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи, дизартрией с применением приемов психомоторной коррекции ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
8. Применение нейроигр в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
9. Инновационные методики по формированию графо-моторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. Сенсорные игры с песком при работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Взгляд на психомоторную сферу дошкольника как систему: взаимная связь движения, поведения и речи ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Программа по оздоровительной гимнастике для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата «Свобода движений» как первый шаг к успеху ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
13. Представление опыта работы по профилактике эмоционального выгорания педагогов дошкольного учреждения на примере реализации проекта «На работу как на праздник!» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
14. Модель реализации коррекционно-развивающей работы с обучающимися в специальной (коррекционной) школе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
15. Экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса к формированию основ правильного питания у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
16. Здоровьесберегающие технологии в условиях ДОУ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
17. Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышения мотивации к его сохранению через использование современных здоровьесберегающих технологий ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
18. Актуальные вопросы организации логопедической помощи в ДОУ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
19. Организация развивающей среды в ДОУ по формированию основ безопасности и правил дорожного движения ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. Использование нейроупражнений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ТНР ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы