Использование элементов сказкотерапии в логопедической работе с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию

 
 

Еремина Ольга Викторовна,

учитель-логопед высшей квалификационной категории

ГБУСО НСО Социально-реабилитационного центра

для несовершеннолетних «Снегири»

 

Использование элементов сказкотерапии в логопедической работе с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию

Находясь на грани соприкосновения педагогики, психологии, медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, нетрадиционные для неё методы и приемы смежных наук, помогающих оптимизировать работу учителя-логопеда.

Многолетняя практика и поиск новых путей повышения результативности логопедической работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, дошкольного и младшего школьного возраста, натолкнули меня на мысль включать в коррекционную работу, наряду с традиционными логопедическими занятиями, занятия с элементами сказкотерапии.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Именно в нашей стране, в Санкт-Петербурге, открыт институт сказкотерапии, в котором разрабатывается методология комплексной работы для детей, имеющих отклонения в развитии.

Дети очень любят сказки, потому что это их естественное пространство. Фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и волшебством, всегда привлекает детей. Ребенок с радостью погружается в воображаемый нереальный мир, активно действует в нем, творчески преобразует его. Перевоплощаясь в сказочных героев, в принцев и принцесс, в колдунов и фей, в птиц и животных, дети с большим энтузиазмом и удовольствием выполняют задания.

Сказкотерапия для меня – это стиль взаимодействия с детьми, который помогает мне заинтересовать детей настолько, что они не замечают, что, на самом деле, заняты тяжелой работой – исправлением недостатков речи. Сказки, которые я придумываю для логопедических занятий, нужны для создания положительной мотивации к коррекционно-развивающему процессу, для «упаковки» речевого материала. Включение эмоционального компонента в речевой материал повышает эффективность логопедической работы.

Мною создается сказочный образ мира, оборудуется «сказочное пространство» («лес» с искусственными елками, избушка, постройки из игровых модулей). Обязательно используются сказочные атрибуты («волшебная палочка», платок сказочницы» и др.), игрушки, предметные и сюжетные картинки, презентации, музыкальные инструменты. Записываются и применяются музыкальные произведения и др. Всё это помогает детям «погрузится» в сказку. Дети представляют, что находятся в сказочном лесу, на сказочной лесной полянке, в морском царстве и т.д.

В свои логопедические занятия с элементами сказкотерапии я перенесла структурный компонент сказкотерапевтического занятия: ритуал «входа» и «выхода» из сказки. Например, «На одной ножке покручусь, в сказочном лесу окажусь!», «На одной ножке покрутись, в наш центр возвратись». А само логопедическое занятие «начиняю» разными заданиями.

Через использование сказки, её сюжетных линий я решаю многие задачи по коррекции речи:

1. Развивать мелкую и крупную моторику.

Упражнения и приемы по развитию мелкой и крупной моторики учат различать свои телесные ощущения (напряжение расслабление), так как часто дети с нарушениями речи отличаются общей скованностью, слабостью или наоборот двигательной расторможенностью. При обучении детей расслаблению по контрасту с напряжением я привлекаю внимание детей к определенным группам мышц (рук, ног, туловища, шеи, лица).

Например:

Пальчиковая игра «Дом».

На полянке стоит дом. (Дети складывают ладошки «домиком»).

Ну а к дому путь закрыт. (Дети разворачивают ладошки. Имитируя закрытые «ворота»).

Мы ворота открываем, (Дети разворачивают ладони паралельно друг другу).

В этот домик приглашаем! (Складывают ладошки «домиком»).

Для положительного эмоционального настроя использую стихи, к упражнению «Коготочки» такое:

У кошкиной дочки

На лапках коготочки

Ты их прятать не спеши,

Пусть посмотрят малыши. (Дети поджимают подушечки пальцев к верхней части ладошки, большой палец прижимают к указательному пальцу).

На моих сказочных занятиях дети много двигаются. Вот, к примеру, игра «Театр зверей». Цель её – развитие общей моторики.

Дети под музыку ходят по кругу, изображая движения и повадки животных: волка, лисы, зайца.

Медведь.

Медведь по лесу бродит,

Находит в дуплах мед

От дуба к дубу ходит.

И в рот себе кладет.

2. Укреплять артикуляционный аппарат, развивать речевое дыхание и голос, мимику.

В структуру сказочного занятия органично включаю такие элементы, как артикуляционную гимнастику, дыхательные, голосовые и мимические упражнения.

Артикуляционная гимнастика.

«В лес, ребята, мы поедем на лошадке (упражнение «Лошадка»). Скачем, скачем, как весело мы скачем! Улыбаемся (упражнение «Улыбочка – трубочка»). Вдруг в кустах мы услышали фырканье (упражнение «Киска сердится») – это киска сердится. Давайте её возьмем с собой и поскачем дальше в лес (упражнение «Лошадка»)».

Упражнение на развитие речевого дыхания.

«Вот мы прискакали на лесную полянку. Посмотрите, сколько тут разных бабочек. (Раздаю каждому ребенку бабочку на ниточке.) Берем ниточки за кончик, поднимаем так, чтобы глазки смотрели на бабочек, дуем плавно и аккуратно. Посмотрите, как бабочки летают!»

Голосовое упражнение.

«Бабочки улетели, а мы идем дальше. Вот нам на пути встретилось старое дерево. Ветерок подул: с-с-с. (Дети произносят на продолжительном выдохе.)

И оно заскрипело: а-а-а, (на твердой атаке).

Мимическое упражнение.

Упражнения «Горы» и «Хмурая тучка» Цель: развивать подвижность мышц лба. «Мы на горку забрались – бровки вверх поднялись. Мы с горки спустились – бровки вниз опустились». «Темная тучка по небу бежала, как бровки нахмурить, нам показала».

Упражнение «На пляже» Цель: развивать подвижность мышц глаз. «На пляже мы заснули и спокойно отдохнули. Утром встало солнышко – яркие лучи. Я зажмурил глазоньки: «Солнце, не слепи!»

Упражнения на произвольное выражение мимикой эмоциональных состояний: «радость», «грусть», «испуг». Показываю картинку с изображением определенной ситуации, предлагаю детям представить и выразить мимикой эмоции, которые возникают при солнечной погоде, при дождливой погоде, грозе.

3. Развивать фонематический слух.

Современные методы обучения являются зрительно-слуховыми по сути, а правила поведения учащихся на уроке в школе исключают «лишние» телодвижения и эмоциональные проявления. Какой же радостью для моих воспитанников становятся сказочные занятия, где каждая новая информация закрепляется движением.

Так, в работе по формированию фонематического восприятия (навыков дифференциации звуков) я использую игру «Солдат Захар стоит по стойке смирно, а кукла Зина мягкая как резина». Различая правильно мягкие и твердые согласные звуки, дети бывают то солдатом, то куклой. Эта игра способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения движения и мысли. В результате материал лучше запоминается, потому что воспринимается умом и телом.

4. Развивать лексико-грамматический строй речи.

Мне нравится, что на занятиях с элементами сказкотерапии есть возможность научится работать во всех сенсорных системах, задействовать как можно больше анализаторов: тактильный, вкусовой, обонятельный, зрительный, слуховой, двигательный. Например, игра «Апельсин». Цель: обогащать словарный запас прилагательными. Правила игры: перенести апельсины с одного столика на другой, зажав их подбородком и верхней частью грудной клетки (перед игрой апельсины моют в горячей воде для возникновения аромата). Положив апельсин, ребенок называет одно прилагательное – признак этого предмета. Игра проводится в виде эстафеты. После игры апельсины съедают, повторив признаки (вкусный, сладкий, ароматный и др.). Задействованы все анализаторы. Такие игры имеют более высокую результативность, интересны детям.

Задания на подбор синонимов и антонимов.

а) «Дети, посмотрите, здесь что-то спрятано под платком (картинки: сказочной избушки, печки, лавки). Давайте назовем эти предметы так, как их называют в сказках. И как мы называем их сейчас. Изба – дом, миска – тарелка, печка – плита, лавка – стул».

б) «Злой волшебник перепутал добрых и злых героев. Помогите разобраться… Волк – злой. Красная Шапочка – добрая. Змей Горыныч – злой. Иван-царевич – добрый. Колобок – весёлый. Баба Яга – злая.

в) Игра «Подберите слова-родственники к словам «лес» и «медведь»: Лес, лесок, лесочек, лесной, лесник, лесовичок. Медведь, медведица, медвежонок, медвежий.

г) Игры «Назови ласково» и «Назови семейство»: Заяц – зайчонок, лиса – лисичка и т.д. Медведь – медведица – медвежонок. Волк – волчица – волчонок и т.д.

д) Игра «У медведей в горнице». Работа по большой сюжетной картине. Дети отвечают на вопросы, используя предлоги.

- Какие герои изображены на картинке?

- Что стоит на столе?

- Что лежит на кровати?

- Что висит над кроватью?

- Что нарисовано справа на картинке?

- Что нарисовано слева на картинке?

- Что висит на гвозде?

- Кто сидит в середине?

- Кто сидит справа от Настасьи Петровны?

- Кто сидит слева от Настасьи Петровны?

Сказкотерапия в логопедии для меня – это не только игра, но и ненавязчивое осуществление поставленных мною коррекционных задач.

 

Конспект занятия в группе дошкольников с элементами сказкотерапии

Тема: Дикие животные.

Цель: Формировать лексико-грамматический строй речи детей по теме «Дикие животные».

Задачи: 1. Коррекционно-образовательные.

-Уточнить и активизировать словарь детей по теме «Дикие животные». Формировать обобщающее понятие «дикие животные».

-Активизировать глагольный словарь по теме.

-Совершенствовать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

-Закреплять умение правильного употребления педагогов.

-Учить узнавать и сравнивать следы животных.

2. Коррекционно-развивающие.

-Развивать слуховое внимание. Закреплять умение угадывать знакомый музыкальный образ, двигаться в соответствии с музыкой, импровизировать движения животных.

-Координировать речь с движениями.

-Развивать речевое дыхание.

-Работать над развитием мимики.

3. Коррекционно-воспитательные.

-Воспитывать умение дружить.

-Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Интегративные области: «Речевое развитие»: словарь, образование слов с уменьшительно - ласкательным значением. (зайка, зайчик, заинька, заюшка; мишка, мишенька, мишутка; волчонок, волчишко). Активизация слов-действий (прыгать, бегать, рычать, выть). «Познавательное развитие»: узнавание и сравнение следов. «Художественно-эстетическое развитие» музыкальные загадки («Музыка зайца», «волка», «лисы», «медведя»): рисование зайца тычком сухой кисти.

Предварительная работа: знакомство детей со следами диких животных, просмотр видеоролика «Как звери в лесу зимуют».

Оборудование: платок сказочницы, следы диких животных, вырезанные из бумаги, мягкие игрушки; лисенок, волчонок, медвежонок, зайчонок, лес из искусственных елок, сугробы из белой материи.

Ход занятия:

1. – Здравствуйте, дети! Вы любите сказки? Сегодня мы с вами отправимся в сказку, и не простую, мы будем её героями. А для того, чтобы волшебство произошло, нужно сказать волшебные слова. Слушайте и запоминайте. «Дили, дили, дили, динь! Сказка, сказка приходи! Повторяйте за мной. Закройте глаза! Громко и четко произнесите волшебные слова! (Перемещаюсь).

-Откройте глаза, повернитесь ко мне.

-Куда мы попали? (В лес). Кого из животных мы можем встретить в лесу? (Лису, волка, медведя, зайца). Как можно назвать их, одним словом? (Дикие животные).

-Как называются детеныши лисы, волка, медведя и зайца?

2. – А моя сказка о дружбе. Сказка о зайчонке и его друзьях медвежонке и волчонке. Друзья очень любили сидеть вот на этой полянке. Давайте и мы присядем.

Хотя наши животные очень разные, но в сказке они очень дружные и обращаются к друг другу очень ласково!

- Как может ласково обратиться волчонок к зайчонку? (зайка, заинька, заюшка, зайчик).

-А зайчонок к медвежонку? (миша, мишенька, мишутка).

- А медвежонок к волчонку? (волчонок, волчишко).

3. Мимические упражнения.

Потом, они улыбались друг другу. Вот так. А когда, была плохая погода, они грустили. Вот так. Однажды они задумались, в какую же игру ещё поиграть! И, конечно, же придумали новую игру «Кто что делает?».

 Давайте поиграем в неё. Нужно встать на ножки. Зайчонок (что делает?) (Показываю – прыгает). А звери что делают? (прыгают). Волчонок (что делает?) (Показываю – бегает). А друзья что делают? (бегают).

4. Физкультурная пауза.

А еще малыши любили шутить и поддразнивать своего друга зайчонка.

Зайчик беленький сидит, и ушами шевелит

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать!

Кто-то зайку напугал, зайка прыг и убежал!

Но зайчонок совсем не обижался на своих друзей, а отвечал словами новой игры.

5. Кинезиологическое упражнение.

У зверей четыре лапы!

Когти могут поцарапать!

Не лицо у них, а морда!

Хвост, усы, а носик мокрый!

И, конечно ушки только на макушке!

6. Артикуляционная гимнастика.

Проголодавшись, друзья садились пить чай.

Пекли блины. Упражнение «Блинчики»

Медвежонок приносил душистое варенье. Упражнение «Вкусное варенье».

Волчонок угощал любимыми конфетами. Упражнение «Конфетка».

Зайчонок доставал фарфоровые чашки. Упражнение «Чашечка».

Наливал горячий чай «С-с-с».

Он был таким горячим, что сначала звери его остужали. Упражнение «Холодный ветерок».

7. Голосовые упражнения.

После чаепития в хорошем настроении малыши вставали в кружок и пели.

Медвежонок пел низким голосом «ы-ы-ы!»

Зайчонок пел тонким, высоким голосом «и-и-и!».

А волчонок заводил свою любимую волчью песню «У-у-у!».

8. А после пения начиналась веселая игра прятки. Но на снегу были видны следы, и малыши быстро находили друг друга. А где здесь, чьи следы? Давайте, сравним следы. Медвежонка и зайчонка. Чей след больше? А куда ведут следы зайчонка? (Под елку). Где спрятался зайчонок. (Зайчонок спрятался под елку). А куда ведут следы волчонка? (За елку). Где спрятался волчонок? (Волчонок спрятался за елку). Куда ведут следы медвежонка? (В сугроб). Где спрятался медвежонок? (Медвежонок спрятался в сугроб). Когда медвежонка находили, он начинал от досады что делать? (Рычать). А когда волчонку что-то не нравилось он возмущенно, что делал? (выл).

9.Музыкальное упражнение.

А еще зверята любили слушать и угадывать, какой зверь идет к ним гости. Вот мы сейчас узнаем и изобразим, кто к нам идет, только нам в этом поможет музыка.

10. Давайте присядем на полянку. Вот так проводили свой день друзья. А моя сказка подошла к концу. Жаль, но все сказки когда-нибудь кончаются! Не кончается только настоящая дружба!

А нам пора возвращаться в центр. Вставайте на ножки. Слушайте волшебные слова: «Дили, дили, дили ди! Сказка, в группу нас верни!». Скажем все вместе! Дили, дили, дили, ди! Сказка, в группу нас верни!

Количество просмотров: 11362  

Комментарии

Сказкотерапия - это чудесно! Рекомендую: слушайте онлайн аудиосказку про дружбу Гнома и поросенка Изюминки, которого гном и обучал хорошим манерам: не жадничать, вести себя культурно, уважать других и т.д. https://web-skazki.ru/book/gnom-gnomych-i-izyumka
Прочел статью и поделился с коллегами. Браво автору! Рекомендую: аудиосказка Голубой щенок рассказывает историю о маленькой собачке голубого цвета. Как вы уже догадались, окружающие не очень любят, когда что-то выходит за общепринятые рамки. Так и щенку с необычным окрасом приходится в жизни несладко. Рассказ учит добру, учит не судить о ком-то только по его внешнему виду. В Голубом щенке всегда побеждает добро и дружба. Слушайте онлайн поучительную историю Юрия Энтина. https://web-skazki.ru/book/goluboy-shchenok

Страницы

Добавить комментарий

1. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся начальных классов средствами технологии сотрудничества в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Концерты Новосибирской филармонии в школе как средство приобщения учеников к музыкальной культуре ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Практико-ориентированные задачи как средство развития математической грамотности в 5-6 классах ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Работа с исторической картой на уроках истории в 5 классе как способ формирования пространственных представлений и функционального чтения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Взаимодействие педагога и родителей как залог успешного воспитания подрастающего поколения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Семья и школа в физическом воспитании детей с нарушениями зрения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Функциональная грамотность: ключ к эффективному взаимодействию семьи и образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Реализация проекта «Семья и школа» в лицее № 13 п. Краснообска ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Современный подход к работе с родителями учителя индивидуального обучения на дому ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Формирование ключевых компетенций на уроках физической культуры с использованием компетентностного подхода, проектных и игровых технологий в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Роль семьи в организации образовательного процесса у детей с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Взаимодействие школы и родителей в формировании учебной деятельности младшего школьника с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Формирование познавательных УУД в урочное и внеурочное время через использование парной и групповой работы в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Использование проектной деятельности на уроках изобразительного искусства с целью повышения интереса к предмету ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Развитие физических качеств обучающихся с помощью методики повышения физической и функциональной подготовленности во внеурочной деятельности «Футбол в школе» в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Формирование навыков устного счёта через систематическое использование карточек и компьютерных технологий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Проектирование современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Современный урок: принципы проектирования и методы использования современных технологий у детей с нарушением слуха на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Формирование функциональной грамотности обучающихся через развитие диалогической речи на уроках английского языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы