Управление качеством образования в условиях реализации ФГОС ОО
В МАОУ Гимназии № 11 «Гармония» проведен семинар для руководителей школ города Новосибирска и Новосибирской области по теме «Управление качеством образования в условиях реализации ФГОС ОО».
Цель семинара – представить опыт работы педагогического коллектива по управлению качеством образования в условиях реализации ФГОС ОО.
Мероприятия семинара:
– выступление директора гимназии Бегунова С.И. «Перспективные направления деятельности ОУ в условиях реализации ФГОС ОО»;
– выступление Косиненко О.Г., заместителя директора по НМР по проблеме семинара «Управление качеством образования в условиях реализации ФГОС НОО и ООО»;
– открытые уроки по проблеме семинара;
– круглые столы по направлениям:
«Внедрение СМК как условие повышения качества образования»,
«Роль кафедры в становлении профессионализма педагогов»,
«Роль профсоюзной организации в создании благоприятного климата в коллективе как условии повышения качества образования»,
«Взаимодействие урочной и внеурочной деятельности как путь повышения качества в условиях реализации ФГОС ОО»;
– обмен мнениями по обсуждаемым проблемам.
Из материалов круглого стола
«Внутренний аудит как эффективная форма системы менеджмента качества».
Из опыта работы внутреннего аудитора
Одним из актуальных понятий в современной педагогике является качество образования и сопутствующие ему понятия «управление качеством», «качество педагогического процесса», «качество подготовки специалистов». Работа в рамках проекта по СМК в гимназии № 11 «Гармония» направлена на то, чтобы понятие «качество» носило системный характер и объединяло в себе качество управления, качество образовательного процесса, качество подготовки выпускников.
В 2013 году инициативная группа педагогов гимназии предложила разработать проект по системе менеджмента качества для нашей гимназии. На первом этапе была создана группа аудиторов из 18 человек и сразу же возникла необходимость обучения сотрудников и формирование собственной службы внутреннего аудита. Таким образом, начался организационный этап проекта. В связи с этим четыре представителя гимназии прошли курсовую подготовку на базе НГПУ и получили соответствующие документы. Остальные аудиторы прошли обучение на базе нашей гимназии.
Служба внутреннего аудита определила цель, задачи и объекты аудита.
Цель данного проекта – сбор объективных свидетельств, которые позволят выявить несоответствия в процессах, образовательных услугах или системе управления качеством требованиям стандарта.
Задачи:
– изучить документы, российского и международного опыта по созданию и реализации СМК;
– проверить документы СМК организации на соответствие требованиям ISO 9001:2011;
– оценить степень внедрения документов СМК;
– определить потребности в разработке (доработке) документации;
– определить результативность проверяемого процесса.
Основными объектами аудита образовательного учреждения являются:
– качество образовательной услуги;
– качество и результативность процессов;
– функционирование системы менеджмента качества.
Координатором внутренних проверок СМК является представитель руководства по качеству. Следующий ответственный момент – разработка программы аудита. На этом этапе необходимо оценить имеющуюся в гимназии базу и разработать необходимые изменения. Посредством выборочной проверки документации и деятельности оценили действующую СМК, её "слабые места", объёмы доработки. После этого этапа была разработана и утверждена программа аудита СМК и руководитель каждого структурного подразделения был уведомлен под роспись о сроках проведения аудита.
В ходе практического этапа отрабатывается технология мониторинговых исследований, осуществляется сбор информации, дается количественный и качественный анализ полученных результатов и подводятся промежуточные итоги. На данном этапе группа аудиторов разрабатывает план аудита системы менеджмента качества для каждого структурного подразделения:
– цель аудита: соответствие требованиям ГОСТ ISO 9001:2011;
– выявление несоответствий установленным требованиям СМК;
– объекты, подлежащие аудиту;
– составление отчет о результатах аудита (направляется руководителю проверяемого подразделения и представителю руководства по качеству).
Систематизация и обобщение результатов самооценки, оценки качества и эффективности деятельности по изучаемому направлению, подготовка обобщенных заключений – это аналитический этап в каждой рабочей группе. Информация обрабатывается, анализируется, вырабатываются рекомендации, принимаются решения по отдельным вопросам.
На данном этапе после проверки структурного подразделения группа аудиторов заполняет протокол несоответствия, в котором отмечает:
– номера пунктов стандарта;
– категории несоответствия: значительные или малозначительные с описанием несоответствия. Например: наличие устаревших неупорядоченных документов; отсутствие единой сетки в календарно-тематическом планировании;
– предполагаемые корректирующие действия. Например: списать устаревшие документы и упорядочить хранение; ввести единую структуру календарно-тематического планирования;
– срок выполнения;
– осуществление корректирующих действий;
– подписи.
Один экземпляр передают представителю структурного подразделения для осуществления корректирующих действий.
На следующем этапе члены аудиторской группы осуществляют проверку выполнения корректирующих действий и заполняют журнал регистрации документов по корректирующим действиям в срок, указанный в протоколе несоответствия.
И в заключение члены аудиторской группы составляют отчет по проведению внутреннего аудита.
Ценность внутреннего аудита СМК:
1. Не только констатация факта, но и ответ на вопрос «почему это произошло?» – анализ.
2. Максимальная открытость аудита. Открытый обмен информацией между аудиторами и проверяемыми на всех этапах аудита, не дожидаясь его окончания (планирования, проведения, подготовки отчета, указания о возможных корректирующих действиях по устранению выявленных несоответствий), несомненно, повышает эффективность аудита. Эта открытость поможет руководителям подразделений лучше подготовиться к аудиту и выработать адекватные корректирующие действия.
3. Установление атмосферы доверия между проверяющими и проверяемыми.
4. Проверяется эффективность всех видов деятельности образовательного учреждения, обеспечивающих качество.
5. Вскрываются “слабые места” и выявляются несоответствия, принимаются корректирующие меры.
6. Систематизирует работу.
7. Помогает выжить и реализоваться в современных условиях.
Фотогалерея
Количество просмотров: 12238 |
Комментарии
Гость опубликовано
Страницы
Добавить комментарий