Медиаобразование как средство воспитания личности

 
 

Беспалова Татьяна Геннадьевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ города Новосибирска Гимназия № 9

имени Героя Российской Федерации Немыткина Михаила Юрьевича

 

Медиаобразование как средство воспитания личности

В настоящее время возможности влияния средств массовой коммуникации на людей, в особенности на детей, очевидны. Вследствие чего возникает актуальная задача использования и усовершенствования медиаобразования с целью воспитания личности человека, а также предотвращение негативного влияния средств массовой информации.

В течение последних двадцати лет в мире произошла переориентировка молодежи в сторону аудиовизуального восприятия. Популярность печатного текста стала стремительно падать с совершенствованием цифровых технологий. С развитием данных технологий создалась возможность контактирования людей без их физического присутствия. Ранее подобные контакты были возможны с помощью почты, телефона, телеграмма, однако новые масс-медиа технологии создали новое качество связи и общения в целом. С помощью новых информационных технологий создалось целое пространство, которое имеет возможность встраиваться в структуру пространства личности человека, а получение информации в основном происходит визуальным путём. Средства масс-медиа стали как средством познания, так и освоения и восприятия окружающего нас мира. В особенности эта значимость сказывается на молодом поколении, так как их личности находятся в состоянии формирования.

Разнообразность информационных технологий чрезвычайно высока. Данные технологии изменяют направленность работы человека, а также влияют на виды социальных взаимодействий, социализацию личности человека и организационные формы. Одним из важнейших источником социализации личности является медиа-сфера, так как она предлагает целую индустрию ощущений взамен полноценных отношений, а также предоставляет готовые шаблоны мыслей и поступков. В свою очередь имеется и отрицательная составляющая в виде воздействия на психику человека, напрямую связанная с особенностями деятельности человека в медиа сфере, в частности в интернете.

Аналитическое агентство “We Are Social” и крупнейшая SMM-платформа “Hootsuite” совместно предоставили отчет о глобальном цифровом рынке [1]. Данные анализировались за 2017 – 2018 год. Было выявлено, что сегодня во всем мире интернетом пользуется более 4 миллиардов человек. По результатам исследования было установлено, что в России люди проводят около 7 часов в день в интернете, что грубо говоря, треть всего времени бодрствования. И эта цифра ежегодно возрастает.

Возможности масс-медиа велики, а их использование должно идти на благо людей. Однако зачастую происходит осознанное или неосознанное информационное воздействие, которое направлено против личности человека. В настоящее время существует угроза от различного вида информации, и больше всего этому негативному воздействию подвержены дети, так как они доверчивы в плане восприятия информации. Большое количество масс-медиа проектов не соответствуют информационной безопасности по ценностно-смысловому, личностному, а также поведенческому критерию [2]. В свою очередь сцены жестокости и насилия опасны не только для формирования личности ребенка, но также и для физического и психического здоровья человека.

Несомненно, одной из основных задач взрослых, государства, а также системы образования, является ограждение молодого поколения от пагубного влияния негативной информации. Под ограждением ни в коем случае не подразумевается полная изоляция детей и подростков от медиа сферы, а скорее предоставление возможности принятия обоснованных решений относительно их информационной защиты. Требуется создать такие условия, при которых абсолютно любой человек имел бы возможность оценить предоставляемую информацию и в случае отрицательного воздействия суметь противостоять ей. Нужно развивать умения правильной постановки вопроса и проблемы перед собой, анализировать и интерпретировать предоставляемую информацию, а также уметь выявлять возможности манипуляции. Это умение доступно лишь компетентному в медиа сфере человеку.

С этого момента начинается сфера деятельности системы образования и семьи. От качества и концепции системы образования зависит развитие личности учащегося. В связи с чем большое значение приобретает такая предметная область, как медиаобразование. «Российская педагогическая энциклопедия» определяет медиаобразование как направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками и студентами «закономерностей массовой коммуникации» (пресс, телевидения, радио, кино, видео и т.д.) [3]. Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств.

Британский медиапедагог, исследователь Д. Букингэм опубликовал работу [4], в которой говорится, что наступила новая эпоха, «эпоха информационного общества», которая положила начало к появлению новой парадигмы медиаобразования. В основе этой парадигмы лежит утверждение, что люди не являются пассивными жертвами влияния медиа сферы. Более того, медиаобразование ставит в основу личность обучающегося и опирается на его медийные знания и опыт, а не учебные требования преподавателя. Медиаобразование способствует нейтрализации негативного воздействия на учащегося.

Медиаграмотный человек должен понимать, что:

1. Информация, полученная от медиаисточника, формируется с точки зрения определенных людей.

2. Для получения более эффективного результата авторы информации прибегают к специальным техникам эмоционального воздействия.

3. Вся медиаинформация выгодна одним людям и не выгодна другим, в связи с чем можно задаться вопросом, кому данная информация выгодна и почему.

Медиаграмотная аудитория должна искать альтернативные источники информации, использовать медиа с пользой и не быть объектом манипуляции с чьей-либо стороны.

Современное образование невозможно без использования информационных технологий. Однако на сегодняшний день большое количество людей не готовы к полноценной жизни в загруженном информацией мире. Этим людям не хватает знаний в области медиаграмотности.

Умениям работы с информацией необходимо начинать обучать со школьной скамьи. Данный навык способствует интеллектуальному развитию личности, так как чем более полно и целенаправленно человек обеспечивает себя нужной информацией, тем более адекватно формируется у него образ реального мира, благодаря чему он может себя в нём реализовать.

К сожалению, огромный потенциал медиа на практике применяется крайне редко, так как большое количество педагогов не владеют теорией и методикой медиаобразования. Достаточно большая часть преподавателей работают по традиционной системе, которая не учитывает влияние медиасферы на формирование личности учащегося. В результате чего большое значение приобретает повышение уровня медиаграмотности уже работающих педагогов, а также системы профессиональной подготовки. Необходимо развивать модели и технологии включения медиаобразования в учебный процесс современной школы.

Список литературы:

1. Аналитическое агентство We Are Social и SMM-платформа Hootsuite. Интернет 2017-2018 в мире и в России: статистика и тренды. // URL: https://www.web-canape.ru/business/internet-2017-2018-v-mire-i-v-rossii-statistika-i-trendy/

2. Егозина В.И., Овчинников Н. Д. Смотреть нельзя запретить. // Основы безопасности жизнедеятельности. 2003. № 54. С. 15–18.

3. Давыдов В. В. Медиаобразование. // Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. 1993. С. 555.

4. Buckingham D. Media Education: Literacy, Learning and Contemporary Culture.Cambridge // UK: Polity Press. 2003. P. 13.

Количество просмотров: 10280  

Добавить комментарий

1. Воспитательные эффекты образовательного партнерства учителя и современного «компьютерного» ребенка в пространстве медиатехнологий будущего
2. Летнее погружение в языковую и естественнонаучную среду
3. Медиаобразование как средство воспитания личности
4. Неделя памяти «Этот праздник со слезами на глазах»
5. Работа с историческими источниками и историографией на уроках и внеурочных занятиях по истории в 5 классе
6. Роль медиаресурсов при подготовке к юбилею школы
7. Роль медиаобразования в формировании личности учащихся начальных классов
8. «Ради этого стоит жить!»
9. Профессионально-творческое развитие и саморазвитие педагога в рамках школы «Потенциал»
10. Медиаобразование как средство воспитания личности
11. «Спорт нам плечи расправляет и здоровье закаляет…»
12. Ключевые профессиональные компетенции учителя-предметника
13. Технология интегрированного обучения и воспитания на уроках музыки
14. Методика «Сбора и обработки материала, свидетельствующего об успешности обучающихся начальной школы»
15. Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников с нарушениями слуха через сетевое взаимодействие в образовании
16. Методика составления SWOT-анализа на уроках ОКСЭ
1. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся начальных классов средствами технологии сотрудничества в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Концерты Новосибирской филармонии в школе как средство приобщения учеников к музыкальной культуре ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Практико-ориентированные задачи как средство развития математической грамотности в 5-6 классах ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Работа с исторической картой на уроках истории в 5 классе как способ формирования пространственных представлений и функционального чтения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Функциональная грамотность: ключ к эффективному взаимодействию семьи и образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Влияние движения на когнитивное развитие ребенка при изучении иностранных языков ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Реализация проекта «Семья и школа» в лицее № 13 п. Краснообска ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Современный подход к работе с родителями учителя индивидуального обучения на дому ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Формирование ключевых компетенций на уроках физической культуры с использованием компетентностного подхода, проектных и игровых технологий в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Роль семьи в организации образовательного процесса у детей с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Формирование познавательных УУД в урочное и внеурочное время через использование парной и групповой работы в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Использование проектной деятельности на уроках изобразительного искусства с целью повышения интереса к предмету ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Взаимодействие педагога и родителей как залог успешного воспитания подрастающего поколения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Семья и школа в физическом воспитании детей с нарушениями зрения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Взаимодействие школы и родителей в формировании учебной деятельности младшего школьника с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Развитие физических качеств обучающихся с помощью методики повышения физической и функциональной подготовленности во внеурочной деятельности «Футбол в школе» в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Формирование навыков устного счёта через систематическое использование карточек и компьютерных технологий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Проектирование современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Современный урок: принципы проектирования и методы использования современных технологий у детей с нарушением слуха на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы