Развитие одаренности обучающихся на примере творческой деятельности ансамбля скрипачей «Рондо»

 
 

Таскина Алена Юрьевна,

педагог дополнительного образования

творческого объединения «Ансамбль скрипачей «Рондо»

МАУ ДО ДТД УМ «Юниор» г. Новосибирска

 
 
 

Свешникова Вероника Сергеевна,

педагог дополнительного образования

творческого объединения «Ансамбль скрипачей «Рондо»

МАУ ДО ДТД УМ «Юниор» г. Новосибирска

 

Развитие одаренности обучающихся на примере творческой деятельности ансамбля скрипачей «Рондо»

В любом детском инструментальном коллективе участники всегда обладают разным уровнем умений и разными способностями. В нашем коллективе – ансамбле скрипачей «Рондо» – среди четырнадцати ребят есть очень разные музыканты. Кто-то собирается продолжить образование и выбрать музыку своей профессией, а кто-то был отчислен из ДМШ из-за профнепригодности. Специфика нашей работы состоит в том, что мы не занимаемся обучением скрипача, мы используем те навыки и умения, которые ребята получают на уроках специальности в музыкальных школах и стараемся усовершенствовать их в коллективной работе, насколько это возможно. Однако некоторые из ансамблистов не получают профессиональных навыков вне ансамбля, так как по тем или иным причинам уже не учатся в музыкальной школе. Наша цель – привить любовь к музыке и искусству всем ансамблистам, независимо от их уровня владения инструментом, развить их слуховые и координационные навыки игры на инструменте, а также научить их контактировать между собой в коллективе посредством музыкального общения.

Перед педагогами, которые работают с ребятами, стоят две задачи: предпрофессиональная подготовка и воспитание грамотного слушателя, любителя музыки, формирование людей, жизнь которых обогатится великим даром – умением слушать и понимать музыку. Естественно, что предпрофессиональная подготовка – это путь одарённых детей. И основная работа в этом направлении делается педагогом по специальности.

Но игра в ансамбле для одарённого ребёнка, в перспективе профессионального музыканта, имеет огромное значение для его развития. В течение обучения в музыкальной школе часто возникают ситуации, когда развитие в классе по специальности становится не таким активным, а занятия – не такими продуктивными, как хотелось бы. В такие моменты ансамблевая игра очень часто помогает ребенку увидеть цель и стимул к занятиям, что уже не раз происходило с нашими воспитанниками. Ориентируясь друг на друга, ансамблисты учатся и развиваются в процессе репетиций и выступлений. Младшие ученики стремятся к тому, чтобы быть наравне со старшими, а старшие в свою очередь учатся у младших, видя их стремления. Очень важной стороной является то, что, несмотря на разницу в возрасте и профессиональных способностях, организуется добрый и дружный коллектив, что очень важно в настоящее время.

Современная педагогика, наряду с индивидуальным подходом к учащимся, который является основным в работе, уделяет всё более пристальное внимание различным формам коллективного музицирования, где ансамбль скрипачей – это наиболее распространенный, популярный и доступный способ совместного музицирования.

Ансамбль – это согласованное звучание нескольких инструментов, а под этим подразумевается одинаковые: трактовка, приёмы игры, музыкальные возможности исполнителей, примерно равные по качеству инструменты. Многолетняя практика показывает, что занятия ансамблем способствуют развитию всего комплекса профессиональных музыкально-исполнительских способностей. Развивается музыкальный слух: мелодический, гармонический и полифонический (что особенно важно для учащихся струнных отделений); тембровый, динамический; чувство ритма, музыкальная память, музыкальное мышление, творческое воображение. Укрепляются двигательно-моторные навыки. Развиваются те качества, без которых невозможна успешная исполнительская деятельность: внимание, собранность, быстрота реакции, воля. Все эти качества необходимы для развития одарённого ребёнка в успешного студента и далее музыканта-профессионала.

Есть ещё один аспект деятельности коллектива, который для развития одарённого ребёнка очень важен. Коллектив ведёт обширную концертную и фестивальную деятельность. Выступления на различных площадках и перед разными аудиториями слушателей представляет богатый концертный опыт для всех участников коллектива. А для одарённых детей с перспективой дальнейшего обучения этот опыт имеет огромное, иногда определяющее значение. И очень часто как раз этого опыта выступлений так не хватает одарённым ребятам в классе специальности.

Если же говорить о выступлениях коллектива на всероссийских и международных фестивалях в разных городах России и за рубежом, то эта возможность ощутить успех, получить оценку своего труда в виде почётных званий лауреатов разных степеней очень важна для каждого участника коллектива, а для будущего музыканта-профессионала особенно.

Таким образом, ансамбль – это предмет с большими потенциальными возможностями обучения, развития и воспитания одарённых детей. Наряду с профессиональным развитием ребенок получает возможность проявить себя в коллективе и развить свои коммуникационные навыки, что очень важно для современного мира. Репетиционная обстановка и публичные концерты как нельзя лучше стимулируют профессиональный рост, а общение друг с другом, знакомство с новыми местами и людьми помогают их личностному развитию.

Количество просмотров: 2440  

Добавить комментарий

1. Школа профессионально роста как ключ к раскрытию творческого потенциала одаренных детей
2. Одарённые дети и шахматы
3. Особенности работы с одаренными детьми на занятиях вокала
4. От темперамента ребёнка к яркому сценическому образу
5. Работа с одарёнными детьми в студии «Живая глина»
6. Работа с одарёнными детьми в вокально-хореографическом объединении «Кураж»
7. Музыкальная одарённость детей
8. Работа с одаренными детьми в тхэквондо
9. Особенности обучения одарённых детей в хореографии
10. Развитие одарённости детей в условиях дополнительного образования
11. Развитие одаренности обучающихся на примере творческой деятельности ансамбля скрипачей «Рондо»
12. Одарённые дети в экологии
13. Работа с одаренными детьми в декоративно-прикладном творчестве
14. Каждый ребёнок одарён…
15. Внимание, одарённые дети… (из опыта работы городского методического объединения педагогов дополнительного образования)
1. Опыт работы с одаренными детьми на примере подготовки к конкурсу исследовательских проектов младших школьников «Мое первое открытие» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
2. Преемственность работы с одаренными детьми в школе и районном методическом объединении ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Интеллектуальные игры по биологии как эффективная практика в развитии одаренности обучающихся ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Изобразительное искусство как средство развития детской одаренности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
5. Профессиональная ориентация одаренных детей в мире информационных технологий ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
6. Лучшие учатся у лучших, или Наставничество в спорте ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
7. Работа с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности ВЫПУСК №106, апрель 2023
8. Занятия по декоративному рисунку как средство активизации творческой деятельности обучающихся ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
9. Развитие способностей и особых навыков обучающихся на занятиях специальной акробатикой ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
10. Актуальные проблемы организации ученических исследовательских проектов по обществознанию (из опыта городского конкурса исследовательских проектов учащихся 5–8 классов) ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
11. Работа творческого объединения «IT для детей» в современных условиях цифрового образования Выпуск №98, декабрь 2021
12. Внеклассная работа как условие успешного развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
13. Психолог и одаренные дети: особенности работы с одаренными детьми ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
14. Выявление и развитие математической одаренности в средней школе ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
15. Российское движение школьников как средство развития одарённых детей ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
16. Soft skills и одарённый ребёнок ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
17. Работа с одаренными обучающимися в образовательной организации (на примере теории графа в проектной деятельности) ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
18. Работа с одаренными детьми на уроках технологии ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
19. Работа с одаренными детьми в рамках внеурочной деятельности занятий по конструированию Cuboro ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
20. Особенности процесса обучения и воспитания одарённых детей ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021

Страницы