Трудные вопросы в обучении младших школьников предмету «Окружающий мир»
Ежегодно в школах Российской Федерации проводятся Всероссийские проверочные работы (далее ВПР) с целью диагностики достижения предметных и метапредметных результатов, в том числе уровня сформированности универсальных учебных действий (далее УУД) и овладения межпредметными понятиями младшими школьниками в ходе обучения различным учебным предметам. Выявление качества подготовки обучающихся 4 класса по предмету «Окружающий мир» в соответствии с требованиями ФГОС НОО состоялось в Новосибирской области и в текущем учебном году. Полученные результаты позволяют сделать несколько важных выводов и выделить особо трудные вопросы для учеников и учителей, ответы на которые актуальны для совершенствования качества начального общего образования.
1. Особенности ВПР по предмету «Окружающий мир»
Вариант проверочной работы состоит из двух частей, которые различаются по содержанию и количеству заданий, и включает в себя 10 заданий. Часть 1 содержит 6 заданий: 2 задания, предполагающих выделение и подпись определенных элементов на приведенных изображениях; 3 задания с кратким ответом (в виде набора цифр, слова или сочетания слов) и 1 задание с развернутым ответом. Часть 2 содержит 4 задания с развернутым ответом.
Кодификатор проверяемых элементов содержания включает 46 позиций по 3-м разделам: Человек и природа, Человек и общество, Правила безопасной жизни. Кроме того, проверяются 10 требований к метапредметным и 6 к предметным результатам обучения. Из 10 заданий, на выполнение которых отведено 45 минут, 3 являются заданиями повышенного уровня сложности.
2. Участие Новосибирской области в ВПР
В ВПР по предмету «Окружающий мир», как правило, принимают участие более 30000 учеников из 9 сотен образовательных организаций Новосибирской области (далее НСО).
3. Основные результаты ВПР по предмету «Окружающий мир» (по программе 4 класса) в 2022 году
3.1. Анализ распределения первичных баллов за работу
Диаграмма распределения первичных баллов демонстрирует «гладкость» распределения и позволяет соотнести результаты Новосибирской области и России. По заданиям 3.2, 6.2, 6.3, 7.1, 7.2, 8.К1, 8.К2, 8.К3, 9.3 средние результаты, полученные младшими школьниками Российской Федерации, совпадают со средними результатами Новосибирских обучающихся начальной школы. По остальным заданиям результаты незначительно ниже (рис. 1, 2). Распределение первичных баллов как в НСО, в целом, является «гладким». Согласно таблице, фиксирующей рекомендуемую шкалу перевода суммы первичных баллов в отметку по пятибалльной шкале, большая часть пятиклассников набрала от 18 до 26 баллов, что соответствует границе отметки «4».
Особое внимание при анализе было уделено образовательным организациям (далее ОО), ученики которых показали наиболее низкие результаты. Около 20 из них имели 10 или менее участников ВПР. Другие могли представить для изучения работы более, чем 10 учеников (таблица 1).
Рис. 1. Распределение первичных баллов
Рисунок 2. Выполнение задание (НСО и РФ)
ОО, продемонстрировавшие наиболее низкие результаты ВПР
(количество участников более 10 чел.)
Таблица 1
На основе результатов, представленных в таблице 1, можно сформулировать утверждения:
– ОО с 10 и более участниками ВПР, продемонстрировавшими наиболее низкие результаты (от 20 % отметок «2») расположены как в региональном центре (50 %), так и в других муниципалитетах;
– данные по ОО с малым количеством участников нельзя считать достоверными и невозможно сделать вывод об обучении младших школьников окружающему миру;
– МКОУ Новосельская СОШ имени четырёх Героев Советского Союза Купинского района является единственной ОО, в которой у ученика имеется отметка «5».
В таблице 2 представлены ОО, в которых было более 10 участников, продемонстрировавших наиболее высокие результаты ВПР. Около 27 ОО представили высокие результаты, но количество учеников, участвующих в ВПР, не превышало 10 человек.
ОО, продемонстрировавшие наиболее высокие результаты ВПР
(количество участников более 10 чел.)
Таблица 2
На основе результатов, представленных в таблице 2, можно сформулировать утверждения:
– ОО с 10 и более участниками ВПР, входящие в число ОО, продемонстрировавших наиболее высокие результаты (от 50 % отметок «5») расположены исключительно в региональном центре (100 %);
– данные по ОО с малым количеством участников нельзя считать достоверными и невозможно сделать вывод о качестве обучения младших школьников окружающему миру;
– 26 из 27 ОО с малым количеством участников, набравших высокие результаты (от 50 % отметок «5») расположены в муниципалитетах НСО, исключая г. Новосибирск.
3.2. Анализ достижений требований ФГОС (лист «Достижение планируемых результатов»)
Задания, успешность освоения которых по результатам выполнения заданий ВПР выше общероссийских показателей, отсутствуют.
15 из 22 вопросов из 10 заданий ВПР решены на уровне ниже общероссийских показателей (рис. 3).
Рис. 3. Успешность выполнения заданий участниками НСО и в среднем по России
В отсутствии информации о конкретных формулировках заданий, используемых в каждой конкретной школе, опираемся на задания демоверсии. Каждым заданием проверяется одно или несколько умений на содержании, возможно, отличном от предлагаемого в демоверсии. В связи с этим констатируем, что по результатам выполнения конкретного задания можно определять уровень освоения умения, но не овладения содержанием школьного курса «Окружающий мир» (таблица 3).
Проверяемые требования, успешность освоения которых в Новосибирской области сравнима с результатами в РФ
Таблица 3
Уровень |
Проверяемые требования (умения) ФГОС НОО |
Блоки ПООП НОО выпускник научится / получит возможность научиться |
НСО (%) |
РФ (%) |
Б |
использование различных способов анализа, передачи информации в соответствии с познавательными задачами; в том числе умение анализировать изображения |
узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; использовать знаково-символические средства для решения задач |
86 |
87 |
Б |
Использование различных способов анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с познавательными задачами; освоение доступных способов изучения природы |
использовать знаково-символические средства для решения задач; понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы |
70 |
72 |
П |
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.); овладение логическими действиями анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признака |
использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов; обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе |
39 81 49 |
43 82 51 |
Б |
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности; умение анализировать изображения |
узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; использовать знаково-символические средства, в том числе модели, для решения задач |
72 |
73 |
Б |
Освоение элементарных норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде |
понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья |
82 |
84 |
П |
Освоение доступных способов изучения природы (наблюдение, измерение, опыт); овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации |
вычленять содержащиеся в тексте основные события; сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3 существенных признака; проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование; / создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач |
69 45 31 |
73 45 31 |
П |
Освоение элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации |
использовать знаково-символические средства, в том числе модели, для решения задач / выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде |
73 65 |
73 65 |
Б |
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (социальных); осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации |
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах |
83 67 47 |
83 68 47 |
Б |
Сформированность уважительного отношения к России, своей семье, культуре нашей страны, её современной жизни; готовность излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации |
[будут сформированы] основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России / осознавать свою неразрывную связь с окружающими социальными группами |
88 81 59 |
89 82 59 |
Б |
Сформированность уважительного отношения к родному краю; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации |
[будут сформированы] основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России; описывать достопримечательности столицы и родного края |
47 49 23 |
54 53 25 |
3.3. Анализ результатов выполнения отдельных заданий или групп заданий
Рассмотрим примеры заданий из демоверсии, успешность выполнения которых ниже ожидаемого значения.
Рис. 4. Задание 3 повышенного уровня
Задание 3 (рис. 4) включает 3 вопроса, ответ на первый из которых в НСО ниже ожидаемой успешности (40 %). Ответ на этот вопрос демонстрирует сформированность умения ученика использовать готовые модели, в данном случае карту, для фиксации представленных на ней объектов с последующим описанием свойств этих объектов. Тот факт, что результат выполнения этого задания не соответствовал ожидаемой успешности, может свидетельствовать о недостаточной готовности обучающихся анализировать готовые модели и использовать их для решения учебных задач. Причиной может быть отсутствие системной работы младших школьников на уроках окружающего мира с картой и другими моделями (глобус, план и проч.). Возможно также, что знание учениками основополагающих объектов, размещенных на карте, не являлось предметом формирующего оценивания, проверки и контроля знаний учеников.
Рис. 5. Задание 6 повышенного уровня
В ходе выполнения задания 6 (рис. 5) как в НСО, так и в РФ третий вопрос был сложным для обучающихся. Затруднение вызвала необходимость описать планируемую деятельность человека. То есть проверяемое умение «построение рассуждений; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации» недостаточно сформировано в ходе обучения предмету «Окружающий мир». Одной из возможных причин может быть доминирование репродуктивной составляющей в содержании и средствах, используемых учителем при реализации образовательного процесса. Недостаточное использование методов развития креативного мышления школьников, формирование умений коммуникации (в данном случае письменной), отсутствие опыта письменного изложения известных фактов и/или предположений также могут оказать негативное влияние на формирование проверяемого умения.
Задание 8 базового уровня (рис. 6) также выполнено в части третьего вопроса ниже ожидаемой успешности (60 %). В этом задании проверяется умение школьников оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах. В демоверсии речь идет о людях разных профессий, используемых ими орудий труда и материалов. Вопросы задаются от простого к сложному. Например, ученик должен выбрать одну из трех фотографий, назвать профессию изображенного на ней человека, описать род его занятий и используемые материалы. Сложности с выполнением этого задания, судя по всему, связаны с низким уровнем сформированности умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. Кроме того, возможно, в начальной школе не уделялось должного внимания ознакомлению учеников с миром профессий, либо их знания, полученные из учебника, не закреплялись в ходе экскурсий, встреч с представителями разных профессий и проч., а также полученные представления не систематизировались в письменном виде.
Рис. 6. Задание 8 базового уровня
В задании 10 базового уровня (рис. 7) школьники НСО и РФ продемонстрировали самый низкий результат. В этом задании проверялось выполнение требования ФГОС НОО о необходимости сформировать у обучающихся уважительное отношение к родному краю. Три первых репродуктивных вопроса в задании предполагают односложные ответы школьников. Четвертый вопрос проверяет умение осознанно строить речевое высказывание на основе знания особенностей и достопримечательностей родного края. Поскольку трудности вызвали как репродуктивные вопросы, так и проверяемое в этом задании умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации на материале родного края, можно предположить, что краеведческая составляющая содержания начального образования недостаточно представлена в обучении предмету «Окружающий мир». Кроме того, можно предположить, что учителя лишь информируют младших школьников об особенностях родного края, не подкрепляя сложившиеся представления их фиксацией в письменном виде, закреплением через эмоционально-ценностные переживания, включением в аксиологическое творчество и другую продуктивную учебную деятельность в этом направлении.
Рис. 7. Задание 10 базового уровня
При формировании базы результатов вся совокупность участников ВПР делится на группы по среднему проценту выполнения ВПР (успешности), выделяют: неуспевающих – средний процент выполнения от 0 до 9 баллов; слабо успевающих – от 10 до 17 баллов; успевающих – от 18 до 22 баллов; хорошо успевающие – от 23 до 26 баллов. На рисунке 8 приведена успешность выполнения заданий группами учащихся по успеваемости.
Рис. 8. Выполнение заданий ВКР группами учащихся в НСО
Анализ результатов, позволяет констатировать:
– задания ВПР по предмету «Окружающий мир» согласованы с уровнем подготовки участников. Отсутствуют задания, успешность выполнения которых у слабых учеников выше, чем у сильных;
– уровень выполнения заданий среднестатистической «региональной группы» ближе к результатам успевающих учеников;
– практически «спады» и «подъемы» успешности выполнения заданий совпадают для всех групп участников;
– задания 3, 6, 7 соответствуют повышенному уровню. Задание 7 выполнено в соответствии с ожидаемой успешностью успевающими и хорошо успевающими учениками;
– вопрос 3 задание 3 не был столь сложным для хорошо успевающих учеников, как для школьников других групп. Вероятно, сформированность метапредметных умений, в данном случае перевода информации из одного вида в другой, у этой группы школьников положительно отличается от соответствующего умения других учеников;
– у неуспевающих учеников все проверяемые требования освоены ниже ожидаемого уровня.
В результате проведенного анализа сформирован перечень элементов содержания / умений и видов деятельности по предмету «Окружающий мир», усвоение которых всеми школьниками Новосибирской области в целом можно считать достаточным:
– овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.); использование различных способов анализа, передачи информации в соответствии с познавательными задачами; в том числе умение анализировать изображения;
– использование различных способов анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с познавательными задачами; освоение доступных способов изучения природы;
– освоение элементарных норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
– освоение элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов.
Недостаточным следует считать усвоение школьниками следующих элементов содержания / умений и видов деятельности по предмету «Окружающий мир»:
– использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
– осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;
– описывать достопримечательности столицы и родного края.
4. Рекомендации
Анализ результатов ВПР по предмету «Окружающий мир» в Новосибирской области, проведенных в 2022 году по программе 4 класса, позволяет рекомендовать следующее.
Учителям:
– Проанализировать результаты учеников класса, сравнив со средними по Российской Федерации, Новосибирской области, муниципалитету, школе.
– Проектировать и реализовывать образовательный процесс (учебные занятия и внеурочную деятельность) в соответствии с методологией ФГОС НОО – системно-деятельностным подходом, планировать работу по достижению обучающимися не только предметных, но и метапредметных, а также личностных образовательных результатов.
– Усилить внимание к включению в содержание образования фактической информации об особенностях и достопримечательностях Новосибирской области.
– Акцентировать внимание на значимости решения младшими школьниками учебно-практических и учебно-познавательных задач, нацеленных на формирование уважительного отношения к родному краю.
– Продолжать учебную работу, начатую на уроке «Окружающий мир», во внеурочной деятельности, акцентируя внимание на ее продуктивности.
– Использовать современные образовательные технологии в обучении окружающему миру: информационно-коммуникационные; организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся; командной работы; проблемного обучения; развития критического мышления через чтение и письмо и др.
– Включать в содержание каждого учебного занятия по предмету «окружающий мир» задания, направленные на формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации в устной и письменной форме.
– Системно использовать глобус, карту, план и другие модели для объяснения явлений или описания свойств природных объектов на уроках окружающего мира, обеспечить условия для формирования умений применения учениками этих моделей в образовательном процессе и досуговой деятельности.
– Использовать потенциал учебного предмета «Окружающий мир» для создания условий формирования естественно-научной грамотности младших школьников через практически ориентированные задания, обращение к личному опыту учеников, вовлечения их в совместную учебно-познавательную, творческую, исследовательскую и проектную деятельность.
Специалистам системы дополнительного профессионального образования:
– Доводить до сведения учителей начальных классов результаты ВПР по предмету «Окружающий мир» в ходе курсов повышения квалификации.
– Включить анализ результатов ВПР и методические рекомендации учителям в содержание дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и переподготовки работников начального образования.
– Обеспечить условия для диссеминации передового педагогического опыта учителей начальных классов, подтвержденного высоким уровнем выполнения заданий ВПР в части обучения предмету «Окружающий мир», в ходе краткосрочного повышения квалификации и научно-методических событий.
– Уделить особое внимание в ходе повышения квалификации и/или переподготовки учителей начальных классов вопросам обучения младших школьников работе с готовыми моделями, осознанному построению речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации, а также формированию уважительного отношения к родному краю.
Руководителям методических объединений учителей начальных классов:
– Проанализировать результаты ВПР по предмету «Окружающий мир» в сравнении со средним уровнем по стране, Новосибирской области, муниципалитету.
– Обеспечить возможность распространения опыта учителей, ученики которых показывают стабильно высокие результаты ВПР.
– Организовать проведение открытых уроков и мастер-классов педагогами, которые готовы представить свои методические разработки по вопросам обучения младших школьников работе с готовыми моделями, осознанному построению речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации, а также формированию уважительного отношения к родному краю.
Руководителям ОО с низкими результатами
– Обеспечить повышение квалификации учителей начальных классов по дополнительным профессиональным программам, включенным в федеральный реестр дополнительного профессионального образования, включая программы стажировок, в том числе на кафедре начального образования ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО по темам: «Формирование функциональной грамотности обучающихся в контексте развития компетенций XXI века»; «Оценка достижения обучающимися планируемых результатов в соответствии с обновленным ФГОС НОО»; «Реализация требований обновленного ФГОС НОО к современному учебному занятию в начальной школе»; «Формирование креативного мышления младших школьников в контексте развития функциональной грамотности»; «Проектирование и реализация образовательного процесса в информационно-образовательной среде школы»; «Коммуникативная компетентность педагога как условие реализации обновленных ФГОС НОО и ООО»; «Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» как инструмент реализации обновленных ФГОС НОО и ООО».
– Организовать изучение методических рекомендаций по результатам анализа ВПР, аудит результатов на уровне ОО.
– Обеспечить создание условий для формирования естественно-научной функциональной грамотности обучающихся и совершенствования профессиональных компетенций учителей начальных классов через систему наставничества и развития методической работы в ОО.
Таким образом, для разрешения трудных вопросов в обучении младших школьников предмету «Окружающий мир» требуется пересмотреть подходы к проектированию образовательного процесса в начальной школе на основе консолидированного системного выявления и преодоления педагогами объективно существующих проблем.
Количество просмотров: 1658 |
Добавить комментарий