Проектная деятельность как эффективное средство духовно-нравственного воспитания дошкольника
Родная культура – неотъемлемая часть души ребенка,
начало, порождающее личность.
С. Маршак
Духовно-нравственное воспитание – это в настоящее время одно из наиболее актуальных и приоритетных направлений политики нашего государства и в соответствии с ФГОС ДО одна из основных задач дошкольного образования.
Духовно-нравственное воспитание предполагает формирование у детей уважения и любви к своей семье, дому, коллективу, детскому саду, малой Родине, уважительное отношение к государству.
Важным средством духовно-нравственного воспитания дошкольников является приобщение их к традициям русского народа. Знакомство детей с народной культурой и традициями духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Именно они способны воспитать глубокие чувства и эмоции, свойственные человеку: справедливость, честность, ответственность, доброту, сочувствие, отзывчивость, любовь и уважение.
Мы считаем, что одной из результативных форм духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Организация проектной деятельности позволяет осуществлять интеграцию практически всех образовательных областей и предполагает взаимодействие детей друг с другом, воспитателем и родителями, их активное сотрудничество. Поэтому нами был разработан и успешно реализован педагогический проект «В гостях у бабушки Матрены».
Вид проекта: познавательно-творческий, исследовательский.
Сроки реализации проекта: ноябрь – январь
Участники проекта: дети второй младшей группы «Ромашка», воспитатели, руководитель музея «Русская изба», музыкальный руководитель, родители.
Цель проекта: развитие представлений детей об истории, культуре, быте русского народа, воспитание духовно-нравственных качеств, чувство патриотизма и любви к Родине.
Для достижения поставленной цели мы определили ряд задач:
– расширять знания детей о русской избе – жилище крестьянской семьи, о предметах старинного русского быта (печь, посуда, одежда, предметы мебели;
– обогащать словарь детей народными песенками, потешками, загадками, пословицами и поговорками;
– прививать бережное отношение к предметам старины;
– формировать особенные черты русского характера: доброту, честность, правдивость, трудолюбие, верность, отзывчивость;
– воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям, развивать интерес к ним.
По окончании реализации данного проекта мы надеялись добиться следующих результатов:
– Пробуждение у детей интереса к истокам русской народной культуры через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, сказках.
– Расширение кругозора детей через посещение музея «Русская изба».
– Широкое использование всех видов фольклора.
– Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению детей к русской национальной культуре.
Реализация проекта состояла из трех этапов:
1. Подготовительный этап: обоснование актуальности темы, определение цели и задач проекта, подбор и изучение литературы, иллюстраций, игрушек, пособий по теме проекта.
Большой вклад в реализацию проекта на данном этапе внесли родители воспитанников, ими была создана библиотека «Родники народные», музейная полочка «Слава русской старине!», подобраны фото и иллюстративный материал по теме.
2. Продуктивный этап. Для решения поставленных задач на данном этапе мы использовали экскурсии в музей «Русская изба», созданный в нашем ДОУ, которые вызвали у детей живой отклик, позволили погрузить их в атмосферу старины и воочию увидеть русское жилище. Дети знакомились с предметами старины, могли их рассмотреть и изучить тактильно.
Также проводились специально-организованные занятия: «Наряды для Дуняшки и Илюшки», «Хозяйкины помощники», «Русский самовар», «Новый год у ворот!». На занятиях дети получили первоначальные знания об истории нашей Родины, жизни и быте русского народа, национальной одежде, ремеслах, праздниках и традициях.
Интересными и познавательными для детей были беседы «Сударыня-печка», «Кто живет у бабушки в избе?», «Зимние забавы на Руси», которые сопровождались показом видеопрезентаций и мультфильмов, рассматриванием сюжетных картин и иллюстраций.
Особое место в реализации проекта отводилось ознакомлению детей с устным народным творчеством (прибаутками, потешками, песенками, сказками, загадками, пословицами и поговорками) в виде рассказывания, чтения, заучивания. Это способствовало приобщению детей к общечеловеческим нравственным ценностям, мотивации поведения, улучшению межличностных отношений.
Большое внимание на данном этапе оказывалось разным видам игры: сюжетным «Кашка из гречки», «Уложим Аленку спать»; дидактическим «Как у бабушки Маланьи…», «Собери картинку», «Украсим самовар»; пальчиковым «У Маланьи», «Топ-топ, топотушки!», «Зима-зимушка»; играм-драматизациям «Сорока-ворона», «Зимушкины забавы», «Колобок – румяный бок!». Большой эмоциональный отклик вызвали у детей игры-забавы «Волшебная снежинка», «Веселый клубочек», «Бубен», подвижные и хороводные игры «Паучок», «Кошки-мышки», «Ровным кругом», «Зайка беленький сидит», «Ой, что за народ…». Данные игры оказали на развитие детей огромное влияние: способствовали развитию познавательного интереса к истории и культуре своего народа, формированию чувства принадлежности к своему народу, выработке моральных и физических качеств, а также стали источником положительных эмоций.
Незабываемыми для детей стали новогодний праздник «Лисьи проделки», «Святки – веселые колядки!» и развлечения «Осенние посиделки», «Зимушкины забавы». Они помогли детям почувствовать себя частичкой своего народа, узнать о его традициях и обычаях, способствовали воспитанию бережного отношения к природе, своим предкам, истории народа и страны, дали возможность каждому ребенку раскрыться и проявить свои таланты.
Познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора нашло отклик в детских сердцах и отразилось в изобразительной деятельности: рисовании «Красивая тарелочка», аппликации «Салфетка для бабушки Матрены», лепке «Баранки к чаю», изготовлении куколки Пеленашки.
В ходе реализации проекта мы приняли участие в городском конкурсе успешных педагогических практик «От замысла до воплощения», где представили дидактическую игру «Как у бабушки Маланьи» и стали победителями, а также в международном профессиональном конкурсе «Гордость страны» в номинации «Русский национальный костюм» и стали дипломатами 1 степени.
Особое внимание в реализации проекта отводилось взаимодействию с семьями воспитанников. Велась просветительская работа: родительское собрание «Духовно-нравственное воспитание детей», консультации «С колыбельной засыпаем», «Традиции святок на Руси», папка-передвижка «Новый год: история и традиции праздника», буклет «Сказка – это важно», информационный стенд «Традиции празднования Рождества на Руси».
Было организовано совместное участие родителей и детей в творческих выставках «Мастерская Деда Мороза», «Народные промыслы», «Русский самовар».
Родители активно помогали создать в группе предметно-развивающую среду: книжный уголок «Что за прелесть эти сказки!», альбом «Народные промыслы», уголок ряженья с элементами народных костюмов, шапочки и маски для театрализованной деятельности, кукольные театры, музейную полочку «Слава русской старине!».
Накануне праздников родителями были оформлены плакат «С Новым годом!», стенгазета «Зимние святки».
3. Заключительным этапом проекта стала диагностика знаний детей по данной теме и обобщение опыта в педагогическом сообществе.
По завершении проекта дети научились проявлять живой интерес и желание участвовать в беседах, народных играх, праздниках и развлечениях. У детей сформировались представления о русском крестьянском быте, устройстве русской избы, традициях и обычаях русского народа, обогатился словарный запас народным фольклором, дети знают потешки, заклички, народные сказки и песни. Но главный результат заключается в усвоении детьми вечных ценностей: стремление к доброте, милосердию, трудолюбию и неприятию зла, лжи, трусости.
Повысилась педагогическая компетентность родителей в вопросах воспитания у детей культуры семейных традиций. Они проявили себя не просто наблюдателями, но и активными участниками реализации проекта.
Результат работы позволяет сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования духовно-нравственных качеств у дошкольников является действенным и эффективным.
Количество просмотров: 747 |
Добавить комментарий