Как научить ребёнка мыслить нестандартно

 
 

Шабунина Ольга Сергеевна,

учитель начальных классов, методист

высшей квалификационной категории

МАОУ СОШ № 217 г. Новосибирска

 

Как научить ребёнка мыслить нестандартно

В современном обществе особенно остро стоит потребность родителей в развитии креативного мышления ребенка. Каждая семья надеется на то, что ребенок, которого они растят, сможет состояться во взрослой жизни, ведь сегодня к ребенку и человеку вообще предъявляются все более высокие требования, соответствие которым помогает ему в жизни, в профессиональной деятельности, в решении проблем. Творческий подход к той или иной ситуации помогает подобрать различные варианты и выбрать наиболее подходящий. Если у ребенка есть хоть малейшие творческие способности, то ему будет гораздо легче учиться, трудиться, строить отношения с окружающими людьми, справляться с трудностями. Поэтому, если родители хотят видеть свое чадо творческой личностью, они должны стимулировать развитие творческого потенциала у ребенка.

Большинство родителей имеют представление о творчестве, но затрудняются в объяснении понятия «творчество», недостаточно осведомлены о видах детского творчества, не смогли назвать все условия для развития творческих способностей детей, но считают, что такие условия необходимы. В словаре С.И. Ожегова дано такое определение творчества: «Творчество – это создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей». Детское творчество – это деятельность ребёнка, в процессе которой он пробует, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других.

Временами можно наблюдать картину, когда взрослый рисует предмет или просто показывает картинку малышу и озвучивает название предмета, который изображен. А малыш видит это своеобразно. Ребенку кажется, что машинка похожа на дворовую добрую собачку, а чайник – на рыбку. Но взрослый требует от ребенка, чтобы тот запомнил правильное название с точки зрения родителя. Родитель пытается научить свое чадо шаблонному социальному восприятию и пониманию вещей и пропускает мимо то, что ребенок относится к миру творчески. Главное – это создание общей атмосферы творчества и радости [3].

По мнению известного психолога К. Роджерса, дети утоляют свое любопытство, свою неуёмную энергию с помощью интереса. А если его нет у человека, жизнь становится скучной, окрашивается в грустные серые тона, радость собственного существования уходит. Давайте откроем дверь в мир интереса ребят нашего класса.

Несомненно, задача родителей – не позволить ребенку потерять способность фантазировать, оригинально мыслить. Очень важно не упустить время!

Креативное мышление – компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. Даже пилоты самолета, которые всегда работают по инструкции, в аварийной ситуации должны уметь действовать креативно. Или врач, чей пациент находится в критической ситуации: чтобы спасти чью-то жизнь, он должен мгновенно принять правильное решение [1].

Все слышали поговорку: «Голь на выдумку хитра», но если задуматься, то возникает вопрос: почему именно бедному, а не богатому человеку приходят в голову ценные идеи? На самом деле всё просто. Когда у тебя в достатке любых ресурсов, то не нужно напрягаться, чтобы придумать решение проблемы. Просто заплати и получи, что необходимо. А вот если у тебя чего-то не хватает, то нужно проявить смекалку или гибкость ума, чтобы получить результат, да ещё минимальными затратами.

Это не означает, что к каждой задаче или жизненной ситуации нужно подходить как к нестандартной. Ни в коем случае! Стандартные способы значительно улучшают нашу жизнь, экономят ресурсы, повышают эффективность. Кроме того, владение стандартными подходами и решениями – это один из показателей профессионализма. Поэтому от школьных формул, алгоритмов и правил нельзя никуда деться. Но бывает так, что ни один из стандартных способов не работает. И тогда на сцене должен появиться суперпрофессионал – условный «доктор Хаус», который, владея всем стандартным, сможет решить нестандартную задачу, найти новый подход.

В первом классе, используя диагностическую методику для определения креативности младших школьников Н. В. Шайдуровой, мы пришли к выводу, что из 36 обучающихся класса только 3 человека имеют высокий уровень: в выполнении заданий проявляет самостоятельность и творчество; высокое качество выполненной работы. Средний уровень у 11 человек: ребенок мало проявляет самостоятельность и творчество в выполнении заданий, но выполняет работу на удовлетворительном уровне. Низкий уровень у 22 человек: ребёнок не проявляет самостоятельность и творчество при выполнении заданий, низкое качество выполненной работы, низкий уровень развития речевых способностей. [2].

Опираясь на такие результаты, мы пришли к выводу, что необходимо организовать работу по формированию творческого мышления младших школьников.

Одной из развивающих технологий, способствующих активному развитию ребёнка, является техника друдлы, которая рассматривается в психологии как приемы запоминания (Л.А. Венгер, В.П. Глухов, Л.Н. Ефименкова, Т.А. Ткаченко и др.).

Еще К.Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». Дети «дорисовывают» словами то, что не могут изобразить. Эти факты отмечены в исследованиях Н. П. Саккулиной, В. С. Мухиной. В основе техники друдлы лежит принцип описания картинки, которая имеет множественные значения. Это определяет возможность успешного использования техники друдлы в развитии связной речи детей дошкольного возраста.

Друдлы – графическая головоломка, недорисованная картинка. Каждый может увидеть в этих картинках что-то своё, и в этом суть друдла — он развивает воображение. Хотя именно Роджер Прайс сделал друдлы популярными по всему миру, он не был их изобретателем. Сложно установить того, кто первым придумал рисовать простые картинки с возможностью разных интерпретаций, но, например, вы наверняка узнаете «удава, который проглотил слона» из произведения Экзюпери «Маленький принц». Он был придуман за 10 лет до пика популярности друдлов.

Цель технологии «Друдлы»: развитие гибкости мышления, воображения и творческих способностей у детей младшего школьного возраста. «Учиться видеть необычное в обычном».

Задачи:

– развитие образного мышления,

– развитие воображения «Я учусь видеть необычное в обычном»;

– развитие речи, «когда я рисую, я думаю и проговариваю то, что рисую»;

– воспитание у детей творческой инициативы.

С помощью друдлов можно расширить словарный запас, потренировать воображение, мелкую моторику, развить умение вести диалог, заставить работать мозг и получить эмоциональный эффект.

Возможны три направления использования друдлов:

1) Для приятного времяпрепровождения, как при разгадывании кроссворда или других головоломок. «Картинки друдлы» (готовые или придуманные);

2) В тестировании и исследовании познавательных способностей человека.

Психологические тесты (кляксография); использование в НОД; в индивидуальной работе;

3) Для осознанного развития творческих способностей, гибкости мышления и умения подойти к ситуации с разных сторон («Цифроград», «Салат из сказок»).

Друдлы могут стать не только развлечением для взрослых и детей, но и хорошим способом визуализировать, запоминать сложную информацию, развивать воображение. Вот несколько идей, как использовать друдлы в онлайн- и офлайн-обучении [5].

Принципы использования друдлов

– поэтапное усложнение от простого к сложному;

– насыщение игрового задания новизной объектов;

– постепенное увеличение количества друдлов.

С первого класса мы стали использовать элементы техники друдлы в урочной деятельности на разных этапах урока и различных предметах. Обобщив свой педагогический опыт за 2 года обучения детей, мы сформировали определенный «банк» заданий с данной техникой.

Виды заданий с друдлами на уроках:

1. Назови одним словом (задание на развитие ассоциативного мышления).

2. Что лишнее.

3. Угадай мелодию.

4. Угадай, что нарисовано.

5. Дорисуй картинку (заверши рисунок).

6. Нарисуй собственные друдлы.

7. Составь рассказ по друдлам, сказку…

8. Нарисуй персонажи литературных героев с помощью друдлов.

9. Обратный мозговой штурм (рисунок, на основании которого невозможно сказать, что это такое).

10. Графические загадки-головоломки.

11. Игра-фантазеры.

12. Угадай моделями каких объектов могут быть нарисованные картинки-друдлы.

13. Символические аналогии.

14. Придумывание креативных подписей.

Друдлы также можно использовать во внеурочной деятельности и при проведении родительских собраний. Пример родительского собрания можно посмотреть по ссылке https://disk.yandex.ru/d/b8IoutG0AQA-DA. Родители активно включились в работу и помогали детям развивать креативные способности дома, выполняя задания учителя. Друдлы – одна из тех игр, что объединяет детей и взрослых, помогает вместе думать, фантазировать и смеяться. Ребенок, ежеминутно открывающий для себя все новые тайны мира, окружающего его, обладает колоссальным творческим потенциалом: у него свободное воображение, не скованное правилами и запретами.

В конце полугодия второго класса мы снова провели диагностику развития креативного мышления Н.В. Шайдуровой. Результаты диагностики отражены на круговой диаграмме.

В результате проделанной работы мы видим существенный скачок в развитии творческого мышления и речевых способностей обучающихся. Развитие речи является следствием данной работы и происходит тогда, когда ребенок рисует и проговаривает то, что рисует. Использование картинок-друдлов на уроках и внеурочной деятельности было направлено на активное запоминание и быстрое воспроизведение любых деталей. Картинки-друдлы позволяли удерживать зрительный образ и потом воспроизводить его в мельчайших деталях. При этом подключались и другие сенсорные модальности: вслед за визуализацией тянутся тактильные, вкусовые, слуховые, обонятельные и двигательные воспоминания [4].

Работая в этом направлении, можно сделать выводы, что эта техника способствует развитию образного мышления; развивает воображение, креативное мышление; творческие способности и учит мыслить нестандартно. Эта техника также позволяет лучше осознать психологию ребенка (на картинках можно увидеть то, что ему близко по духу, по настроению на данный момент). А еще друдл – это веселое занятие для всей семьи, увлекательные конкурсы для компании, головоломка для ребенка. Друдлы обладают удивительной способностью расширить сознание и воображение. Они заставляют мозг перерабатывать массу информации, чтобы соотнести образ с тем, что человек видит на картинке. В итоге друдлы учат нас смотреть на мир без «ярлыков» и подходить ко всему креативно, видеть привычные объекты и наделять их невероятными способностями.

Учитесь сами видеть необычное в обычном и научите этому детей!

Литература:

1. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления. – М.: Знание, 2004.

2. Верещагина Н.В. Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка // СПб: Детство-пресс, 2019.

3. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Рус фонд, 2012.

4. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. – М.: Знание. 2014.

5. Рубанцев В.Д. Друдлы, пятна Роршаха и другие загадочные картинки. – СПб: БХВ-Петербург, 2018.

Количество просмотров: 2198  

Добавить комментарий

1. Роль движения «Абилимпикс» в социализации и профессиональном становлении старшеклассников с ОВЗ и инвалидностью
2. Развитие навыков работы с информацией на уроках физики
3. Литературные гостиные как форма работы над творческим саморазвитием личности: культурно безбарьерная среда
4. Особенности обучения физике в условиях вечерней школы при исправительном учреждении
5. Использование инфографики на занятиях истории как способ формирования современных компетенций
6. Универсальные методы мотивации на уроках иностранного языка
7. Развитие физических качеств с помощью игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС
8. Использование сингапурской технологии в логопедической практике
9. Я прикасаюсь к будущему. Я учу
10. День открытых дверей для родителей
11. Формирование критического мышления школьников на занятиях в центре «Точка роста» МКОУ «Устьянцевская СОШ» Барабинского района
12. Как научить ребёнка мыслить нестандартно
13. Особенности УМК «Английский в фокусе», способствующие реализации воспитательного компонента на уроках английского языка в начальной школе
14. Опыт организации обучения населения города Новосибирска и Новосибирской области навыкам оказания первой помощи в ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж»
15. Развитие креативного мышления на уроках музыки через инструментальное музицирование
16. Семейное чтение для детей начального школьного возраста
17. Формирование мотивации к выбору профессиональной деятельности в медицинской отрасли через предпрофильное и профильное обучение
18. Формирование функциональной грамотности у детей с РАС в начальной школе в условиях общеобразовательной школы
19. Обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка
20. Инновации и эксперимент в образовании
1. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся начальных классов средствами технологии сотрудничества в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Концерты Новосибирской филармонии в школе как средство приобщения учеников к музыкальной культуре ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Практико-ориентированные задачи как средство развития математической грамотности в 5-6 классах ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Работа с исторической картой на уроках истории в 5 классе как способ формирования пространственных представлений и функционального чтения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Взаимодействие педагога и родителей как залог успешного воспитания подрастающего поколения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Семья и школа в физическом воспитании детей с нарушениями зрения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Функциональная грамотность: ключ к эффективному взаимодействию семьи и образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Реализация проекта «Семья и школа» в лицее № 13 п. Краснообска ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Современный подход к работе с родителями учителя индивидуального обучения на дому ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Формирование ключевых компетенций на уроках физической культуры с использованием компетентностного подхода, проектных и игровых технологий в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Роль семьи в организации образовательного процесса у детей с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Взаимодействие школы и родителей в формировании учебной деятельности младшего школьника с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Формирование познавательных УУД в урочное и внеурочное время через использование парной и групповой работы в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Использование проектной деятельности на уроках изобразительного искусства с целью повышения интереса к предмету ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Развитие физических качеств обучающихся с помощью методики повышения физической и функциональной подготовленности во внеурочной деятельности «Футбол в школе» в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Формирование навыков устного счёта через систематическое использование карточек и компьютерных технологий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Проектирование современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Современный урок: принципы проектирования и методы использования современных технологий у детей с нарушением слуха на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Формирование функциональной грамотности обучающихся через развитие диалогической речи на уроках английского языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы