Развитие познавательных способностей у учащихся начальных классов

 
 

Колоколова Ольга Викторовна,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

МАОУ «Лицей № 9» г. Новосибирска

 

Развитие познавательных способностей у учащихся начальных классов

С 2010 года МАОУ «Лицей № 9» принимает участие в реализации регионального инновационного проекта по развитию сети специализированных классов для одаренных детей математического и естественнонаучного направления. В 2012 году впервые был открыт 5 специализированный математический класс, что потребовало от начальной школы введения в учебный план (в часть, формируемую участниками образовательного процесса) специальных курсов, обеспечивающих развитие математических способностей учащихся и способствующих осознанному выбору профильного направления уже в 5 классе при выявлении определенных математических способностей. Такими специальными курсами стали «Олимпиадный курс по математике», «Решение проектных задач», «Развитие познавательных способностей». Остановимся на некоторых аспектах курса «Развитие познавательных способностей»

Почему именно этот курс, на наш взгляд, актуален для учащихся начальной школы, планирующих продолжить обучение в специализированном математическом классе? Актуальность выбора определена следующими факторами: на основе диагностики выявлено, что у ряда учащихся при высоком показателе развития мышления недостаточно развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение и быстрота реакции – именно эти качества необходимы ученику для освоения программы повышенного уровня наряду с высокими интеллектуальными способностями.

Таким образом, была разработана программа учебного курса «Развитие познавательных способностей» на основе авторской учебной программы О.А. Холодовой «Юным умникам и умницам», рекомендованной Министерством образования и науки РФ и соответствующей требованиям ФГОС.

Отличительными особенностями программы курса являются:

1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы курса, воспитательного результата положены методики, предложенные Холодовой О.А.

4. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.

Целью данного курса является развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

Принципиальная задача предлагаемого курса – развитие познавательных способностей: мышления, психических познавательных процессов, познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности, общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Количество часов по учебному плану в лицее во 2, 3, 4 классах в год по 34, в неделю – 1 час. Во время занятий у ребёнка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля, самооценки. У учащихся снижается тревожность и необоснованное беспокойство, они перестают бояться неправильных ответов, так как отсутствуют отметки.

На каждом занятии проводится самостоятельное решение детьми поисковых задач, после которого проводится коллективная проверка решения, также проводится коллективное обсуждение решения задач определённого вида. В курсе используются задания разной сложности, поэтому дети могут почувствовать уверенность в своих силах.

Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях мною применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, ребусы, кроссворды. Часто дети самостоятельно по своей инициативе готовят задания занимательного плана, что позволяет им почувствовать себя уверенными, развивают любознательность, расширяют кругозор.

Кроме того, в системе занятий реализуется принцип «спирали», когда происходит возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности.

Для проведения занятий имеется разработанный учебно-методический комплект для каждого класса, состоящий из двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе и методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещёнными в тетрадях.

При выполнении каждого из заданий, имеющихся в тетрадях, происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Поэтому все задания условно можно разбить на несколько групп:

– задания на развитие внимания;

– задания на развитие памяти;

–задания на совершенствование воображения;

–задания на развитие логического мышления.

Курс предполагает использование следующей модели занятий:

–«Мозговая гимнастика» (23 минуты);

–Разминка (3-5 минут);

–Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, – памяти, внимания, воображения (15 минут);

–Весёлая переменка (3 минуты);

–Логически-поисковые и творческие задания(10-15 минут).

На занятиях решаются логические задачи с целью совершенствования мыслительных операций: умения делать заключения из двух суждений, умения сравнивать, делать обобщения, устанавливать закономерности. Появляются задачи из комбинаторики.

В работе используется коллективная, групповая и индивидуальная формы работы в зависимости от вида упражнений и цели их проведения.

В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Они оцениваются по трём уровням.

Первый уровень – приобретение школьниками социальных знаний.

Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Чтобы отследить результаты, можно использовать следующие формы контроля:

– стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся;

– текущий;

– итоговый.

Опыт работы по реализации данного курса позволяет отметить следующее:

1. У детей повышается мотивация к обучению.

2. У детей, ранее испытывающих затруднения в выполнении некоторых заданий, появляется уверенность, исчезает страх перед тем, что что-то не получится.

3. Появляется желание подготовить самостоятельно задание подобное тому, которое встречается в пособиях.

4. Большее количество учеников принимает участие в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, дистанционных играх.

5. Родители отмечают стремление детей выполнять задания, данные в изучаемом курсе.

6. Более 50% учащихся, посещающих данный курс, проходят тестирование на поступление в 5 специализированный математический класс.

Количество просмотров: 15971  

Добавить комментарий

1. Фундамент для профессионального самоопределения учащихся
2. «Клуб Замечательных Лицеистов» НОУ МБОУ ЛИТ как первый шаг школьников на пути к профессиональной карьере
3. Формирование ключевых профессиональных компетенций средствами школьного курса географии
4. Знакомство с миром профессий на уроках английского языка
5. Роль психологов в профессиональном самоопределении учащихся МАОУ «Гимназии № 15 «Содружество»
6. Летняя гуманитарная школа: инновационный образовательный проект или старая добрая традиция?
7. Социальный проект «Ликвидация безграмотности»
8. Старшеклассник, школа, родители в современном профессиональном пространстве – две парадигмы деятельности: выбор и самоопределение. Образовательные технологии нового типа как социальные лифты становления личности подрастающего поколения
9. На службе семьи и подростка – 10 лет
10. Роль образовательного учреждения в профессиональном самоопределении учащихся
11. Развитие познавательных способностей у учащихся начальных классов
12. Литературная композиция и инсценировка как формы работы над смысловым чтением в начальной школе
1. Развитие физических качеств обучающихся с помощью методики повышения физической и функциональной подготовленности во внеурочной деятельности «Футбол в школе» в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Формирование навыков устного счёта через систематическое использование карточек и компьютерных технологий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Проектирование современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Современный урок: принципы проектирования и методы использования современных технологий у детей с нарушением слуха на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Формирование функциональной грамотности обучающихся через развитие диалогической речи на уроках английского языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
6. Семья и школа: от диалога к партнёрству ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
7. Использование образовательных технологий деятельностного типа для повышения мотивации учащихся и качества обучения на уроках физической культуры в соответствии с ФГОС ООО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
8. Домашняя работа БЕЗ родителя, НО под присмотром ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
9. Использование метода проектов на уроках химии для повышения уровня функциональной грамотности ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
10. Проектирование учебных игр для уроков английского языка в 5 классе при изучении лексико-грамматического материала по теме «Fun with Food» c использованием Present Simple Tense ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
11. Поем вместе: разносторонние аспекты хорового пения ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
12. Эффективные приёмы планирования современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
13. Развитие двигательной активности школьников посредством игры в футбол на уроках физической культуры ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
14. Формирование учебной мотивации обучающихся на уроках в младшей школе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. Организация мотивационной среды на уроке иностранного языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
16. Проектирование современного урока в начальной школе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Урок-текст: формирование картины мира ребёнка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Современный урок: следование алгоритму или акт творчества? ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Реализация вариативных модулей программы воспитания: от традиции к инновациям ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
20. Формирование функциональной грамотности на уроке математики в 1 классе при изучении темы «Величины» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024

Страницы