Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках математики в инклюзивных классах

 
 

Новикова Марина Сергеевна,

учитель математики МБОУ СОШ № 143 г. Новосибирска

 

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках математики в инклюзивных классах

В условиях модернизации образования главным направлением развития школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания.

Новосибирская область принимает участие в пилотном проекте инклюзивного образования. Инклюзивное образование дает возможность детям с ограниченными возможностями здоровья ходить в обычные школы и учиться вместе с другими детьми.

В МБОУ СОШ № 143 обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Обучение осуществляется по адаптированной образовательной программе, разработанной на базе основной общеобразовательной программы с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся.

Методика обучения математике детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования имеет свою специфику. Для успешной коррекции нарушений в развитии, обучения, воспитания, психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо проводить обучение так, чтобы усвоение знаний шло не только на основе запоминания, а в результате сознательного применения полученных сведений в процессе решения познавательных задач. Обучающиеся должны учиться рассуждать, использовать имеющуюся у них информацию. Необходимо повышать познавательную активность обучающихся с ОВЗ, включать их в творческую деятельность, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности обучающегося.

Опыт моей работы в инклюзивных классах показывает, что наличие познавательного интереса к предмету способствует повышению активности обучающихся с ОВЗ на уроках, росту успеваемости и самостоятельности при выполнении практических и интеллектуальных задач.

С целью повышения учебной мотивации, желания учиться у обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования я использую в своей работе разнообразные приемы для активизации учебной деятельности:

– использование заданий, решаемых с опорой на смекалку и сообразительность, на поиск закономерностей, хорошо усвоенных обучающимися, например:

Заполните таблицу:

Скорость

6,3

13,6

 

63,8

4,27

Время

0,2

 

2,09

0,03

 

Расстояние

 

20,4

69,179

 

132,37

– индивидуальная самостоятельная работа обучающихся с использованием раздаточного индивидуально подобранного материала (сигнальных карточек и т.д.), например:

В географическом атласе мира приводится следующая таблица площадей материков:

Название

Площадь

Европа

10,5

Азия

44,4

Африка

30,3

Северная и Центральная Америка

24,3

Южная Америка

17,8

Австралия

7,7

Антарктида

14,1

Определите площадь суши, занимаемой:

а) Европой и Азией вместе;

б) всей Америкой;

в) всеми материками вместе.

– нахождение ошибок в решении задания по изучаемому материалу, например:

Среди приведенных равенств найдите неверные и исправьте их:

а) 1 кг 70 г = 1,7 кг;      в)  2 т 340 кг = 2, 034 т;

б) 25 мм = 0, 025 м;       г)  82 дм = 0,82 м.

На уроках в инклюзивных классах использую прием «кодирование ответов». Например, на доске рядом с примером предлагается ответ, закодированный буквами. Обучающиеся решают пример, выбирают верный ответ, записывают в тетрадь букву-код, соответствующую верному ответу. По окончании счета появляется слово-ответ, или ответы закрыты карточками. Обучающиеся дают ответ, открывают его, перевернув карточку, прикрепляют ее рядом с ответом. На обратной стороне карточки – буквы, образующие слово – контрольный ответ.

Например:

В древней Греции на рубеже IV-V вв. до н. э. возникло очень интересное искусство. На пластинках из драгоценных и полудрагоценных камней вырезались различные изображения, которые затем использовались в качестве элементов ювелирных украшений, а также печатей, которые были широко распространены в Древней Греции. Их популярность была обусловлена верой в магические свойства драгоценных камней.

Если вы верно выполните задания и выберете правильные ответы, то узнаете, как называются такие изображения на драгоценных камнях.

Задание: вычислите:

  1. 23 - 41 - 52 + 38 - 16.

В. -29        Г. -48         Р. 12        С. -10

  1. 33 + 17 - 22 - 57 - 12 + 25.

А. -28        И. -106      Е. -82       О. -68

  1. 31 - 83 - 26 + 54 - 15 - 39.

К. 11         Л. -58         Р. -84       М. -78

  1. 64 + 12 - 49 - 35 - 57 - 16.

А. -69        М. -81       Е. -101      О. -93

  1. 24 - 38 - 61 + 43 - 90 - 21.

А. -191      И. -205      Е. -197     У. -211

Ответ: ГЕММА

Данное задание способствует не только овладению предметными результатами, но и позволяет достичь цели формирования метапредметных компетенций.

При обучении детей с ОВЗ математике использую проблемное обучение. Для создания проблемных ситуаций рекомендуется использовать следующие методические приёмы:

– учитель подводит обучающихся к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения;

– учитель сталкивает противоречия практической деятельности; даётся заведомо ложный ответ учителем; предлагается два варианта ответа на вопрос, а обучающиеся выбирают верный;

– учитель излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос, а обучающиеся отстаивают свою точку зрения;

– учитель побуждает обучающихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.

Программный материал по математике предусматривает изучение достаточного количества понятий, правил и задач, при изучении которых можно использовать проблемное обучение.

Например:

1. Обучающийся выполнил вычитание «в столбик» и записал ответ, забыв поставить запятую. Исправьте его ошибку. Объясните, как вы рассуждали.

а)  28,01 - 9,55 = 1846     б)  510,666 - 343,366 = 167300.

2. Обучающийся выполнял задание «Округлите 123,756 до десятых» и получил 123,756  ≈ 120. В чем его ошибка?

Создание проблемных ситуаций на уроках математики помогает естественным образом развивать творческую активность не только у обучающихся с ОВЗ, но и у обучающихся, не имеющих нарушений развития.

Необходимость учитывать индивидуальные особенности обучающихся с ОВЗ в учебной деятельности очевидна, ведь дети по разным показателям в значительной мере отличаются друг от друга.

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках математики – одно из наиболее существенных требований, обеспечивающих качество обучения по данному предмету. Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья, убеждаешься, что такие дети нуждаются в особом подходе со стороны учителя.

Количество просмотров: 14655  

Добавить комментарий

1. Формирование готовности студентов педагогического колледжа к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья
2. Организация урока с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей обучающихся
3. Организация обучения детей со специальными образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования в МБОУ СОШ № 179
4. К вопросу профессиональной ориентации и профессионального образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
5. Профессиональная компетентность учителя как необходимое условие развития инклюзивного образования
6. Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках математики в инклюзивных классах
7. Инклюзивное образование: большие дела маленькой библиотеки
8. Через тернии к звёздам
9. Молодежный парламентаризм как форма реализации государственной молодежной политики
10. Социальный проект «Школа-семья-ребёнок»
11. Формирование ценностных ориентиров и воспитание патриотизма при изучении естественных наук
12. Обучение грамматике при помощи ситуативных упражнений
13. Весёлый алфавит – придумай сам!
14. Методы мотивации познавательной деятельности на уроках по основам безопасности жизнедеятельности
15. Использование ассоциативных карт в коррекции нарциссической депрессии
1. Итоговый индивидуальный проект: обучение необходимым навыкам или потеря времени? Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
2. Театральная игра как эффективное средство для решения психологических проблем младшего школьника Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
3. Формирование элементарных математических представлений дошкольников в контексте домашней среды Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
4. Значение проектной деятельности в современном образовании детей дошкольного возраста Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
5. Коммуникативная компетенция как навык эффективного общения при создании благоприятной атмосферы в детском коллективе Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
6. Опыт работы реализации проекта «Педагог и наставник. Путь к новым вершинам» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
7. Инклюзия в ОЦ «Горностай»: путь к профессиональному росту и развитию Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
8. Работа методического объединения: творческая метафора педагогического сотрудничества Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
9. Организация и проведение семинаров как ресурс для профессионального роста учителя Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
10. Профессионально-личностное развитие учителей-логопедов в современных условиях образования Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
11. Методическое объединение как инструмент повышения профессиональной компетенции педагогов Студии раннего развития «Солнечный город» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
12. Взаимодействие педагогов-дефектологов в рамках работы методических объединений для оказания методической помощи школам новых регионов России Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
13. Образовательные поездки как ресурс повышения профессиональной компетентности учителя Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
14. Работа ММО учителей начальных классов: шаг за шагом к успеху Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
15. Кафедра начального образования МАОУ ОЦ «Горностай»: модель повышения квалификации и эффективности самообразования педагогов Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
16. Педагогическое сообщество учителей математики в начальной школе как ресурс создания программно-методического сопровождения внеурочной деятельности Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
17. Сотрудничество с педагогическими сообществами – ценный ресурс повышения профессиональной компетентности учителя Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
18. Педагогическое сообщество как ресурс повышения профессиональной компетенции педагога Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
19. «И помнит мир спасённый» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
20. Дидактическая интерактивная педагогическая игра как способ формирования навыков решения воспитательных задач ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025

Страницы