Воспитание толерантности у старшеклассников с нарушением слуха как социальная и педагогическая проблема

 
 

Мосина Виктория Григорьевна,

учитель по развитию восприятия и воспроизведению устной речи

МКОУ С(К)ШИ № 37 г. Новосибирска

 

Воспитание толерантности у старшеклассников с нарушением слуха как социальная и педагогическая проблема

В настоящее время в современном обществе усложняется система межличностных связей и отношений, поэтому толерантность становится необходимым качеством личности. На данный момент происходит поиск новых технологий воспитания подрастающего поколения в духе толерантности, уважения к правам и свободам других людей независимо от их национальной, социальной принадлежности, взглядов, мировосприятия, способов мышления и поведения.

Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы и общества в целом.

Что же такое толерантность? Толерантность понимается как готовность личности к осознанным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, которые имеют различное мировоззрение, разные ценностные ориентации и стереотипы поведения. Однако это не подразумевает отказ от ценностных ориентаций и идеалов, ущемление интересов, а предполагает, с одной стороны, способность человека реализовать свои личные позиции, с другой – способность с уважением относиться к позициям и ценностям других людей.

Формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности уважительно относиться к людям разных национальностей, воспринимать взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть, является важной задачей системы образования.

Несмотря на все меры, принятые в образовании, формирование толерантности старшеклассников остается проблемой для современной системы образования. Формируется толерантность очень медленно, поэтому возникает необходимость принятия специальных мер учебного и культурно-образовательного характера: ведение целенаправленной работы по формированию толерантности в самом современном российском обществе вообще и в педагогическом сообществе в частности.

Толерантное поведение взрослых формирует в значительной степени толерантность старшеклассников, поэтому важно говорить о толерантности в педагогическом сообществе.

В настоящее время остро стоит проблема разработки научно-методических рекомендаций и учебников, специальных программ, тренингов и игр по подготовке учителей к работе по воспитанию толерантности обучающихся, составлению практических сборников педагогических ситуаций для родителей и учителей с вариантами решения проблем и рекомендациями психологов.

Старшеклассник с нарушением слуха должен уметь правильно воспринимать, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти свое место в обществе, не нанося вреда и не ущемляя права других людей. В современных условиях возникает необходимость формирования у старшеклассников с нарушением слуха чувства собственного достоинства и толерантности по отношению к самому себе, что является необходимым условием толерантности по отношению к другим.

Важной задачей педагога, классного руководителя является не просто научить толерантному поведению и выработать общую установку на принятие другого, а сформировать активную толерантность, в которую входит понимание и сотрудничество. Чтобы осуществить поставленную задачу, нужно повысить уровень квалификации методистов органов управления образованием, руководителей образовательных учреждений и их заместителей, руководителей методических объединений, учителей-предметников и классных руководителей в целях развития у них профессионально необходимых качеств и личностных свойств, специальных умений.

Старший школьный возраст – один из главных этапов в становлении личности. Воспитание толерантности старшеклассников с нарушением слуха в современной национальной школе является социальной и педагогической проблемой, которую предстоит решать как окружающему нас обществу, так и педагогическому составу.

Чтобы сформировать толерантность у старшеклассников с нарушением слуха, необходимо провести систему мероприятий, обеспечивающих эффективность воспитания толерантности:

– Проводить ежегодные конкурсы и проекты по формированию толерантности;

– Проведение Дня толерантности, в рамках которого проводятся упражнения и игры на формирование толерантности;

– Формировать толерантность на творческих мероприятиях: фестивали культур, праздники, беседы на классных часах;

– Организовывать встречи в круглых столах, тренинги, конференции;

– Осуществлять просветительскую работу с родителями.

В нашем обществе часто отсутствует педагогическая толерантность в образовательных заведениях, в семье, а также в самом обществе в целом. В педагогической деятельности можно увидеть, что у учащихся мало выражено свободное высказывание своего мнения, компромиссность. В семейном воспитании наблюдаем достаточно высокую степень конфликтности, бытовые ссоры, скандалы детей и родителей.

Таким образом, для формирования толерантности у старшеклассников с нарушением слуха необходима длительная целенаправленная работа в среде педагогов и обучающихся.

Количество просмотров: 13078  

Добавить комментарий

1. Воспитание толерантности как социальная и педагогическая проблема
2. Проектная деятельность на уроках английского языка как один из инструментов воспитания социальной толерантности
3. Воспитание толерантности у подростков
4. Воспитание толерантности на уроках внеклассного чтения
5. Воспитание толерантности у детей с нарушенным слухом через творческую деятельность
6. Формирование толерантного отношения у слышащих родителей к своим детям с нарушениями слуха как условие успешной социализации детей
7. Воспитание толерантности у старшеклассников с нарушением слуха как социальная и педагогическая проблема
8. Воспитание толерантности подростков к детям-инвалидам в условиях школьного образовательного пространства
9. Воспитание толерантности в условиях коррекционной школы
10. Мой необычный педагогический опыт
11. Формы организации взаимодействия в разновозрастной группе воспитанников школы-интерната
12. Активные формы обучения на уроке экономики
13. Правовое воспитание учащихся на уроке и во внеурочное время в условиях МБОУ «Экономический лицей»
14. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций на уроках биологии
15. Использование интерактивных методов обучения на уроках
16. Школа юного патриота как средство формирования активной жизненной позиции несовершеннолетних
17. Воспитание толерантности через взаимодействие педагогов и родителей
18. Патриотическое воспитание: традиции и инновации
19. Каллиграмма как элемент диалога культур в обучении литературе
20. Формирование и развитие универсальных учебных действий учащихся при обучении иностранному языку

Страницы

1. Итоговый индивидуальный проект: обучение необходимым навыкам или потеря времени? Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
2. Театральная игра как эффективное средство для решения психологических проблем младшего школьника Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
3. Формирование элементарных математических представлений дошкольников в контексте домашней среды Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
4. Значение проектной деятельности в современном образовании детей дошкольного возраста Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
5. Коммуникативная компетенция как навык эффективного общения при создании благоприятной атмосферы в детском коллективе Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
6. Опыт работы реализации проекта «Педагог и наставник. Путь к новым вершинам» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
7. Инклюзия в ОЦ «Горностай»: путь к профессиональному росту и развитию Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
8. Работа методического объединения: творческая метафора педагогического сотрудничества Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
9. Организация и проведение семинаров как ресурс для профессионального роста учителя Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
10. Профессионально-личностное развитие учителей-логопедов в современных условиях образования Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
11. Методическое объединение как инструмент повышения профессиональной компетенции педагогов Студии раннего развития «Солнечный город» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
12. Взаимодействие педагогов-дефектологов в рамках работы методических объединений для оказания методической помощи школам новых регионов России Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
13. Образовательные поездки как ресурс повышения профессиональной компетентности учителя Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
14. Работа ММО учителей начальных классов: шаг за шагом к успеху Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
15. Кафедра начального образования МАОУ ОЦ «Горностай»: модель повышения квалификации и эффективности самообразования педагогов Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
16. Педагогическое сообщество учителей математики в начальной школе как ресурс создания программно-методического сопровождения внеурочной деятельности Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
17. Сотрудничество с педагогическими сообществами – ценный ресурс повышения профессиональной компетентности учителя Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
18. Педагогическое сообщество как ресурс повышения профессиональной компетенции педагога Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
19. «И помнит мир спасённый» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
20. Дидактическая интерактивная педагогическая игра как способ формирования навыков решения воспитательных задач ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025

Страницы