Деятельность детских организаций как фактор позитивной социализации обучающихся
Сегодня уже никто не оспаривает, что воспитание человека, формирование основ его социальной зрелости происходит в трех ипостасях:
1. В процессе социализации (в этом смысле воспитание – процесс всеобщий). Все жизненное пространство, в котором формируется, развивается, реализует свое природное назначение человек, пронизано воспитанием. Это объективная реальность объективного бытия.
2. В процессе деятельности педагогов в различных образовательных организациях. Как всякая целенаправленная педагогическая деятельность, воспитание может и должно быть системным. Этим профессиональное воспитание отличается от непрофессионального.
3. В процессе самовоспитания личности, её строительства, саморазвития. Но внутренний мир человека настолько сложен, мотивы его зачастую находятся за пределами сознания и воли личности, так что в данной сфере сложно работать даже профессионалам [2].
В нашей же работе мы будем говорить о воспитании как процессе профессиональном, т.к. время одиночных, разрозненных и неупорядоченных действий в воспитании проходит. Именно профессиональное воспитание есть основное условие эффективной социализации обучающихся общеобразовательной школы нового времени.
Социально-педагогическая концепция формирования ценностных социальных ориентаций школьников – один из основных подходов к пониманию сущности и целей воспитания на современном этапе. Цель воспитания, согласно данной концепции, – проектирование и реализация индивидуальных программ жизненной деятельности с помощью уже имеющегося социального опыта и ценностно-смысловых ориентаций учащейся молодёжи.
Воспитание в социально-педагогической концепции – это составная часть процесса социализации, педагогически регулируемая и направленная на формирование социальной зрелости и развитие личности посредством включения ее в различные виды социальных отношений в общении, игре, учебе и социально-значимой деятельности [1].
Социально-педагогическая концепция определяет роль личности в процессе социализации. Человек, по мнению основоположников субъект-субъектного подхода к пониманию этой роли, активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на себя самого [3]. Необходимо развивать у человека качества, помогающие ему реализовать себя как существо сугубо общественное и как неповторимую личность, со своими специфическими запросами и индивидуальными способами социальной самореализации (В.Г. Бочарова, М.А. Галагузова, А.В. Иванов, И.А. Липский, Л.В. Мардахаев, А.В. Мудрик, др.).
Проблема социализации личности находит отражение в позициях современных учёных. Так, президент Российской академии образования Н.Д. Никандров считает, что социализация существует с тех пор, как существует род человеческий; воспитание – с тех пор, как человек осознал необходимость специально воспитывать и обучать, не полагаясь только на естественное и не планируемое влияние жизни. Поэтому человек, которому по необходимости или даже случайно приходится осуществлять воспитательное воздействие, может так естественно вписаться в ситуацию, что специально не задумывается о целях, содержании и средствах своей воспитательной работы [4].
Понимая детство не как самодостаточную стадию индивидуального существования, а как период социокультурной подготовки человека к взрослой жизни полноправного члена общества, Э.А. Орлова называет взрослым индивида в случае наличия у него следующих характеристик: достижение необходимой степени зрелости организма, как правило, превышающей наступившую способность к воспроизведению потомства; овладение навыками собственного жизнеобеспечения на уровнях домашнего хозяйства и общественного разделения труда; овладение достаточными знаниями и социальным опытом через участие в различных социокультурных группах и знакомство с различными культурными кодами; принадлежность к одной из социальных позиций, характерных для взрослых членов определенного социального слоя [5].
Согласно рассуждениям А.В. Мудрика, сущность социализации состоит в том, что человек формируется в процессе ее как член того общества, к которому он принадлежит. Именно способ организации жизнедеятельности индивида еще на ранних ступенях его развития предопределяет в большей степени меру его активности в процессе построения собственной уникальности и пути развития, а также способ взаимодействия с обществом [3].
Целенаправленное управление процессом развития и социализации личности, формирование основ её зрелости обеспечивает эффективность специально организованной воспитательной работы. В условиях, где есть научный подход к воспитанию, т.е. где, с одной стороны, учитываются движущие силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей, используется все возможное положительное влияние общественной и природной среды и, с другой стороны, ослабляется отрицательное и неблагоприятное воздействие внешней среды, достигается единство и согласованность всех социальных институтов [6], в таких условиях ребенок раньше оказывается способным к самовоспитанию и принятию таких социально зрелых черт и качеств, как способность к творчеству, саморазвитию, самоактуализации; духовно-нравственная позиция; социальная и гражданская активность; ответственность за выбор; умение сотрудничать; независимость суждений, эмоциональная стабильность.
Одним из направлений социализации личности в воспитательном процессе современных образовательных организаций является деятельность детских общественных объединений и организаций (ДОО). Главной задачей большинства из них является направленность на решение конкретных проблем общества, детей и молодежи.
Работа ДОО строится с учетом интересов детей и направлена на решение трех основных задач:
1) включение в освоение опыта социальных отношений подрастающим поколением, когда ребенок набирается опыта, реализуя свой личностный потенциал в жизненных обстоятельствах и окружающей действительности;
2) расширение представлений ребенка о себе, о своей роли в обществе, своем жизненном пути, реализация стремления детей к общению, самоутверждению и самореализации личности;
3) создание условий для позитивных коллективных и индивидуальных отношений.
Среди принципов деятельности детской организации основными являются самоуправление, уважение и защита прав обучающихся, самоорганизация, добровольность. При целеполагании организации деятельности ДОО необходимо учитывать два аспекта: воспитательная цель взрослых, непосредственно участвующих в работе детской организации, и цель школьников, входящих в состав организации и видящих перспективу интересной жизни, возможности удовлетворения своих запросов и повышения социальной значимости их деятельности. При создании в организации таких условий и происходит социализация подрастающего поколения, формирование качеств социально зрелой личности и готовности школьников к выполнению социальных функций в обществе.
В «Сибирской гимназии» города Новосибирска детская организация существует уже более десяти лет, её девизом является слоган «Шагаем одной командой», а сокращенное название «ШОК» означает ещё и актив детского самоуправления «Школьный организационный комитет».
Что же такое детская организация сегодня? Размышляя над этим вопросом, дети и взрослые нашей организации определили принципы своей деятельности: добровольность объединения, полезность для общества, командное взаимодействие, саморазвитие, открытость и равноправие членов организации.
Деятельность ДОО «Шагаем одной командой» основывается на принципах коллективного творческого дела (КТД). По признаку включенности детей и подростков в реальные социально значимые отношения КТД имеют три направления:
– социально значимые дела – это достижение определенного результата, который будет полезен как для самих ребят, так и для окружающих;
– школа «Лидер» – дела, которые способствуют формированию и развитию лидерских качеств членов детской организации;
– досуговые дела – дела, раскрывающие творческие способности членов ДО.
Представители детской организации являются членами Управляющего совета гимназии. При их непосредственном участии решаются такие проблемы, стоящие перед образовательной организацией, как введение единого стандарта школьной формы; реализация социальных проектов, их финансирование; контроль организации питания в школьной столовой и внеурочной занятости одаренных детей; качество реализации платных образовательных услуг в ОО; распределение стимулирующих выплат работникам гимназии; подготовка плана модернизации и укрепления материально-технической и информационно-методической базы гимназии.
Ежегодно ребята ДОО разрабатывают и реализуют на практике социально значимые проекты в различных сферах своей деятельности.
Таблица 1
Социально значимые проекты ДОО «ШОК»
Тема проекта |
Достигнутый результат |
Сроки реализации |
«Возрождая традиции» |
Формирование вожатского отряда гимназии, проведение «Школы вожатского мастерства», работа педагогического отряда старшеклассников в ЛДП «Сибирячок» при гимназии |
март 2010-август 2010 |
«Толерантность – дорога к миру» |
Становление детских коллективов, достижение взаимопонимания между членами коллектива и организация активной КТД |
декабрь 2012-июнь 2013 |
«Мы – команда» |
Включение классных коллективов в общегимназическую игру, имеющую ежегодно различную тематику; сплочение детских коллективов, развитие творческих способностей школьников в КТД |
сентябрь 2011 – май 2017 |
«Мы ходим всем рекордам наши звонкие дать имена» |
Формирование волонтерской команды спортсменов старшеклассников для создания условий для увлечения обучающихся 5-7 классов спортивным образом жизни; проведение спортивно-массовых мероприятий и организация спортивных кружков волонтерами для гимназистов; |
октябрь 2015-апрель 2016 |
«Цепочка пяти имен» |
Приобщение людей разного возраста к изучению истории родного края и его жителей, использование ими ресурсов социальных сетей не только для общения и игр, но и для поиска и изучения познавательной информации, формирование чувства гордости родным краем у его жителей |
декабрь 2014-май 2015 |
«Подари улыбку» |
Установление контакта с ребятами, оставшимися без семьи, оказание им гуманитарной и социальной поддержки, формирование чувства толерантности, умения приходить на помощь у ребят разного возраста |
январь 2016-июнь 2016 |
«Школа вожатского мастерства» |
Обучение будущих вожатых основам вожатской деятельности, разработка проектов смен лагеря с дневным пребывание «Сибирячок» и реализация их в летний период |
Март-май, ежегодно с 2010 года |
С 2010 года благодаря социальному проекту «Возрождая традиции» в гимназии начал действовать вожатский отряд старшеклассников «СПИЧКИ». Вожатые в школьном лагере с дневным пребыванием – это школьники, учащиеся 8 и 10 классов, энтузиасты, не имеющие профессиональной подготовки, которые берут на себя выполнение социально-педагогических функций. Работа вожатого предполагает наличие у ребят навыков в сфере культурно-досуговой деятельности, организаторских способностей, четкого понимания, что они являются образцом для подражания и им необходимо быть ответственными, сохраняя свою индивидуальность и реализовывая себя самих.
Первоначально занятия «Школы вожатского мастерства» проводили педагоги гимназии, но уже на второй год новых ребят отряда стали обучать вожатые, отработавшие в качестве помощников воспитателей в лагере с дневным пребыванием «Сибирячок», который ежегодно создается на базе образовательной организации в летний период.
Сегодня «Школа вожатского мастерства» проходит в два этапа. На первом будущие вожатые обучаются основам новой для них деятельности (учатся налаживать отношения с младшими по возрасту ребятами, проводить игровые практикумы, организовывать массовые мероприятия). На втором же этапе в совместном творчестве с педагогами гимназии старшеклассники разрабатывают проект летней смены. Тематика смен ежегодно меняется («Свежее движение», «Яркие мечты», «Прыжок во времени», «Сон длиною в лето. За гранью реальности», «Космическое путешествие в поисках мелодии лета»), благодаря чему жизнь в лагере становится яркой, а программа насыщенной интересными делами.
Еще во время подготовки к смене, на этапе разработки проекта программы, планирования мероприятий, будущие вожатые учатся ставить цели и достигать их. Часто случается так, что нужно осваивать какие-то навыки срочно, по ходу дела, в поисках выхода из неожиданных ситуаций. В таких случаях ребятам необходима эрудированность, информированность, хотя бы поверхностная, в области педагогики для большей свободы выбора в путях решения возникшей проблемы.
Затем, попадая в отряд с совершенно незнакомыми, по-разному настроенными детьми, вожатый получает навыки налаживания контакта с людьми, подхода к детям разного возраста при вовлечении их в коллективную деятельность, умения быть заботливым, но требовательным.
Дети естественно нуждаются во внимании, но порой они требуют от старшего товарища слишком многого, желая завоевать любовь вожатого, становятся чрезмерно навязчивыми, и это настоящее испытание для старшеклассника позволяет развивать очень важное умение – вежливо и корректно «отгораживаться» от таких проявлений детской «любви».
Вожатый должен хорошо помнить о том, что во временном детском коллективе обязательно выявляются носители определенных ролей: лидеры и аутсайдеры. Есть свои сложности работы с лидерами: с одной стороны лидеры могут стать опорой в детском коллективе, с другой стороны при неправильном подходе лидеры могут образовать оппозицию. Беседы и призывы к активной деятельности аутсайдера не всегда приводят к положительному результату, поэтому вожатому необходимо найти такое дело, чтобы данный ребенок смог пережить ситуацию успеха, а отряд взглянул на него другими глазами. С такой задачей справиться сложно и опытному педагогу, поэтому в процессе такой ответственной, но очень интересной деятельности вожатого происходит сложный личностный процесс психологического взросления.
В результате организации вожатской деятельности старшеклассников у ребят формируются лидерские и коммуникативные качества, умения сотрудничать, жить и работать в коллективе, способность к саморазвитию, социальная активность. Обучающиеся приобретают опыт самоуправления и демократических форм поведения, примеряют на себя различные социальные роли и позиции, что обеспечивается личностно значимой деятельностью, интенсивным межличностным и межвозрастным общением.
Таким образом, деятельность детских организаций является эффективным механизмом реализации важнейшей воспитательной функции образовательных организаций – функции позитивной социализации подрастающего поколения, накопления им опыта общественно полезной деятельности.
Список литературы
1. Иванов А.В. Социальная педагогика: Учебное пособие / А.В. Иванов и др.; под общ. ред проф. А.В. Иванова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2010. – 424 с.
2. Караковский В.А. Воспитание эффективно, если оно системно / www.vospsyst.ru.
3. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учебник для студентов пед. ВУЗов / под. ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 184 с.
4. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий / Н.Д. Никандров. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 304 с.
5. Орлова Э.А. Социализация и инкультурация детей в современном российском обществе // Сборник докладов на международной конференции «Культура детства: нормы, ценности, практика». – М.: РГСУ, 2009. – С. 5-17.
6. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М., 2002. – 576 с.
Количество просмотров: 11196 |
Добавить комментарий