Активные методы обучения на уроках биологии

 
 

Андрюшечко Алена Ивановна,

учитель биологии

МБОУ «Гимназия № 13 имени Э. А. Быкова» г. Новосибирска

 

Активные методы обучения на уроках биологии

В настоящее время базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.

Основной целью моей педагогической деятельности является создание условий для формирования у обучающихся высокой биологической, экологической и природоохранительной грамотности путем повышения их мотивации к изучению биологии.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

– применение разнообразных методов обучения, направленных на то, чтобы учащиеся не просто получали информацию, а включались в открытие неизвестного для себя знания;

– использование разнообразных форм работы, при которых учащиеся выступают перед классом с новой информацией и оценивают выступления друг друга;

– использование технологии интегрированного обучения, для установления связи биологии с другими предметными областями: с химией, географией, физикой, математикой.

Основным на уроке биологии для меня является выстраивание диалога учеников с учителем и с одноклассниками, для этого я использую активные методы обучения, которые позволяют повышать результативность учебного процесса.

Тематическая дискуссия – это способ обсуждения какого-либо спорного вопроса. Данный метод используется мной для анализа биологических вопросов, которые имеют множество ответов. Тематическая дискуссия используется мной как на этапе актуализации знаний, так и для изучения нового материала. В ходе урока-дискуссии может задействоваться и групповая работа: класс делится на 5-6 групп для выдвижения и обсуждения собственного мнения, которое в последующем каждая группа должна представить в форме плаката и выступить перед классом. Заканчивается дискуссия обсуждением мнений и выступлений разных групп, поиску доказательств и опровержений. Данный метод я использую, например, на уроке в 9 классе по теме: «Биологическая классификация», где учащиеся самостоятельно выделяют принципы, которые лежат в основе систематики и анализируют положение разных групп организмов, которые занимают спорное систематическое положение (слизистые споровики, слизевики, вирусы, прионы, вироиды). Материалы к данному урок доступны к скачиванию на моем сайте в разделе «Методические разработки» http://aaundnl.wixsite.com/bionsk.

Также часто мной используется метод индивидуального или группового мозгового штурма (метод мозговой эстафеты), в ходе которого участники предлагают свои рекомендации по решению проблемы, записывая идеи на индивидуальном листке, после чего ученики зачитывают свои ответы, не повторяя уже названные. Ответы каждого оцениваются одноклассниками. В результате класс находит много решений, которые в последующем анализируются и используются в ходе урока. Данный метод я использую чаще всего и применяю на уроках по следующим темам:

«Методы изучения биологии». Учащиеся рассказывают о своих первых биологических исследованиях, а класс анализирует, какие методы были использованы;

«Единство живого. Сравнение строение клеток различных организмов». Учащиеся систематизируют и обобщают понятия о строении, химическом составе и жизненно важных процессах организмов всех царств живой природы. В ходе дискуссии класс приходит к выводу о единстве живых организмов

«Значение растений в природе и жизни человека». Ученики составляют индивидуальные листы в качестве плакатов с рисунками.

«Значение насекомых в природе и жизни человека»

«Воздействие человека и его деятельность на животный мир»

«Науки о человеке». Учащиеся называют множество наук, занимающихся изучением человека, в дальнейшем дети разделяют науки на две группы: одни изучают человека как существо биологическое, другие – как социальное, что помогает выделить существенные признаки организма человека.

«Биология – наука о жизни». В ходе мозгового штурма учащиеся приводят примеры того, что биология – неотъемлемая часть современного мира, понимают важность изучения биологии.

При изучении разнообразия и значения в природе и жизни человека бактерий, грибов, растений, животных учащиеся готовят презентации и предоставляют одноклассникам интересную информацию. Технология презентации помогает овладеть навыками подачи информации, технологией публичного выступления, умения отвечать на вопросы аудитории и выходить из затруднительных положений.

Проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа. Например, на урок по теме: «Роль бактерий в природе и жизни человека», дети подсчитывают количество бактерий на 1 м3 над океаном, в лесу, в непроветриваемом кабинете, перед учащимися ставятся вопросы: «Зачем на планете так много бактерий? Заметим ли мы, если все бактерии разом исчезнут с нашей планеты, или нет?». В ходе дискуссии «подвожу» школьников к противоречию: с одной стороны бактерии очень нужны и имеют положительное значение, но и много отрицательных значений в природе, особенно, в жизни человека. Детям предлагается рассмотреть различные точки зрения на значение бактерий и рассмотреть вопрос с разных позиций (с позиции человека, всей биосферы). Материалы к данному урок доступны к скачиванию на моем сайте в разделе «Методические разработки» http://aaundnl.wixsite.com/bionsk.

Природа предстает перед детьми в виде разрозненных знаний по биологии, химии, физике, географии. В результате этого учащиеся получают разобщенные сведения об устройстве мира, при этом каждый момент получения знаний должен быть одновременно и моментом формированием целостности сознания учащегося, единой системы знаний о природе. В связи с этим, периодически, я провожу интегрированные уроки, в ходе которых ученики  могут увидеть взаимосвязь между учебными дисциплинами и понять, что знания в одной дисциплине облегчают понимание процессов, изучаемых в других областях. Презентация и карточки для работы в группах к интегрированному уроку в 9-ом классе на тему «Средообразующая деятельность организмов» доступны для скачивания на моем сайте в разделе «Методические разработки» http://aaundnl.wixsite.com/bionsk.

Параллельное сосуществование в одном уроке материала по разным предметам даёт возможность разнообразить виды деятельности детей, вовлечь всех школьников в решение поставленных перед ними задач. Так на уроке в 7-ых и в 9-ых классах по теме «Цепи питания» правило десяти процентов я закрепляю решением задач с применением знаний о решении задач на проценты, полученных на математике. В 8-ом класс, разбирая процесс дыхания, дети используют знания о процессе диффузии, которые получили на физике.

При изучении разных классов органических веществ: белков, жиров, углеводов и нуклеиновых кислот, неотъемлемы знания по химии, для решения биологических задач. Ответы на задачи по теме «Популяционно-видовой уровень организации» учащиеся могут найти, используя знания по географии и математике. Одно из любимых заданий на интеграцию я даю в 6-ом классе: детям нужно проанализировать басню И.А. Крылова «Листы и корни» с биологической точки зрения, выяснив, какой же орган для растения важнее. Перед учащимися встает серьезная проблема: проанализировать слова Крылова, знания, полученные на литературе и все это противопоставив знаниям по биологии, прийти к выводу, что все органы для растения важны.

Для осуществления закрепления знаний по темам и разделам я использую игру, которую мы разработали совместно с ученицей 9 класса. За основу  мы взяли известную коммуникативную  игру «Экивоки»: у учащихся есть игровое поле, фишки, песочные часы, игральный кубик и карточки со словами для каждого класса и раздела. Учащиеся бросают кубик и берут карточку с заданиями. Выпавшее число на кубике показывает какое слово нужно объяснять и каким способом (1 – словами, 2 – прочитать слово задом наперёд), 3 – нарисовать, 4 – показать жестами, 5 –объяснить сложное словосочетание, 6 – нарисовать сложное словосочетание). В ходе данной игры учащиеся активно применяют свою знания, а как известно, лучше всего информация усваивается, если ее кому-то объяснить. Данная игра заметно повышает и эмоциональный настрой учащихся, и интерес к предмету, и качественную успеваемость учащихся.

Занятия по предметам не ограничиваю урочной деятельностью. В рамках элективного курса «Власть над геном» учащиеся изучают теоретические, прикладные вопросы, в частности медицинской генетики и психогенетики. В формате подготовки учащихся к ОГЭ по биологии веду активную внеурочную деятельность. На занятиях стремлюсь максимально полно донести до учащихся структуру и логику заданий, сформировать у них устойчивый навык решения заданий различных форм и видов. Учащиеся после каждого занятия получают презентацию с подробным материалом и блок заданий по разделу, которые в последующем проверяются другими учащимися. Для проверки деятельности учащихся так же с учащимися используются интернет-ресурсы: сайт РЕШУ.ОГЭ и Я.КЛАСС, где есть возможность отслеживать результаты учащихся.

Количество просмотров: 19299  

Комментарии

СПАСИБО

Страницы

Добавить комментарий

1. Деятельность детских организаций как фактор позитивной социализации обучающихся
2. «Школа детей для детей» – пространство счастья
3. Английский театральный клуб как пространство социализации и творческого развития младших школьников: из опыта работы
4. Мультимедийная редакция как направление развития школьного самоуправления
5. Значение детско-взрослого сообщества в работе классного руководителя в школе для детей с проблемами слуха
6. Роль педагога-психолога в работе с педагогическими кадрами в образовательном учреждении
7. Развитие готовности старшеклассников к проектно-исследовательской деятельности средствами образовательных событий. Из опыта организации работы проектной школы «Дивергентное мышление»
8. Особенности обучения истории детей-инофонов
9. Возможности реализации системно-деятельностного подхода на примере преподавания истории Средних веков
10. К вопросу актуальности взаимодействия школы и организаций культуры и спорта
11. Активные методы обучения на уроках биологии
12. Организация внеурочной деятельности посредством интеллектуального клуба «Микс»
13. Районный проект «Психолого-педагогическое сопровождение реализации междисциплинарной программы «Основы смыслового чтения и работы с текстом» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования»
14. История проблемы обучения смысловому чтению в психолого-педагогической литературе
15. Особенности диагностики готовности к смысловому чтению обучающихся начальной школы
16. Разработка диагностико-развивающего компонента, направленного на выявление проблем и формирование навыков смыслового чтения у обучающихся начальной школы
17. Один из приёмов обучения письму в период обучения грамоте
1. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся начальных классов средствами технологии сотрудничества в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Концерты Новосибирской филармонии в школе как средство приобщения учеников к музыкальной культуре ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Практико-ориентированные задачи как средство развития математической грамотности в 5-6 классах ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Работа с исторической картой на уроках истории в 5 классе как способ формирования пространственных представлений и функционального чтения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Взаимодействие педагога и родителей как залог успешного воспитания подрастающего поколения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Семья и школа в физическом воспитании детей с нарушениями зрения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Функциональная грамотность: ключ к эффективному взаимодействию семьи и образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Реализация проекта «Семья и школа» в лицее № 13 п. Краснообска ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Современный подход к работе с родителями учителя индивидуального обучения на дому ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Формирование ключевых компетенций на уроках физической культуры с использованием компетентностного подхода, проектных и игровых технологий в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Роль семьи в организации образовательного процесса у детей с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Взаимодействие школы и родителей в формировании учебной деятельности младшего школьника с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Формирование познавательных УУД в урочное и внеурочное время через использование парной и групповой работы в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Использование проектной деятельности на уроках изобразительного искусства с целью повышения интереса к предмету ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Развитие физических качеств обучающихся с помощью методики повышения физической и функциональной подготовленности во внеурочной деятельности «Футбол в школе» в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Формирование навыков устного счёта через систематическое использование карточек и компьютерных технологий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Проектирование современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Современный урок: принципы проектирования и методы использования современных технологий у детей с нарушением слуха на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Формирование функциональной грамотности обучающихся через развитие диалогической речи на уроках английского языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы