Снятие психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

 
 

Максимцова Ольга Михайловна,

воспитатель первой квалификационной категории

МКДОУ д/с № 110 г. Новосибирска

 

Снятие психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

В нашем детском саду есть группы компенсирующего вида, который посещают дети с ограниченными возможностями здоровья.

Я работаю 7 лет с детьми с разнообразными речевыми нарушениями.

У большей части воспитанников с ограниченными возможностями здоровья нарушена мотивация общения, они склонны к повышенной утомляемости, вспыльчивы, замкнуты, несамостоятельны в поведении. Многие слабо дифференцируют эмоциональные состояния других людей в различных ситуациях, не контролируют свои эмоции. У некоторых детей низкая самооценка, негативное восприятие себя со стороны окружающих, психоэмоциональное напряжение.

Психоэмоциональное напряжение – это разнообразные неблагоприятные эмоциональные состояния, связанные с неудовлетворенностью основных жизненных потребностей: фрустрация, дискомфорт, стресс, тревога, депрессия, состояние неудовлетворенности. При этом в психической сфере наблюдается отвлекаемость внимания, затруднения в извлечении информации из памяти, снижается скорость и точность реагирования, уменьшается эффективность деятельности [2].

Для того чтобы каждый ребенок в нашей группе чувствовал себя комфортно, безопасно, свободно, мною из разных источников был составлен каталог игр и упражнений для решения данной проблемы.

Как отмечают многие психологи, «игровые методики — один из самых эффективных способов создания доверительной, комфортной атмосферы, т.к. игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий».

Приведенные ниже упражнения – лишь часть моей работы, направленной на гармонизацию душевного состояния детей с проблемами в развитии. Ведь очень важно с каждым воспитанником быть искренним, спокойным и доброжелательным.

Все упражнения и игры делятся на группы:

Первая группа: относятся игры и упражнения, направленные на снятие напряжения и раскрепощение детей, дающие возможность проявить индивидуальность.

«Жуки»

Дети — жуки. Они летают, жужжат под слова ведущего.

На полянке, у реки,

Летают майские жуки.

Падают, устали!

На спинке полежали.

Ножками болтают.

Затихли. Отдыхают.

Жуки ложатся на ковер ножками вверх, барахтаются. Устали. Некоторое время лежат, отдыхают под звуковой фон на лесной полянке.

Упражнение можно повторить 2–3 раза в зависимости от желания детей.

«Ласковые ладошки»

Дети стоят по кругу друг за другом. Гладят ладошками впереди стоящего ребенка по голове, спине, внешней части рук (легко, слегка прикасаясь).

«Вьюнок»

Упражнение выполняется в парах. Один из детей, легко перебирая пальчиками рук, "поднимается" по спине другого ребенка снизу-вверх (вьюнок растет, тянется вверх).

Эти упражнения снимают напряжение, успокаивают ребенка. Перед выполнением этого и предыдущего упражнений необходимо обратить внимание детей на то, как надо гладить, как прикасаться пальчиками (показать, как именно это надо делать).

Вторая группа: игры направлены на выработку правильного отношения к ошибкам и неудачам, на формирование уверенности в себе, стремления к реализации своих способностей.

«Я самый»

Цель: повышение самооценки ребенка.

Дети стоят в кругу, в центре которого поставлен стул.

Дети идут по кругу и говорят: «Кто сегодня всех умней, всех румяней и белей?» Ведущий отвечает: «Это наша Танечка! Ну-ка, Таня, выбегай! На волшебный стул вставай!»

Тот, кого назвали, встает на стул. Дети по очереди называют положительные качества этого игрока. Например, один ребенок говорит: «Таня красивая!», остальные дети хором скандируют: «Красивая! Красивая! Красивая!».

Затем выбирают следующего участника, и игра повторяется.

«Угадай, о ком говорим»

Цель: развитие уверенности в себе.

Выбирается ведущий. Дети загадывают одного из участников и дают водящему его позитивное описание, не называя его по имени и не описывая одежду. Например, «У этого ребенка красивые длинные светлые волосы, голубые глаза. Его любимая игра – в прятки. Он любит рисовать, хорошо танцует. И т.д.»

Задача водящего – узнать, о ком идет речь.

Третья группа: относятся игры и упражнения, снижение тревожности и страхов.

Беседа о страхах

Цель: уменьшение тревожности; развитие уверенности в себе.

Ведущий просит детей ответить на вопросы: "Все ли страхи плохие? Бояться – это плохо или хорошо? А бывает ли страх "хорошим"? Например, если мама боится за тебя – это плохо? Бывают ли полезные страхи? Как вы думаете, кто больше боится – дети или взрослые?". Далее рассматривает с детьми рисунки, сделанные на прошлом занятии, которые предварительно развешаны на стене кабинета, и спрашивает: кто какой страх изобразил? Как побороть его? А может, его можно пожалеть? Ведь он стал маленьким, если помещается на альбомном листочке?

«Радуга силы»

На листе акварельной бумаги нарисовать радугу, из кусков пластилина (основных цветов спектра) отделять небольшие кусочки. Предложите ребенку размазывать кусочки, повторяя вслух: «Я смелый», «Я сильный». «Я смелый» — дети повторяют, размазывая пластилин правой рукой; «я сильный» — размазывая пластилин левой рукой.

Пальчиковый кукольный театр.

Разыграть сценки, в которых одна из кукол всего боится, а другие помогают ей справиться со страхом. Следует спрашивать детей, какие варианты борьбы со страхом они могут предложить, стимулировать, придумывать как можно больше вариантов.

Четвертая группа: составляют игры, способствующие развитию произвольности, внутреннего плана действий.

«Да» и «Нет» не говорить».

Цель: Развитие умения действовать по правилам.

Детям дается инструкция: «Сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы должны мне на них правильно отвечать, но существует правило, при ответе на вопрос нельзя говорить: «Да» и «Нет»». Примерные вопросы:

1. Ты хочешь идти в школу?

2. Ты любишь, когда тебе читают сказки?

3. Ты любишь смотреть мультфильмы?

4. Ты хочешь остаться еще на один год в детском саду?

5. Ты любишь гулять?

6. Ты любишь играть?

7. Ты хочешь учиться?

8. Ты любишь болеть?

Чтобы правильно ответить на вопрос, ребенку необходимо постоянно, не отвлекаясь, удерживать в памяти условия игры и принятое им намерение отвечать определенным образом, контролировать свои ответы, сдерживать непосредственное желание ответить словами «да» и «нет» и одновременно обдумывать содержательный ответ.

«Тихий колокольчик»

Цель. Развитие концентрации внимания и контроля движения, снижение импульсивности.

Дети сидят в кругу. Одному из ребят дают колокольчик. Надо отнести колокольчик по кругу тому, кто сидит рядом. Это надо сделать так, чтобы колокольчик не зазвучал – идти медленно и осторожно. Если колокольчик зазвучал, надо остановиться, подождать, когда он утихнет, и идти дальше. Колокольчик должен пронести каждый ребенок.

Игра «Минута шалости»

Цель: психологическая разгрузка.

Ведущий по сигналу (удар в бубен и т.п.) предлагает детям шалить: каждый делает то, что ему хочется – прыгает, бегает, кувыркается и т.п. Повторный сигнал ведущего через 1-3 минуты объявляет конец шалостям.

Пятая группа игр и упражнений направлена на развитие интеллектуальных способностей.

Игра «Запомни – назови – положи»

Цель: развить произвольное зрительное внимание, умение запоминать последовательность картинок (игрушек).

3-4 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или 3-4 игрушки.

После рассматривания картинок (игрушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить, как они лежат друг за другом.

После этого ребенок закрывает глаза, а картинки (игрушки) смешиваются, и ребенок должен разложить их в исходной последовательности и назвать по порядку.

Игра «Чем отличаются?»

Цельразвить зрительную память и внимание детей, научить их внимательному рассматриванию похожих предметов и сравнению их по деталям, называть по памяти сходства и различия между ними.

Пары похожих сюжетных картинок, которые отличаются друг от друга заметными отличиями в деталях (цвет, форма, количество, местоположение).

Ребенку показывается сначала одна картинка, затем после ее рассмотрения – другая, после чего он должен назвать по памяти отличия между ними. При необходимости взрослый может помочь ребенку наводящими вопросами.

Используемые игры и упражнения позволяют скорректировать эмоциональное состояние детей с нарушениями в эмоционально-волевом развитии, помогает таким воспитанникам социализироваться в обществе сверстников и подготовиться к смене видов деятельности: из игровой в дошкольном и в учебную в школьном возрасте.

Приведённый ниже список литературы поможет и вам составить каталог игр с учетом индивидуальных особенностей детей вашей группы.

Литература

1. Воробьева, Т. А., Крупенчук, О.И. Мяч и речь: Игры с мячом для развития речи, мелкой ручной и общей моторики, метод. пос./ Т. А. Воробьева, О.И.  Крупенчук.  – СПб.: КАРО, 2003. – 96 с.

2. Егоренкова О. С. Психокоррекционная программа по снижению психо-эмоционального направления у детей во время пребывания в условиях образовательного учреждения с использованием игровых методик [Текст].

3. Картушина, М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду, метод. пос. М.Ю. Картушина. – М. ТЦ Сфера, 2004. – 192 с.

Количество просмотров: 10446  

Добавить комментарий

1. Проектирование современного учебного занятия с использованием нейропсихологических упражнений в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Актуальные проблемы и перспективы развития адаптивной физической культуры в школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
3. Роль современного общества в организации помощи неговорящим детям ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
4. Использование буквенного квеста «Найди меня!» в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
5. Профилактическая работа с обучающимися с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
6. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Нейропсихологический подход как средство развития и социализации дошкольников, имеющих особые возможности здоровья ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Использование приема «Сенсорная интеграция» при работе с детьми, имеющими диспраксию ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Здоровье в порядке: формирование валеологической культуры дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками с расстройством аутистического спектра ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Пространственные представления и фразовая речь у дошкольников. Где связь? ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
12. «Кубы превращений» как эффективное средство развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
13. О создании условий для сохранения здоровья обучающихся в МАОУ «Гимназия № 16 «Французская» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Формирование умения организовывать здоровьесберегающую деятельность через подвижные игры у детей младшего школьного возраста ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Проект физкультурно-оздоровительной направленности в детском саду ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Профилактики возникновения суицидального поведения у одарённых обучающихся 1-11 классов в условиях образовательной организации ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Играем – здоровье укрепляем ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
18. Эффективные практики формирование основ правильного питания в ДОУ. Из опыта работы с родителями ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
19. Сохранение и укрепление здоровья детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
20. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха средствами изобразительного искусства ВЫПУСК №110, Декабрь 2023

Страницы