Проведение динамических перемен в начальной школе

 
 

Литвинова Екатерина Валентиновна,

учитель химии высшей квалификационной категории,

руководитель школьного центра «Здоровье»

МАОУ города Новосибирска «Гимназия № 15 «Содружество»

 

Проведение динамических перемен в начальной школе

С началом обучения детей в школе возникает увеличение умственных нагрузок и резко ограничивается двигательная активность. ФГОС начального общего образования важнейшими задачами школы считает укрепление здоровья, закаливание и повышение работоспособности школьников, воспитание интереса и стремления к физическому совершенствованию, формирование мотивации вести здоровый образ жизни. Анализ организации учебного процесса в начальной школе показал, что перемены дают значительный резерв времени, который может быть использован для увеличения физической активности учащихся. В нашей гимназии уже в течение пяти лет перемена после третьего урока является динамической. Сначала это были простейшие движения из танцев различных народов под их традиционную музыку. Для этого мы использовали видео семинаров по материалам К. Орфа. Отсутствие времени для разучивания движений и небольшое количество учащихся, вовлеченных в деятельность, заставило искать другие подходы.

От наших предков нам досталось удивительное средство физического развития – скакалка. Прыгающий ребенок координирует движения рук и ног за счет согласования работы левого и правого полушарий мозга. Усиливается нагрузка не только на сердце, но и на капилляры, которые активно сжимаются и разжимаются работающими мышцами. Результатом является увеличение притока крови к мозгу. Во время прыжков воздействию подвергаются органы брюшной полости, что активизирует их работу и снимает застойные явления. Ребенок произвольно изменяет ритм своих движений. В группе прыгунов за счет синхронизации движений можно ощутить общий жизненный ритм.

Скакалка, которую крутят два человека, создает замкнутое пространство. В него многие современные дети боятся войти. Есть дети, которые не умеют группироваться, боятся сделать решительный прыжок, не могут точно рассчитать место, куда нужно прыгнуть, не способны сосчитать ритм движения скакалки. В игре, когда старшие дети показывают пример, а педагоги подбадривают, создавая положительный эмоциональный настрой, возникает чувство радости за малейшие успехи каждого ученика.

Мотивируем детей на упражнения со скакалкой, организуя в начальной школе «День прыгуна». Сначала представитель РДШ приходит в классы, рассказывает о пользе прыжков на скакалке. Текст составляла ученица 5В класса Назарова Катя: «В наше время школьники ведут малоподвижный образ жизни – в школе, сидя за партой и дома, занимаясь за компьютером или делая уроки. А это ухудшает здоровье, портит осанку, зрение и т.д. Скакалка – это простой легкий спортивный снаряд, который может всегда быть при тебе: и дома, и в школе, и на улице. Научиться прыгать на скакалке достаточно легко. Со скакалкой можно придумать много увлекательных забав, которые станут полезны для здоровья. Прыжки на скакалке развивают ловкость, выносливость, легкость, укрепляют мышцы и сердечно-сосудистую систему, улучшают осанку, исправляют плоскостопие и сколиоз, развивают аппетит и улучшают сон. Кроме того, эти занятия приносят массу удовольствия и веселья».

Затем представитель РДШ приглашает принять участие в празднике «День прыгуна», объявляет этапы его проведения.

I этап проходит в классе. Каждый ученик показывает свое умение. Отбираются четыре лучших прыгуна, которым доверяется представлять класс на празднике. Они упражняются в скорости, синхронности, изобретают различные способы осуществления прыжков. Готовят речёвку и форму.

II – школьный этап. Начинается в назначенный день с парада команд, здесь они проговаривают свои речёвки. Затем выполняются задания:

Слаженность. Синхронность прыжков всеми членами команды.

Скорость. Число прыжков за 30 секунд. Прыгают все члены команды. Число прыжков суммируется.

Особые способы прыжков. Каждый участник команды показывает любые способы, но судья учитывает только те, которые не повторялись прыгунами данной команды.

Ловкость и интеллект. Во время прыжков требуется назвать 5 различных предметов. Участник сам выбирает, что перечислять: мебель, посуду, города, марки автомобилей, имена людей, названия животных, растений и т.д.

Судьями являются члены РДШ. Подводятся итоги, торжественно вручаются грамоты и дипломы.

Другим нашим начинанием является «Танцевальная переменка». Она проходит три раза в неделю после третьего урока. Проводит её педагог дополнительного образования Е.П. Тонких. На уроках ритмики вместе с учащимися под быструю веселую музыку, взятую из интернета, придумываются коллективные движения. Удерживается общий образ: «Вместе весело шагать по просторам» – маршировка и перестройки; «Летка-Енька» – цепочки и круги; «Африка» – имитация коллективного танца африканских аборигенов; «Соку-соку» – флэш-моб; «У и у а а» – детский современный танец; «Ламбада»; «Крейзи фрог»; «Машина».

Наблюдаемые результаты:

– Повышается двигательная активность учащихся начальных классов.

– Снижается травматизм на переменах.

– Учащиеся приобретают знания и навыки, необходимые для формирования стереотипа здорового образа жизни.

– Дети овладевают навыками самостоятельной организации свободного времени.

– Развиваются коммуникативные способности.

– Улучшается психологический климат в детских коллективах.

– Повышается уровень самооценки у неуверенных детей.

– Успешней проходит адаптация первоклассников к условиям гимназии.

Количество просмотров: 7680  

Добавить комментарий

1. Экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса к формированию основ правильного питания у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
2. Здоровьесберегающие технологии в условиях ДОУ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
3. Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышения мотивации к его сохранению через использование современных здоровьесберегающих технологий ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
4. Актуальные вопросы организации логопедической помощи в ДОУ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
5. Организация развивающей среды в ДОУ по формированию основ безопасности и правил дорожного движения ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
6. Использование нейроупражнений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ТНР ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
7. Логопедическая игра как эффективное средство развития речи и двигательной активности детей ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Свет музыки в каждом: музыкотерапия с детьми с расстройством аутистического спектра ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Рисование как средство коррекции нарушений устной и письменной речи младших школьников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Проектная деятельность как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников ДОО в процессе коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Взаимодействие с родителями детей раннего возраста посредством игровых видеороликов по профилактике психо-речевых нарушений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Организация и проведение «Фестиваля синих мишек» в рамках акции «Зажги синим» в коррекционной школе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников в рамках реализации проекта «Путешествие по стране эмоций» по развитию эмоционально-волевой и двигательной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ и ООП посредством интегрированного подхода ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Организация работы с родителями по вопросам рационального питания детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Правильное питание в МБОУ СОШ № 196 ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Взаимодействие педагогов с родителями в условиях дошкольной образовательной организации ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Использование метафорических ассоциативных карт в практике педагога-психолога для консультирования родителей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Сохранение и укрепление здоровья дошкольников через расширение знаний детей о правилах питания ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Практика организации психологического сопровождения семей участников СВО в условиях образовательной организации ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Проектирование современного учебного занятия с использованием нейропсихологических упражнений в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы